СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и календарно – тематическое планирование (Литературное чтение, 4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая  программа составлена на основе ФГОСНОО и примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального  общего  образования: Приказ  Министерства образования и  науки  Российской  Федерации от 6 октября 2009 года №373  «Об  утверждении  и  введении  в  действие  Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального  общего  образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785) и авторской программы «Литературное чтение» Ефросинина Л.А. (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).

Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРНО.литература в сокращении»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание

1

Произведения фольклора. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» (комбинированный




2

Произведения фольклора. Былина «Волх Всеславович» (урок усвоения новых знаний)




3

Произведения фольклора. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» (урок усвоения новых знаний)




4

Произведения фольклора. Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» (урок усвоения новых знаний)




5

Произведения фольклора. Обобщение по разделу (урок систематизации и обобщения знаний и умений)




6

Басни. Русские баснописцы. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»;

И.И. Хемницер «Стрекоза»; Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» (комбинированный)




7

Басни. Русские баснописцы. И.И. Хемницер «Друзья».

Дополнительное чтение:

И.А. Крылов «Крестьянин в беде»(урок усвоения новых знаний)




8

Басни. Русские баснописцы. А.Е. Измайлов «Кукушка».

Дополнительное чтение:

И.А. Крылов «Осёл и соловей», А.Е. Измайлов «Лестница» (урок усвоения новых знаний)




9

Басни. Русские баснописцы. И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Дополнительное чтение: С.В. Михалков «Слово о Крылове» (урок усвоения новых знаний)




10

Басни. Русские баснописцы. Обобщение по разделу «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений)




11

В.А. Жуковский «Песня», «Ночь», «Вечер», «Загадки»(урок усвоения новых знаний)




12

Волшебные сказки.

В.А. Жуковский «Спящая

царевна» (урок усвоения новых знаний) Волшебные сказки.

В.А. Жуковский «Спящая

царевна» (урок усвоения новых знаний)




13

Волшебные сказки.

В.А. Жуковский «Спящая

царевна» (урок усвоения новых знаний) Волшебные сказки. В.А. Жуковский «Спящая

царевна». Дополнительное чтение «Сказка о царе Берендее» (комбинированный)




14

Обобщение по теме «Проверьте себя»(урок систематизации и обобщения знаний и умений)




15

А.С. Пушкин Стихотворение «Осень» (отрывки). Дополнительное чтение: Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении) (урок усвоения новых знаний)




16

А.С. Пушкин «И.И. Пущину», И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). А.С. Пушкин «Зимняя дорога» (урок усвоения новых знаний)




17

Из «Воспоминаний В.И. Даля».Дополнительное чтение: А.С. Пушкин«Сказка о золотом петушке», «Песнь о вещем Олеге» (урок усвоения новых знаний)




18

М.Ю. Лермонтов. Стихи «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус» (урок усвоения новых знаний)




19

Стихи о природе.М.Ю. Лермонтов«Горные вершины…», «Утёс»Дополнительное чтение. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», восточная сказка (урок усвоения новых знаний)




20

Слушание и работа с книгами М.Ю. Лермонтова. Книги-справочники о М.Ю. Лермонтове.Дополнительное чтение: М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня» (комбинированный)




21

Волшебные сказки. П.П. Ершов «Конёк - Горбунок» (урок усвоения новых знаний)




22

Волшебные сказки. «Конёк - Горбунок» (урок актуализации знаний и умений)




23

Стихотворение «Кто он?» (урок усвоения новых знаний)




24

Урок-обобщение «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений)




25

В.М. Гаршин«Лягушка - путешественница» (урок усвоения новых знаний)




26

В.М. Гаршин«Лягушка - путешественница» (урок усвоения новых знаний) В.М. Гаршин«Лягушка - путешественница» (урок актуализации знаний и умений)




27

Слушание и работа с детскими книгами.Дополнительное чтение: В.М. Гаршин«Сказка о жабе и розе» (урок усвоения новых знаний)




28

Обобщение по разделу «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений)




29

Н.Г. Гарин - Михайловский«Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы») (урок усвоения новых знаний)




30

Н.Г. Гарин - Михайловский«Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тёмы») (урок актуализации знаний и умений)




31

Слушание и работа с книгами.Дополнительное чтение: К.М. Станюкович«Максимка» (урок усвоения новых знаний)




32

Дополнительное чтение. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» (урок усвоения новых знаний)




33

Произведения зарубежных писателей. Виктор Гюго «Козетта» (урок усвоения новых знаний)




34

Произведения зарубежных писателей. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (главаII, в сокращении) (урок усвоения новых знаний)




35

Произведения зарубежных писателей.Дополнительное чтение: 1 и 2 главы из романа « Приключения Гекльберри Финна» (комбинированный)




36

Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди» (урок усвоения новых знаний)




37

Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди» (урок актуализации знаний и умений)




38

Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди» (урок актуализации знаний и умений)




