СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса по выбору для 5-6 классов "Азбука логического мышления"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Азбука логического мышления" предназначен для внеурочной работы по математике с учащимися 5-6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору для 5-6 классов "Азбука логического мышления"»



Азбука логического мышления.

Программа курса по выбору для 5-6 классов.

Пояснительная записка

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к образованию. Однако, какими бы ни были эти требования, потребность общества в творческих, самостоятельно и логически мыслящих специалистах всегда была и остаётся актуальной. Поэтому перед современной школой встает проблема не просто подготовки учащихся к самостоятельной жизни, а в значительной степени подготовки их к самообразованию и саморазвитию.

Логика - наука о законах и формах правильного мышления. Логика учит мыслить четко, лаконично, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям, помогает отделить главное от второстепенного, классифицировать разнообразные понятия, подобрать формы доказательства истинных суждений и опровержение ложных. Знание логики повышает культуру мышления, помогает развивать умственные способности, правильно строить свои мысли и верно их выражать, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность профессиональной речи

Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать. Систематическое изучение науки логики — один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления.

Курс «Азбука логического мышления» предназначен для учащихся 5-6 классов и направлен на развитие личностных, общепредметных и общеинтеллектуальных умений.

Цели курса.

1. Пробудить интерес к логике как науке; показать значимость логики не только в математике, но и других сферах деятельности человека; дать учащимся представления о понятиях и законах логики.

2. Сформировать умения и навыки сравнения, анализа, классификации, обобщения изучаемого материала.

3. Научить ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать и доказывать суждения.

Задачи курса.

  • Познакомить учащихся с основными понятиями логики (формами и законами мышления).

  • Сформировать у учащихся практические навыки аргументации, доказательства и опровержении.

  • Научить учащихся применять полученные логические знания в процессе изучения математики, информатики и других школьных предметов.

  • выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач.


Планируемые результаты.

Изучение данного курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.

В личностном направлении:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

- понимать смысл поставленной задачи;

  • выстраивать аргументацию;

  • приводить примеры и контрпримеры;

  • умение распознавать логически некорректные задания;

  • отличать гипотезу от факта;

  • способность к эмоциональному восприятию задач, решений, рассуждений.

В метапредметном направлении:

- первоначальные представления об идеях и методах логики как универсальном языке науки и технике;

  • умение находить в различных источниках необходимую информацию для решения поставленных проблем;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации и аргументации;

  • умение самостоятельно ставить цели, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

В предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам курса;

  • умение работать с текстом, грамотно применять терминологию и символику;

  • умение проводить классификацию, логические обоснования, доказательство и опровержение различных суждений;

  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных умозаключениях;

  • умение применять полученные результаты, методы для решения задач практического характера.














Тематическое планирование.

5 класс

Тема занятия

Кол. час.

1

Предмет и значение логики.

1

2

Логика в математике

1

3

Ребусы.

1

4-5

Числовые ребусы

2

6-7

Магические квадраты.

2

8

Поиск закономерностей.

1

9

Логика высказываний.

1

10

Понятие. Суждение. Умозаключение.

1

11

Искусство доказательства и опровержения.

1

12

Доказательство от противного.

1

13

Гипотеза.

1

14

Метод исключения (метод предположения).

1

15-17

Олимпиадные задачи и их особенности.

3

18-19

Делимость и остатки.

2

20-21

«Раскраски»

2

22-23

Логические игры.

2

24

Логические задачи.

1

25-26

Метод здравых рассуждений.

2

27

Метод логических квадратов (таблиц).

1

28

Метод блок-схем.

1

29

Метод графов.

1

30-31

Круги Эйлера.

2

32-33

Страницы геометрии.

2

34

Итоговое занятие.

1

Итого


34


6 класс

Тема занятия

Кол.час.

1

Вводное занятие.

1

2-3

Понятие.Суждение.Умозаключение.

2

4-5

Метод доказательства и опровержения.

2

6-8

Олимпиадные задачи и методы их решения.

3

9

Поиск закономерностей.

1

10

Метод исключения.

1

11

Метод предположений.

1

12-13

Задачи на доказательство.

2

14-15

Геометрические задачи.

2

16-17

Логика высказываний.

2

18-20

Логические задачи.

3

21-22

Диаграммы Эйлера-Венна.

2

23-24

Принцип Дирихле.

2

25-26

Табличный метод решения задач.

2

27-28

Метод многоугольников (графов).

2

29-30

Алгоритм Евклида.

2

31-32

Делимость и остатки.

2

33-34

Защита проектов «Элементы математической логики»

2

Итого


34