СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1.1 Предметные результаты
1.Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов минуту);
- понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведя, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочимого текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;
- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; составлять план к прочитанному;
- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основам действующим лицам произведения;
- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать; называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;
- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного знания.
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
2.Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте костные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
-делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
1.2. Метапредметные результаты
.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся: формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Личностные УУД
Учащиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Тема . Летописи, былины, жития (10 ч)
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси.
Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри».
Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.
Проект: «Создание календаря исторических событий»
Тема 2. Чудесный мир классики (31 ч)
П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. События литературной сказки. Герои сказки. Характеристика героя.
А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана.
М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.
Л.Н.Толстой «Детство». Характер главного героя
Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев.
Тема 3. Поэтическая тетрадь ( 12 ч)
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.
Е.А.Баратынский. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…».
И.А.Бунин «Листопад». Картины осени. Сравнения, эпитеты.
Тема 4. Литературные сказки ( 18 ч)
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана сказки.
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.
П.П.Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям. Деление текста на части. Составление плана.
Тема 5. Делу время – потехе час ( 8 ч)
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени. В.Ю.
Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического рассказа.
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.
Тема 6. Страна детства (10 ч )
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.
Тема 7. Поэтическая тетрадь (6 ч )
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений М.Цветаевой разных лет.
Тема 8. Природа и мы ( 13 ч )
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.
А.И.Куприн «Барбос и Жулька».
М.М.Пришвин. «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.
Проект6 «Природа и мы».
Тема 9. Поэтическая тетрадь ( 8 ч)
Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени.Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.
Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества.
Тема 10. Родина ( 5 ч )
И.С.Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.ЖИгулин «О, Родина! В неярком блеске…»
Проект: «Они защищали Родину»
Тема 11. Страна фантазия (10 ч)
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.
Тема 12. Зарубежная литература ( 15 ч)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.Х.Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда.
Внутрипредметный модуль «Литературное слушанье»
Былина "Вольга Святославович". «Народные песни».Песня-слава "Русская Земля", героическая песня "Суворов приказывает армии переплыть море". Произведения русских баснописцев И.И.Хемницер "Друзья"И.А.Крылов "Крестьянин в беде"«Басни И.И.Дмитриева» И.Дмитриев. "Муха","Петух, кот и мышонок". Волшебные сказки в стихах. В.А.Жуковский "Спящая царевна"Произведения А.С.Пушкина. А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге", "Вещий Олег" (отрывок из «Повести временных лет»). Книги М.Ю. Лермонтова. «Казачья колыбельная песня».Произведения о детях. К.Станюкевич «Максимка».Мифы народов мира. Древнекитайский миф "Подвиги стрелка И".Произведения о животных. Рубрика «Книжная полка». Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетон-Томпсона".
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ВПМ «Литературное слушание» |
1 | Летописи, былины, жития | 10ч | 2ч |
2 | Чудесный мир классики | 31ч | 6ч |
3 | Поэтическая тетрадь | 12ч | 2ч |
4 | Литературные сказки | 18ч | 4ч |
5 | Делу время- потехе час | 8ч | 1ч |
6 | Страна детства | 10ч | 3ч |
7 | Поэтическая тетрадь | 6ч | 1ч |
8 | Природа и мы | 13ч | 2ч |
9 | Поэтическая тетрадь | 8ч | 2ч |
10 | Родина | 5ч |
|
11 | Страна Фантазия | 5ч | 2ч |
12 | Зарубежная литература | 10ч | 3ч |
| Итого | 136 ч | 28ч |
4.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т. д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко или выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события, также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может быть как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Комплексные работы относятся к итоговому контролю. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу: «3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
В четвёртом классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
- наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников:
- умение читать текст бегло, выразительно;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок
№ урока | Тема урока
| Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля |
УУД | Дата | ||||||||
по плану | по факту | ||||||||||||||
Раздел. Летописи, былины, жития (10 ч) | |||||||||||||||
| Ознакомление с учебником. Летописи. Особенности русских былин. | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; выска- зывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Текущий | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Объяснять, в каких случаях используются разные виды речи. Осознавать, что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты своей деятельности
|
|
| |||||||
| « И вспомнил Олег коня своего…» Гипербола. Эпитеты. | Комбинированный | Текущий |
|
| ||||||||||
| Входная контрольная работа | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусств | Текущий |
|
| |||||||||
4-6 | Былины. «Ильины три поездочки.» Архаизмы. | Комбинированный | Текущий
|
|
| ||||||||||
|
| ||||||||||||||
7/1 | «Былины». Былина "Вольга Святославович".
| Комбинирова |
| Фронтаьный |
|
| |||||||||
8. | «Житие Сергия Радонежского». Извечные этические ценности. | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Текущий | Регулятивные – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность Познавательные – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации
|
|
| |||||||
9 | Обобщающий урок по теме «Былины, летописи, сказания». Проверочная работа № 1 по теме: былины, летописи, сказания. | Комбинированный | Фронтаьный опрос |
|
| ||||||||||
10/2 | «Народные песни». Песня-слава "Русская Земля", героическая песня "Суворов приказывает армии переплыть море".
