СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Основы технического черчения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий учебные план по "Основам технического черчения" 42 часа

Просмотр содержимого документа
«Программа "Основы технического черчения"»

Государственное автономное профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение

Архангельской области

«Няндомский железнодорожный колледж»

(ГАПОУ АО «НЖК»)



Согласовано

Зам. директора по УМР _____________/И.А.Хабарова/

«___» _______________2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ учебной ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Основы технического черчения

по профессии

23.01.09 Машинист локомотива








Няндома

2015 г.

Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих или служащих по профессии:

23.01.09 Машинист локомотива


Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Няндомский железнодорожный колледж».



Разработчик:

Осипов Андрей Владимирович – преподаватель «Основ технического черчения» Няндомского железнодорожного колледжа


Рецензент:


______________________________________

Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии преподавателей по направлению «Техника и наземный транспорт» и рекомендована к утверждению


Протокол заседания «____» «_________________» 2015 г.

Председатель _______________


Осипов Андрей Владимирович

преподаватель

Няндомского железнодорожного колледжа


СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка

4

2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ учебной ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. результаты освоения ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ учебной дисциплины

7

4. СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

5. характеристика основных видов учебной деятельности студентов

17

6. Контроль и оценка результатов освоения ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ учебной Дисциплины

18

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСкОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСкОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

19



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины (далее: Программа) ОП.01 «Основы технического черчения» по профессии предназначена для изучения «Основы технического черчения» в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих или служащих.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины ОП.01 «Основы технического черчения», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы ОП.01 «Основы технического черчения» направлено на достижение следующих целей:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- читать рабочие и сборочные чертежи и схемы

- выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов и узлов

знать:

-правила чтения технической документации

- способы графического представления объектов, пространственных образцов и схем

- правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов

- технику и принципы нанесения размеров

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих или служащих, (ППКРС).

Программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы технического черчения» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих или служащих, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программ СПО на базе основного общего образования (ППКРС).



2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 «Основы технического черчения»

2.1. Область применения программы

Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования по ППКРС:

23.01.09 Машинист локомотива

Рабочая учебная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы технического черчения» может быть использована для профессиональной подготовки рабочих различных подразделений железнодорожного транспорта.


2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в состав общепрофессионального учебного цикла.

2.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины (модуля):

максимальной учебной нагрузки студентов __63__ часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов __42__ часа,

самостоятельной работы студентов ___20___ час.


3. результаты освоения ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ учебной дисциплины.

Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины ОП.01 «Основы технического черчения» обеспечивает достижение студентов следующих результатов.

Личностных:

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

5. Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.

Метапредметных:

1. Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Уметь самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

7. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы.

Предметных:

1. Читать рабочие и сборочные чертежи и схемы.

2. Выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов и узлов

3. Использовать правила чтения технической документации

4. Применять способы графического представления объектов, пространственных образцов и схем

5. Знать правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов

6. Знать технику и принципы нанесения размеров



4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


4.1. Объем учебной дисциплины

и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:


практические занятия (практические работы)

20

лабораторные работы

-

контрольные работы

-

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов (всего)

21

Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета 2


4.2. Содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

самостоятельная работа

Объем часов

1

2

3

Раздел №1. Основные сведения о построении чертежей.


27

Тема 1.1. Введение в курс черчение.

Содержание.

Черчение: понятие, цели, содержание. Чертеж: история роль в технике на производстве. Требования к оформлению чертежей деталей: расположение видов, линии, масштабы, форматы шрифты. Нанесение размеров на чертежах деталей. Обозначение шероховатости поверхности. Чтение чертежа.

5




Практические работы:

1. Чертежный шрифт

2. Нанесение размеров на чертеже

3. Обозначение шероховатости поверхности

3

Самостоятельная работа:

Презентация, выполнение чертежей по теме.


3

Тема 1.2 Практическое построение геометрических построений

Содержание.

Способы деления угла, отрезка и окружности на равные части. Сопряжение прямых дугой заданного радиуса.

Сопряжение 2 –х дуг дугой заданного радиуса (внешнее, внутреннее, смешанное).

2



Практические работы:

1. Деление окружности на 3, 5, 6, 7, 8, 12 частей.

2. Построение сопряжений

2

Самостоятельная работа:

Презентация, выполнение чертежей по теме.


2

Тема 1.3. Аксонометрические проекции.

Содержание.

Аксонометрические проекции: Фронтально-диметрическая, изометрическая, Диметрическая прямоугольная проекция. Изображение окружности в аксонометрии. Выполнение аксонометрии геометрических тел. Выполнение аксонометрии детали.

