ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучениюю
«Лесная школа».
Пояснительная записка
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь они теперь занимают более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются для детей данные сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче оценить свои поступки, осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволяет снизить школьную тревогу у детей, они учатся использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Цель программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
Профилактика школьной дезадаптации.
Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
Программа включает себя пять разделов:
1. Адаптация к школе
2. Отношение к вещам
3. Отношение к урокам
4. Школьные конфликты
5. Отношение к здоровью
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, Сформированность УУД.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Показатели неблагоприятной психологической адаптации.
- Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически
не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
- Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.
- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.
- Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.
Сформированность УУД.
1.Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Оценка эффективности реализации программы.
Для определения уровня социально-психологической адаптированности ребенка к школьному обучению применяется методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.).
Диагностика сформированности УУД включает в себя:
Коммуникативные УУД
- Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
- «Кто прав?» (Г.А. Цукерман)
Регулятивные УУД
- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);
- Тест Тулуз-Пьрона.
Личностные УУД
- «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой);
- Тест «Лесенка» (В.Г. Щур);
- Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург)
Познавательные УУД
Методический комплекс Л.А. Ясюковой (задания на диагностику развития познавательных психических процессов).
Время проведения занятий
Материал рассчитан на проведение занятий 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 40 минут.
Тридцать «лесных» сказок раскрывают 5 основных тем (блоков):
Тематический план
1 блок Сказки для школьной адаптации
«Создание Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила».
После каждой сказки детям предлагается нарисовать рисунок по данной теме. После прочтения всех сказок для школьной адаптации дети сочиняют правила. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Делают рисунки. Творческий подход добавляет положительные эмоции в выполнении школьных правил и в организации дисциплины. Адаптационный период проходит у каждого ученика по-разному, поэтому каждый хочет создать свою школу по-особенному. Ответы и рисунки детей являются диагностическим материалом и помогут увидеть, удовлетворены ли учащиеся школьным обучением, есть ли у них сильные эмоциональные переживания, школьная тревожность.
2 блок Сказки об отношении учеников к вещам
«Как собрать портфель», «Белочкин сон», «Госпожа Аккуратность», «Жадность», «Волшебное яблоко» (воровство), «Подарки в день рождения».
В школе дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют отношение к значимой для них деятельности – учебной. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактом для успешной учёбы.
Цель данных сказок: научить первоклассников правильно общаться с этими предметами, адекватно относится к ним, проявлять аккуратность и самостоятельность.
3 блок Сказки об отношении учеников к урокам и к знаниям
«Домашнее задание», «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка».
В период адаптации к школе у детей бывают сложности с выполнением уроков, домашних заданий. Для одних учеников оценки являются мощным стимулом для хорошей учёбы, а для других они – серьёзное препятствие для раскрытия своих возможностей, причина школьных страхов. Адекватное отношение учеников к результатам учёбы позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а так же возможность при желании их улучшить, то решение учебных проблем станет для детей привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками учеников в течении всей жизни.
4 блок Сказки о здоровье и о том, как стать большим.
«Режим. Телевизор», «Бабушкин помощник», «Прививка», «Больной друг».
Первый класс – это серьёзное испытание для здоровья детей. Нагрузка на руку, сидячий образ жизни в школе, переутомление при выполнении домашних заданий порой приводят к соматическим заболеваниям (сколиозу, головным болям, желудочно - кишечным расстройствам и др.). А если ребёнок мало бывает на воздухе, капризен в питании и увлекается телевизионными передачами или игрой в компьютер, то он будет усталым и раздражительным. Уговоры родителей, строгие убеждения педагогов здесь малоэффективны.
5 блок Сказки о школьных конфликтах.
«Ябеда», «Шапка-невидимка», «Задача для Лисёнка», «Спорщик», «Обида», «Хвосты», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна».
Эти сказки можно использовать в коррекционной работе с агрессивными детьми. В отличие от предыдущих блоков сказок здесь не прослеживается жёсткая сюжетная связь, то есть «конфликтные» сказки автономны. Поэтому их можно использовать отдельно друг от друга.
Педагог-психолог Янкевич О.А.