| Комбинированный | Текущий |
|
| ||||||||||
Раздел. Чудесный мир классики (31 ч) |
|
| |||||||||||||
11. | Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов | Комбинированный | Различные виды чте- ния. Выразительное чтение, использование интонаций, соответст- вующих смыслу текста Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произве- дения. Участие в диа- логе при обсуждении прослушанного (про- читанного) произведе- ния. Умение ставить вопросы по содержа- нию прочитанного, отвечать на них | Знать творчество П. Ершова. Уметь составлять небольшое моноло- гическое высказыва- ние с опорой на ав- торский текст, оце- нивать события, ге- роев произведения, отвечать на вопросы по тексту | Пересказ | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Обосновывать постановку знаков препинания в конце предложений. Оценивать результаты своей деятельности
|
|
|
|
| |||||
12-15 | П. П. Ершов «Конёк - горбунок» | Комбинированный | Пересказ |
|
|
|
| ||||||||
16-18 | А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора» | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоциональ- но-нравственных пе- реживаний Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослу- шанного (прочитанно- го) произведения. Умение ставить во- просы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать название и основное содержание изученного произве- дения. Уметь анализировать поведение героев Уметь делить текст на составные части, составлять его про- стой план, читать осознанно вслух тек- сты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского ли- тературного языка | Фронтальный опрос | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К--адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
|
|
|
|
| |||||
19-22 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Комбинированный | Текущий Пересказ |
|
|
|
| ||||||||
23-24/3-4 | Произведения русских баснописцев И.И.Хемницер "Друзья". И.А.Крылов "Крестьянин в беде"
| Комбинированный | Текущий
| Р- работать по предложенному учителем плану; П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) |
|
|
|
| |||||||
25 | КВН по сказкам А. С. Пушкина | Комбинированный | Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции Восприятие и понима- ние эмоционально- нравственных пережи- ваний героя Чтение по ролям Устное изложение тек- ста по плану. Участие в диалоге при обсуж- дении прослушанного (прочитанного) произ- ведения. | Текущий Пересказ |
|
|
|
| |||||||
26-27 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» | Комбинированный | Знать название и основное содержание изученного произве- дения, творчество М. Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений Уметь составлять небольшое моноло- гическое высказыва- ние с опорой на ав- торский текст; оце- нивать события, ге- роев произведения; делить текст на со- ставные части, со- ставлять его простой план. Иметь представление о классической литературе | Текущий Пересказ |
|
|
|
| |||||||
28 | Внеклассное чтение по произведениям М. Ю. Лермонтова | Комбинированный | Умение ста- вить вопросы по со- держанию прочитан- ного, отвечать на них Произведения класси- ческой литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, вырази- тельное чтение текста Тема, главная мысль, события, последова- тельность | Текущий
|
|
|
|
| |||||||
29 | Творчество Л. Н. Толстого | Комбинированный | Текущий Пересказ |
|
|
|
| ||||||||
30-32 | Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень» | Комбинированный | Уметь создавать не- большой устный текст на заданную тему, читать осоз- нанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского ли- тературного языка Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про- изведении | Текущий Пересказ | Р- работать по предложенному учителем плану; П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) |
|
|
|
| ||||||
33-34/5-6 | «Басни И.И.Дмитриева» И.Дмитриев. "Муха", "Петух, кот и мышонок".
| Комбинированный | Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про- читанного) произведе ния. Умение ставить вопросы по содержа нию прочитанного, отвечать на них | Пересказ |
|
|
|
| |||||||
35 | Внеклассное чтение по басням Л. Н. Толстого | Комбинированный |
|
|
|
| |||||||||
36 | Творчество А. П. Чехова | Комбинированный | Знать отличие рас- сказа от сказки. Уметь различать жанры художествен- ной литературы, ана- лизировать характеры героев | Текущий Пересказ | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К--адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
|
|
|
| ||||||
37-38 | А.П. Чехов. «Мальчики».
| Комбинированный | Пересказ |
|
|
|
|
| |||||||
39-40/7-8 | Волшебные сказки в стихах. В.А.Жуковский "Спящая царевна"
| Комбинированный | Текущий
|
|
|
|
| ||||||||
41 | Обоб изуч матер. по разделу «Чудесный мир классики» |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
Поэтическая тетрадь (12 ч) |
|
| |||||||||||||
42 | Знаком с разделом Ф. И. Тютчев. Стихи о природе | Комбинированный | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью Настроение лирического героя Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Связь произведений литературы с другими видами искусств. Вы- разительное чтение, использование инто- наций, соответствую- щих смыслу текста Осознанность и выра- зительность чтения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изу- ченных литературных произведении. \ Уметь:читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художестве н н ый текст; определять тему и главную мысль произведения | Чтение наи- зусть | Р - формулировать и удерживать учебную задачу, П- -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; К- оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения
|
|
|
|
| |||||
43 | А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». |
|
|
|
|
| |||||||||
44/9
| Произведения А.С.Пушкина. А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге", "Вещий Олег" (отрывок из «Повести временных лет»).
