ПРОГРАММА
элективного курса по английскому языку
«СТРАНОВЕДЕНИЕ»
9 класс
Срок реализации – 1 год
Количество часов – 35
Руководитель ИГЗ – Абрамычева Е.Е.
МБОУ МО Плавский район «Горбачевская СОШ»
2012-2013 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа элективного курса для учащихся 9-х классов составлена с учетом требований Федерального компонента Государственного Стандарта основного общего образования по иностранному языку и примерных программ по иностранным языкам на основе материалов УМК «Английский язык» Биболетовой М.З. и УМК «Английский язык» Кузовлева В.П.( 8-9 классы), а также различных учебных пособий, материалов СМИ и Интернет-ресурсов. В настоящей программе учтены программы формирования универсальных учебных действий в основной школе. Программа рассчитана на 1 час в неделю в 9 классе.
Введение страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроках иностранного языка содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на ИЯ.
Обучение общению на ИЯ в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без этого нет и не будет практического овладения языком. Из этого следует, что культуроведческая направленность обучения ИЯ обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей (как и на других учебных предметах), но также вполне конкретных практических целей.
Цели и задачи программы:
Цели:
развивающие:
1) показать значение иностранного языка в диалоге культур;
2) показать учащимся практическое значение “страноведения”;
3) развивать у учащихся приобретённые ранее знания, навыки и умения;
4) показать роль англо-говорящих стран, их культуры и экономики;
5) развивать умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний в области иностранного языка;
6) развивать у учащихся познавательный интерес.
обучающие:
1) подготовка учащихся к сдаче экзаменов;
2) обучение навыкам проектной работы;
3) обеспечить усвоение задач, входящих в содержание темы урока;
4) проконтролировать степень усвоения умений и навыков.
воспитательные:
1) содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
2) осуществлять нравственное воспитание.
Задачи научить:
- понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренным программой;
- правильно и самостоятельно выражать своё мнение в устной и письменной форме;
- критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;
- использовать соответствующую справочную литературу и словари;
- отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение;
- выполнять проектные работы и рефераты;
- работать самостоятельно и в коллективе
Содержание курса
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
1) лингвострановедческий компонент:
- знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их, а также фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы, афоризмы как источник национально-культурной информации;
- знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англо-говорящих странах; историей и географией; общественными и социальными отношениями в этих странах; политической системой; обычаями и системой ценностей; экономикой; хозяйственными связями и условиями труда; окружающей средой; средствами массовой информации, проблемами миграции;
- текстовой материал, содержащийся в учебниках и учебных материалах по страноведению;
2) общеучебный компонент:
- учебно-организационные умения, связанные с формированием у школьников 9-х классов способности работать в различных режимах; объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал;
- учебно-коммуникативные умения, проявляющиеся в культуре общения, т.е. в умениях слушать и слышать партнёра по общению, обосновывать свою точку зрения.
Основные положения, на которых строится процесс обучения страноведению.
1. В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
2. Курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, вовлекающему в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию и взаимопомощи.
3. Дифференцированный подход, предполагающий учёт уровня обученности школьников, реализуется в данном курсе через:
- использование материала разного уровня трудности (например, индивидуальная работа с раздаточным материалом, когда каждый ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки);
- использование опор (план, ключевые слова, выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем обученности для построения высказывания);
- разный объём знаний учащихся по теме;
- разные способы контроля.
4. В основе технологии обучения страноведению – вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.
Формы занятий:
- аудиторные групповые занятия под руководством учителя;
- индивидуальная, самостоятельная работа;
- занятия в кабинете ИКТ;
- индивидуальные консультации.
На занятиях предусматривается:
- работа с текстом лингвострановедческого содержания;
- работа с картинками, CD, с видеоматериалами;
- работа с географическими картами;
- работа со знаками и символами культуры;
- работа с проектами и сообщениями страноведческого характера, выход в Интернет;
Содержание образования:
В области аудирования
- умение понимать на слух основное содержание текста,
- умение понимать в прослушиваемом тексте запрашиваемую информацию.
В области чтения
- умение читать текст с пониманием общего содержания,
- умение понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию.
В области говорения
В области письма
принятых в англоязычных странах.
Контроль и оценка
Контроль и оценка должны показывать, в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Кроме того, цель оценки заключается
- в формировании у школьника уважительного отношения к себе;
- в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях).
Требования к уровню усвоения курса
К концу обучения учащиеся должны :
- знать и понимать реалии ( слова, обозначающие предметы национальной культуры);
- уметь употреблять эти слова;
- знать номинативную лексику по страноведческим темам;
- уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать
изучаемый материал;
- уметь использовать справочную литературу, словари;
- уметь работать с различными источниками информации, включая сайты Интернета;
- уметь слушать и слышать партнера по общению.
Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеучебные умения учащихся, их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению ИЯ в целом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Прим. | Домашнее задание |
1 | Что изучает страноведение. Знакомство с учебником и структурой курса. | 7.09.12. | Индивид. задания |
2 | Великобритания. География, климат, население. Составление плана текста. | 14.09.12. | Пересказ текста |
3 | Великобритания и ее составные части. Практикум аудирования и чтения вслух. | 21.09.12. | Составление плана текста |
4 | Политическая система Великобритании. Составление схемы и ее интерпретация. | 28.09.12. | Рассказ по схеме. |
5 | Система образования в Британии. Практикум монологической устной речи. | 5.10.12. | Индивид. задания |
6 | Британия и ее Университеты. Учимся составлять summary. | 12.10.12. | Написать summary. |
7 | СМИ в Британии. Практикум диалогической устной речи. | 19.10.12. | Составить план интервью |
8 | Частная жизнь людей в Британии. Ролевая игра. | 26.10.12. | Записи в тетради |
9 | Жизнь замечательных людей. Д.Байрон, А. Конан-Дойль, Б. Бриттен. | 2.11.12. | Мини-проекты |
10 | Обобщение изученного материала. Выполнение заданий по лексике и грамматике. | 16.11.12. | Индивид. задания |
11 | Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, климат. Чтение текста с поиском информации. | 23.11.12. | Составление плана текста |
12 | 9 регионов Америки. Новая Англия. Лексико-грамматические упражнения. | 30.11.12. | Пересказ текста |
13 | Нью-Йорк. Работа с картой, практикум диалогической устной речи. | 7.12.12. | Составить план интервью |
14 | Средне-Атлантический регион. Практикум аудирования с полным пониманием содержания. | 14.12.12. | Записи в тетради |
15 | Южные штаты. Чтение текста с поиском заданной информации. | 21.12.12. | Работа с картой. |
16 | Регион Великих озер. Практикум монологической устной речи. | 28.12.12. | Записи в тетради |
17 | Техас и Аляска – земля сильных людей. Урок-дискуссия. | 18.01.13. | Составить план интервью |
18 | Народ Америки. Чтение текста с полным пониманием. | 25.01.13. | Составление плана текста |
19 | Политическая система США. Составление схемы и ее интерпретация. | 1.02.13. | Рассказ по схеме. |
20 | Образование, досуг, спорт, частная жизнь и праздники Америки. Практикум диалога. | 8.02.13. | Индивид. задания |
21 | Жизнь замечательных людей. М.Твен. Г.Форд. У.Дисней. | 15.02.13. | Мини-проекты |
22 | Обобщение изученного материала. Выполнение заданий по лексике и грамматике. | 22.02.13. | Записи в тетради |
23 | Географическое положение Австралии. Обзор исторических событий. Работа с микротекстами. | 1.03.13. | Составление плана текста |
24 | Перевернутый мир. Флора и фауна Австралии. Практикум аудирования с извлечением информации. | 7.03.13. | Пересказ текста |
25 | Сравнительный анализ политических систем Австралии и Великобритании. Практикум монологической устной речи. | 15.03.13. | Рассказ по схеме. |
26 | Аборигены Австралии и их борьба за свои права. Чтение текста с пониманием общего содержания. | 22.03.13. | Записи в тетради |
27 | Спорт в Австралии. Олимпийские игры в Сиднее в сравнении с Олимпиадой в Лондоне. Работа с микротекстами. | 5.04.13. | Индивидуальные задания |
28 | Остров Тасмания и другие штаты и территории. Практикум монологической устной речи. | 12.04.13. | Пересказ текста |
29 | Австралийский кинематограф. Звезды мирового кино – Мэл Гибсон, Хью Джекман и др. Мини-проект. | 19.04.13. | Мини-проекты |
30 | Новая Зеландия. От маори до наших дней. Практикум аудирования с извлечением информации. | 26.04.13. | Записи в тетради |
31 | Географическое положение, флора и фауна Новой Зеландии. Чтение текста с извлечением информации. | 3.05.13. | Написать summary. |
32 | Там, где снимался «Властелин Колец»… Практикум диалогической устной речи. | 10.05.13. | Составить план интервью |
33 | Новая Зеландия, как член Содружества Наций. Практикум монологической устной речи. | 17.05.13. | Рассказ по схеме |
34 | Англоязычные страны. Урок-викторина. | 24.05.13. | Индивидуальные задания |
35 | Обобщение и повторение изученного материала. | 30.05.13. | Индивидуальные задания |
| | | |
ЛИТЕРАТУРА:
Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: УМК для 9 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012.
В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа и др. Английский язык. УМК для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
Тимановская Н.А. Взгляд на англоговорящие страны. Учебное пособие для 8-11 кл. общеобразовательной школы, студентов. Тула, Автограф, 1999.
Материалы СМИ и Интернет-ресурсы.