39

Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года.Дополнительное чтение: Х.-К. Андерсен «Самое невероятное" (урок усвоения новых знаний)




40

Слушание и работа с книгами Х.-К. Андерсена.Дополнительное чтение. К.Г. Паустовский«Великий сказочник» (урок усвоения новых знаний)




41

Урок-обобщение «Проверьте себя " (урок систематизации и обобщения знаний и умений)




42

В мире книг. Книга книг.Дополнительное чтение. «Блудный сын». Библейское предание (урок усвоения новых знаний)




43

Дополнительное чтение. «Суд Соломона». Библейское предание (урок усвоения новых знаний)




44

Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет»: «Деятельность Ярослава» (урок усвоения новых знаний)




45

Слушание и работа с книгами.Дополнительное чтение. Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Никите Кожемяке», «Повесть о Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого» (урок усвоения новых знаний)




46

Мифы народов мира.Дополнительное чтение.Древнегреческий миф «Арион», «Дедал и Икар» (урок усвоения новых знаний)




47

Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение»Дополнительное чтение:древнеиндийский миф «Создание ночи» (урок усвоения новых знаний)




48

Мифы народов мира.Дополнительное чтение.Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Обобщение по разделу «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений)




49

Комплексная контрольная работа(урок контроля знаний и умений)





50

Л.Н. Толстой. Рассказ «Акула»Дополнительное чтение«Воспоминания Л.Н. Толстого» (урок усвоения новых знаний)




51

Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата» (урок усвоения новых знаний)




52

Л.Н. Толстой. Басня «Мужик и Водяной» (урок усвоения новых знаний)




53

Л.Н. Толстой. Рассказ «Черепаха» (урок усвоения новых знаний)».





54

Л.Н. Толстой. Рассказ «Русак» (урок усвоения новых знаний)




55

Л.Н. Толстой. Былина «Святогор - богатырь».Дополнительное чтение: Народная былина «Святогор» (урок усвоения новых знаний)




56

Обобщение по разделу. «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений)




57

А.А. Блок. Стихи о Родине. «Россия». Дополнительное чтение «Русская земля» (урок усвоения новых знаний)




58

А.А. Блок. «Рождество»Дополнительное чтение: А.А. Блок«На поле Куликовом» (урок усвоения новых знаний)




59

К.Д. Бальмонт. Стихи о Родине, о природе. «Россия», «К зиме» (урок усвоения новых знаний)




60

К.Д. Бальмонт. Стихи о природе. «Снежинка», «Камыши» (комбинированный)




61

К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи. «У чудищ», «Как я пишу стихи» (комбинированный)




62

Слушание и работа с детскими книгами.Дополнительное чтение: К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка» (комбинированный)




63

А.И. Куприн «Скворцы»Дополнительное чтение: «Четверо нищих». Очерк «Воспоминание об А.П. Чехове» (урок усвоения новых знаний)




64

Дополнительное чтение. Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк». В.М. Песков. «В гостях у Сетон-Томпсона» (урок усвоения новых знаний)




65

Обобщение по разделу. Проверьте себя (урок систематизации и обобщения знаний и умений)




66

И.А. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство» (урок усвоения новых знаний)




67

И.А. Бунин.«Листопад» (отрывок) (урок усвоения новых знаний)




68

Урок-обобщение по теме «Русские поэты». «Проверьте себя " (урок систематизации и обобщения знаний и умений)




69

Урок-обобщение по теме «Русские поэты». «Проверьте себя " (урок систематизации и обобщения знаний и умений)Стихотворение «Словарь»Дополнительное чтение: С.Я. Маршак. «Загадки», «Зелёная Застава» (урок усвоения новых знаний)




70

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины) (урок усвоения новых знаний)




71

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины) (урок актуализации знаний и умений)




72

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины) (урок актуализации знаний и умений)




73

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины)Дополнительное чтение. С.Я. Маршак «Сказка про козла»(урок актуализации знаний и умений)




74

Маршак – переводчик. Р. Бёрнс. «В горах моё сердце…» (переводС.Я. Маршака)Дополнительное чтение. С.Я. Маршак «Ледяной остров» (комбинированный)




75

Н.А. Заболоцкий «Детство» (урок усвоения новых знаний)




76

Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»Дополнительное чтение: «Весна в лесу» (урок усвоения новых знаний)




77

Произведения о детях войны.Дополнительное чтение. В.П. Катаев «Сын полка» (урок усвоения новых знаний)




78

Произведения о детях войны.Дополнительное чтение. К.М. Симонов «Сын артиллериста» (урок усвоения новых знаний)




79

Стихи о родной природе. Н.М. Рубцов «Берёзы» (урок усвоения новых знаний)




80

Стихи о Родине. «Тихая моя родина».Дополнительное чтение. Н.М. Рубцов. «Ласточка»(урок усвоения новых знаний)




81

Дополнительное чтение. А.П. Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья» (урок усвоения новых знаний)




82

Урок - обобщение «Проверьте себя»(урок систематизации и обобщения знаний и умений)




