Проектная деятельность в формировании функциональной грамотности на урокай английского языка
Английскй философ и социолог Арнольд Тойнби в книге "Постижение истории" анализируя современное общество, его потребности и цели, умозаключает, что в современном технократном мире человечество постоянно стоит перед вызовами, и, соответственно, человеку приходится делать нелегкий выбор и дать ответ этим вызовам. В нашем обществе одним из таких вызовов является функциональная грамотность. В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». По определению Леонтьева А.А., «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Иначе говоря, это личность, владеющий инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющий находить эффективные способы решения проблемы, ставить перед собой цель для достижения результата, определяет задачи для достижения поставленной цели, представляет ход и результат проделанной работы, умеет проводить рефлексию собственной деятельности. Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, информационную, социальную грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление. Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения.
1)компетентностный подход (познавательных и коммуникативных )
2)развитие критического ( нестандартного мышления)
3)групповая форма работы
4) взаимообучение
5)самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности
6) площадка для развития индивидуальных способностей учащихся.
7) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных людях.
Именно в проектной деятельности заключен инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?
Метод проекта возник давно. Автор -- Джон Дьюи. Строится он по принципу 5П: проблема, поиск информации, проектирование, продукт, презентация. Концепция метода проектов положена идея о направленности учебнопознавательной деятельности учащихся на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Проекты бывают долгосрочные и краткосрочные. Проектно-исследовательскую деятельность можно осуществлять не только в группах, а при сотрудничастве классами, школами и даже международными организациями.
В методическом арсенале учителя много различных приемов, способов, инновационных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся. Наиболее актуальными в условиях реализации ФГОС становятся технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, модульная, проектная, информационно– коммуникационная технологии. Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности. Оно является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Ведь проект – это и метод, и содержание, и форма организации учебного процесса, и технология. С этапом обучения меняется не только тематика – в соответствии с возрастными интересами обучающихся и различной степени сложности, но и используемые виды деятельности и тип продукта.
При отборе тематик проектов необходимо руководствоваться следующими критериями: актуальность темы для учащихся;
учет возрастных особенностей целевой группы;
наличие новой (для учащихся) информации;
наличие фактов, понятий, имен, географических названий, наименований товаров, цифр, дат и т.д.;
иллюстраций, схем, диаграмм, мнений.
1.Тема проекта должена быть интересена ученику.
2. Тема проекта должена содержать неизвестную ученику информацию.
3. Тема проекта должена развивать кругозор.
4. Тема проекта не должена быть перегружена цифрами, датами, терминами.
5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании, способствуют развитию познавательной активности.
6.Уровень трудности проекта должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать.
7. Объем не должен превышать норму.
8. Проект должен быть структурирован
Проектно - исследовательская деятельность решает следующие задачи:
Образовательная: актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
При использовании проектной технологии каждый учащийся:
• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения;
• умение отвечать за свою работу и за работу группы в целом;
• выполняют разные роли: ответственный, член группы, оформитель, репортер, ведущий, технический исполнитель, и др. Повышается значимость каждого ученика в группе, так, как каждому находится задание по силам.
Проектная работа подразумевает 4 основных этапа, где и у учащихся и у преподавателя есть свои конкретные функциональные задачи;
1. погружение в проект;
2. организация деятельности;
3. осуществление деятельности;
4.презентация.
Перед началом проектно-исследоватеньской деятельности следует уточнить критерии оценивания длв всех учащихся, а в конце учитель составляет методический паспорт учебного проекта.
Технология развития критического мышления через проект представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией на английском языке. Проблематика и спектр тем проектов в учебниках английского языка широк: от школьных событий (от обучающихся требуется осмысление ситуации, выбор, речевое и неречевое оформление продукта, изложение по плану) до обсуждения исторических тем, самостоятельно проведенных опросов и анализа их результатов. В начальной школе учащиеся учатся самостоятельно осуществлять предварительное планирование, обдумывать цели, искать необходимую информацию. С детьми этого возраста проводится работа над полноценными проектами имеющими творческий или научный характер. Как следствие, учащиеся часто обращаются к словарям, запоминают иностранные слова, формируются навыки построения диалога и т.д. У учашихся накапливается собственный банк знаний.
Актуальность проектной деятельности заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартные задачи и анализируют необычные ситуации, раскрывают свой творческий потенциал и развивают исследовательские умения, позволяют организовать целенаправленную самостоятельную работу, повышают свою самооценку, с удовольствием отмечают свои успехи и успехи одноклассников. Возрастает интерес к процессу обучения, помогает подготовиться к ВПР в 7 классах. К концу работы над проектом они оценивают свои действия, находят ошибки, недочеты, определяют их причины и пути исправления недостатков, то есть делают рефлексию и учатся доводить работу до конца.
В заключении стоит еще добавить, что этот метод применим к системам знаний всех без исключения учебных дисциплин.
к.ф. н.
учительница английского языка
Петросян Н. А.
Литература:
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам М.: Икар, 2009. - 448 с., С. 226-227, 342.
Бутенко, А. В., Ходос, Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие. : МИРОС, 2002.
Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с. 16–17
Горячев А. В., Иглина Н. И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2 – 4 классы). – М.: Баласс, 2010г.
Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №4.
Методическое пособие «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественногуманитарного цикла», Астана ,2013г.
Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя / Под общ. редакцией Крыловой О. Н. – СПб. : «Аграф», 2004.
Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. - Астана, 2013
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. – 2004. – №4.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Ж. Иностранные языки в школе.2000г. №2,3
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 180 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007.
Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.П. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2006. – 116 с
Формирования функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ - технологии, Ляш Татьяна Александровна, , Слово педагога, 2020
Ресурсы интернета:
Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65081.htm.
Сайт « Образование для новой эры» http://www.о-мир.рф/ Анатолий Гин, Сергей Фаер, Ирина Андржеевская.
http://youtube.com/watch?v=hawW7HIXCRM
https://videouroki.net/razrabotki/primienieniie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html
Фестиваль педагогических идей http://festival.lseptember. ru/