2





Практические работы:

1. Построение детали в аксонометрических проекциях.

2. Окружность в изометрической проекции

2

Самостоятельная работа:

Презентация, выполнение чертежей по теме.

2

Тема 1.4. Чертежи в системе прямоугольных проекций

Содержание.

Прямоугольное проецирование. Комплексный чертеж расположение видов. Линии межпроекционной связи. Чтение чертежа. Построение комплексного чертежа детали. Проекция точки лежащей на плоскости предмета.

2

Практические работы:

1. Построение третьего вида по двум данным.

2. Построение комплексного чертежа усеченного геометрического тела

2

Самостоятельная работа:

Презентация, выполнение чертежей по теме.

2

Тема 1.5.Сечения и разрезы




Содержание.

Сечения: назначение, виды. Правила выполнения и обозначения сечений. Чтение чертежей с сечениями. Разрезы: виды, отличие разреза от сечения, правила выполнения простых разрезов. Сложные разрезы.

Чтение чертежа с разрезом.


3




Практические работы:

1. Построение сечений

2. Построение простых разрезов деталей.

3. Построение сложного ступенчатого разреза

3

Самостоятельная работа:

Подготовка сообщений по теме Сечения и разрезы.

2

Раздел №2. Машиностроительное черчение.


15

Тема 2.1. Рабочие чертежи деталей.

Содержание.

Рабочие чертежи: виды, требования. Расположение. Эскиз детали. Изображение резьбы, резьбовые соединения. Обозначение резьбы. Общие сведения о передачах. Чертежи цилиндрических зубчатых колес. Пружины. Изображение пружин.


4





Практические работы:

1. Построение эскиза по выданной детали

2. Изображение резьбы.

3. Чертеж пружины по заданным параметрам

4. Чертеж цилиндрической пружины сжатия

4

Самостоятельная работа:

Подготовка сообщений по теме Рабочие чертежи деталей.

4

Тема 2.2. Сборочные чертежи.

Содержание.

Сборочные чертежи: понятие, содержание. Спецификация: понятие, порядок чтения. Сборочные чертежи: размеры, чтение, условности и упрощения. Разрезы: понятие, правила штриховки смежных деталей. Чтение сборочного чертежа.

1




Практические работы:

1. Построение сборочного чертежа

1

Самостоятельная работа:

Подготовка сообщений по теме Сборочные чертежи.


3

Тема 2.3. Чертежи схем.

Содержание.

Схемы основные сведения. Кинематические схемы. Гидравлические схемы. Электрические схемы. Чтение схем. Условно-графические элементы. Правила выполнения схем.

2

Практические работы:

1. Чертежи кинематических схем

2. Чертежи электрических схем

3. Чертежи гидравлических и пневматических схем

3

Самостоятельная работа:

Подготовка сообщений по теме.

3

Дифференцированный зачет


1

Всего


63


4.3. Тематическое планирование учебной дисциплины.

№ п\п

№ темы

№ урока

Тема занятия

Тема урока

Общее количество часов

Количество лабораторных работ

Количество практических занятий

(практических работ)

Количество контрольных работ

Количество часов самостоятельной

(внеаудиторной) работы



Раздел 1. Основные сведения о построении чертежей.

27






1.1

Введение в курс черчение.

5


3


3

1

1.1.1

Требования к оформлению чертежей деталей

1





2

1.1.2

Расположение видов на чертеже

1





3

1.1.3

Чертежный шрифт

1





4

1.1.5

Практическая работа № 1

«Чертежный шрифт»



1



5

1.1.5.

Нанесение размеров на чертежах

1





6

1.1.6.

Практическая работа №2 «Нанесение размеров на чертеже»



1



7

1.1.7

Обозначение шероховатости поверхности.

1





8

1.1.8

Практическая работа № 3 «Обозначение шероховатости поверхности».



1




1.2.

Практическое построение геометрических построений

2


2


2

9

1.2.1

Способы деления угла, отрезка и окружности на равные части.

1





10

1.2.2

Практическая работа №4 «Деление окружности на 3, 5, 6, 7, 8, 12 частей»



1



11

1.2.3

Сопряжение.

1





12

1.2.4

Практическая работа № 5 «Построение сопряжений».



1




1.3.

Аксонометрические проекции.

2


2


2

13

1.3.1

Аксонометрические проекции: Фронтально-диметрическая, изометрическая, Диметрическая прямоугольная проекция.

1





14

1.3.2

Практическая работа № 6 «Построение детали в аксонометрических проекциях»



1



15

1.3.3

Изображение окружности в аксонометрии.