83

Произведения С.В. Михалкова «Школа».Дополнительное чтение. «Как бы жили мы без книг?» (урок усвоения новых знаний)




84

Произведения С.В. Михалкова «Хижина дяди Тома» (урок актуализации знаний и умений)




85

Басни С.В. Михалкова. «Зеркало».Дополнительное чтение. «Любитель книг», «Чужая беда» (урок усвоения новых знаний)




86

Дополнительное чтение. С.В. Михалков «Как старик корову продавал» (комбинированный)




87

Контрольная работа за 2 полугодие (урок контроля знаний и умений)





88

Юмористические произведения. Н.Н. Носов «Федина задача» (урок усвоения новых знаний)




89

Юмористические произведения. И.Л. Гамазкова. «Страдания».Дополнительное чтение. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (урок усвоения новых знаний)




90

Дополнительное чтение. А.М. Горький «Пепе» (урок усвоения новых знаний)




91

Очерки о Родине. И.С. Соколов-Микитов. «Родина».Дополнительное чтение. М.А. Шолохов. «Любимая мать-отчизна» (урок усвоения новых знаний)




92

Очерки о людях. Н.С. Шер. «Картины-сказки». А.М. Горький «О сказках». А.И. Куприн. «Сказки Пушкина» (урок усвоения новых знаний)




93

Очерки о людях.Дополнительное чтение. Р.Ф. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Ю.Я. Яковлев. «Право на жизнь» (урок усвоения новых знаний)




94

Обобщение по теме. Проверьте себя (урок систематизации и обобщения знаний и умений)





95

Комплексная разноуровневая контрольная работа




96

Приключения. Путешествия. Фантастика. Н.П. Вагнер. «Фея Фантаста», «Берёза» (урок усвоения новых знаний)




97

Приключения. Путешествия. Фантастика. Н.П. Вагнер. Дополнительное чтение. «Сказка», «Руф и Руфина» (комбинированный




98

Приключения. Путешествия. Фантастика.Джонатан Свифт.

«Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)(урок усвоения новых знаний)




99

Приключения. Путешествия. Фантастика.Джонатан Свифт.

«Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).Дополнительное чтение. М.М. Рыбаков. «О книге Дж. Свифта» (комбинированный




100

Н.П. Найдё­нова «Мой друг». Дополнительное чтение М. Горький «О книгах» (урок усвоения новых знаний)




101

Урок-обобщение

«Проверьте себя»(урок систематизации и обобщения знаний и умений)




102

Библиотечный урок " В мире

книг". Рекомендации для

летнего чтения (урок систематизации и обобщения знаний и умений)






Просмотр содержимого документа
«программа по чтению»

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОСНОО и примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785) и авторской программы «Литературное чтение» Ефросинина Л.А. (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».- 3-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2009 Программа рассчитана на 102 часа: (34 учебные недели, по 3 часа в неделю

I Планируемые результаты

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

      • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

      • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

      • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

      • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

      • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

      • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

      • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

      • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

      • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

      • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

      • осуществлять синтез как составление целого из частей;

      • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

      • устанавливать причинно-следственные связи;

      • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

      • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

      • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

      • устанавливать аналогии;

Выпускник получит возможность научиться:

      • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

      • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

      • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

      • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей


Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

      • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

      • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

      • формулировать собственное мнение и позицию;

      • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

      • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

      • задавать вопросы;

      • контролировать действия партнёра;

      • использовать речь для регуляции своего действия;

      • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

      • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной, позиции других людей;

      • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

      • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

      • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

      • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

      • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

      • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

      • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

      • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

      • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

1. Предметные результаты.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в

  • практической деятельности;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели

  • чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой. Без использования терминологии.

Раздел «Творческая деятельность»

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;

  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • способам написания изложения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих

  • понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства

  • художественной выразительности (в том числе из текста).

  • II Содержание программы

Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы, мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.2

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и при­ключениях.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в един­стве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.

Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знании и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жан­рам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты(«добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» а т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика,сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов).Сведения об авторе. Элементарные знания о времени созда­ния произведения.

Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп,тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из Прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоз­дание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

  • обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

  • самостоятельный выбор книги на определенную тему;

  • чтение детской периодики;

  • использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.).

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений о взаимообогащении музыки и литературы;

  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.



























III Тематическое планирование

Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

1

Фольклор

5

2

Басни

5

3

Произведения В.А. Жуковского

4

4

Произведения А.С. Пушкина

3

5

Стихи М.Ю. Лермонтова

3

6

В мире сказок

5

7

Произведения русских писателей о детях

7

8

Произведения зарубежных писателей

6

9

Книги Древней Руси

7

10

Произведения Л.Н. Толстого

7

11

Русские поэты

12

12

Произведения С.Я. Маршака

6

13

Произведения о Родине

11

14

Произведения детям

7

15

Очерки

7

16

Путешествия, приключения, фантастика

7


Всего

102 часа