1





16

1.3.4

Практическая работа № 7 «Окружность в изометрической проекции».



1




1.4.

Чертежи в системе прямоугольных проекций

2


2


2

17

1.4.1

Прямоугольное проецирование. Плоскости проекций.

1





18

1.4.2

Практическая работа № 8 «Построение третьего вида по двум данным»



1



19

1.4.3

Построение усеченных геометрических тел

1





20

1.4.4

Практическая работа № 9 «Построение комплексного чертежа усеченного геометрического тела»



1




1.5.

Сечения и разрезы

3


3

1

2

21

1.5.1

Сечения: назначение, виды. Правила выполнения и обозначения сечений

1





22

1.5.2

Практическая работа № 10 «Построение сечений»



1



23

1.5.3

Разрезы: виды, отличие разреза от сечения, правила выполнения простых разрезов.

1





24

1.5.4

Практическая работа № 11 «Построение простых разрезов деталей».



1



25

1.5.5

Сложные разрезы. Ломаный и ступенчатый разрезы.

1





26

1.5.6

Практическая работа № 12 «Построение сложного ступенчатого разреза».



1





Раздел 2. Машиностроительное черчение

15






2.1.

Рабочие чертежи деталей.

4.


4.


4

27

2.1.1

Эскиз детали.

1





28

2.1.2

Практическая работа № 13 «Построение эскиза детали».



1



29

2.1.3

Резьбовые соединения.

1





30

2.1.4

Практическая работа № 14 «Изображение резьбы».



1



31

2.1.5

Чертёж цилиндрического зубчатого колеса

1





32

2.1.6

Практическая работа № 15 «Чертёж цилиндрического зубчатого колеса».



1



33

2.1.7

Чертежи пружин

1





34

2.1.8

Практическая работа №16 «Чертеж цилиндрической пружины сжатия»



1




2.2.

Сборочные чертежи

1


1


3

35

2.2.1

Сборочные чертежи.

1





36

2.2.2

Практическая работа № 17 «Построение сборочного чертежа».



1




2.3.

Чертежи схем

2


2


3

37

2.3.1.

Правила выполнения кинематических схем.

1





38

2.3.2.

Практическая работа № 18 «Чертежи кинематических схем»



1



39

2.3.3

Правила выполнения электрических схем.

1





40

2.3.4

Практическая работа № 19 «Чертежи электрических схем»



1



41

2.3.5

Практическая работа № 20 «Чертежи гидравлических и пневматических схем»






42


Дифференцированный зачет

1









ВСЕГО


22


20


21


5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ учебной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Основные сведения о построении чертежей.

- Выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов и узлов

- Способы графического представления объектов, пространственных образцов и схем

- Правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов

- Технику и принципы нанесения размеров

Машиностроительное черчение

- Читать рабочие и сборочные чертежи и схемы

- Правила чтения технической документации

- Выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов и узлов












6. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ и контрольных работ в соответствии с Фондом оценочных средств по учебной дисциплине.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


У-1. Читать рабочие и сборочные чертежи и схемы.

У-2. Выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов и узлов.

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях


экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

Знания:


З-1. Правила чтения технической документации.


экспертное наблюдение на практических занятиях, оценка выполнения домашнего задания (сообщения или презентации), устный опрос

З-2.Способы графического представления объектов, пространственных образцов и схем.


экспертное наблюдение на практических занятиях, оценка выполнения домашнего задания (сообщения или презентации, устный опрос)

З-3. Правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов.


экспертное наблюдение на практических занятиях, оценка выполнения домашнего задания (сообщения или презентации), устный опрос

З-4. Технику и принципы нанесения размеров.

экспертное наблюдение на практических занятиях, оценка выполнения домашнего задания (сообщения или презентации), устный опрос



7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСкОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСкОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ общепрофессиональной учебной ДИСЦИПЛИНЫ


7.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации учебной дисциплины

Реализация программы дисциплины (модуля) осуществляется в учебном кабинете «Техническое черчение».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий

- комплект плакатов

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением;

мультимедиапроектор.


7.2. Рекомендуемая литература.

Основные источники:

1. Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учеб. Для ПУЗ. - М.: Высш. школа, 2001.

2. Бахнов Ю.Н. Сборник заданий по техническому черчению: Учеб. пособие, Для СПТУ.-М.: Высш.школа,1988.

3. Бродский А.М. Черчение (металлообработка): Учеб. Для НПО.- М.: Академия, 2003.

4. Строительное черчение: Справочник. – М.: Академия, 2004.


9