| Комбинированный
| Чтение наи- зусть |
|
|
|
| ||||||||
Пересказ |
|
|
|
| |||||||||||
45-47
| Е. А. Баратынский. «Весна». «Где сладкий шепот», А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | Комбинированный |
|
|
| ||||||||||
48 | Н. А. Некрасов «Школьники».
| Комбинированный | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про- изведении, отвечать на вопросы. Уметь читать стихо- творные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | Текущий
| Регулятивные – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи – строить рассуждения Коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи
|
|
|
|
| ||||||
49 | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки» | Комбинированный | Текущий
|
|
|
|
| ||||||||
50 | И. С. Бунин «Листопад» | Комбинированный | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций,соответствующих смыслу текста | Текущий
|
|
|
|
| |||||||
51 | Внеклассное чтение «Краски осени в произведениях русских поэтов» | Комбинированный | Чтение наи- зусть |
|
|
|
| ||||||||
52/10 | Книги М.Ю. Лермонтова. «Казачья колыбельная песня».
| Комбинированный |
| Текущий
|
|
|
|
| |||||||
53 | Обоб изуч матер. по разделу «Поэтическая тетрадь» | Комбинированный | Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному. Иметь собственные читательские приоритеты |
| Текущий
|
|
|
|
|
| |||||
Раздел. Литературные сказки (18 ч) |
|
| |||||||||||||
54-55 | Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Комбинированный | Народная сказка, ли- тературная, работа с иллюстрацией. Уча- стие в диалоге при об- суждении прослушан- ного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочи- танного, отвечать на них | Знать названия, ос- новное содержание изученных произве- дении. Уметь различать сказки народные и литературные, отве- чать на вопросы по тексту | Текущий
| Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К--адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
|
|
|
| |||||
56/11 | Авторские сказки. В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе".
| Комбинированный | Народная сказка, ли- тературная, работа с иллюстрацией. Уча- стие в диалоге при об- суждении прослушан- ного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочи- танного, отвечать на них | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его про- стой план, переска- зывать текст, анали- зировать характер героя | Текущий
|
|
|
|
| ||||||
57 | Внеклассное чтение по сказке Одоевского «Черная курица» | Комбинированный | Пересказ | Регулятивные – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи – строить рассуждения Коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи
|
|
|
|
| |||||||
58-59 | В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Комбинированный | Пересказ |
|
|
|
| ||||||||
60/12 | Произведения о детях. К.Станюкевич «Максимка».
| Комбинированный |
|
| Пересказ |
|
|
|
| ||||||
61 | Промежуточная аттестация за I полугодие | Контроль знаний |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
62 | Внеклассное чтение по сказкам Гаршина | Комбинированный | Народная сказка, ли- тературная, работа с иллюстрацией. Уча- стие в диалоге при об- суждении прослушан- ного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочи- танного, отвечать на них | Развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу, умение анализировать поступки героев; учить задавать вопросы к тексту, выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей; повторить правила запоминания стихотворных текстов; развивать память, внимание, мышление, навыки самостоятельной работы; учить оценивать свою работу;
| Пересказ |
|
|
|
| ||||||
63-65 | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | Комбинированный | Пересказ |
|
|
|
| ||||||||
66/13 | Произведения о детях. К.Станюкевич «Максимка».
| Комбинированный |
| Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание |
|
|
|
| |||||||
67-69 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Комбинированный | Народная сказка, ли- тературная, работа с иллюстрацией. Уча- стие в диалоге при об- суждении прослушан- ного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочи- танного, отвечать на них | Пересказ |
|
|
|
| |||||||
70 | Обоб изученного по разделу «Литературные сказки» | Комбинированный | Пересказ |
|
|
|
| ||||||||
71/14 | Произведения Марка Твена и В.Гюго о детях. 1 и 2 главы из романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Книги зарубежных писателей о детях.
| Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоциональ- но-нравственных пе- реживаний | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про- изведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | Текущий
| Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
|
|
|
|
| |||||
Раздел. Делу время потехе час (8 ч) |
|
| |||||||||||||
72-73 | Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» | Комбинированный | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочи- танного Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоциональ- но-нравственных пе- реживаний | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про- изведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | Текущий Пересказ | Регулятивные – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи – строить рассуждения Коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи
|
|
|
|
| |||||
74/15 | Произведения Марка Твена и В.Гюго о детях. 1 и 2 главы из романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Книги зарубежных писателей о детях.
| Комбинированный |
|
| Текущий
|
|
|
|
| ||||||
75-76 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» «Что любит Мишка» | Комбинированный |
|
| Текущий Пересказ |
|
|
|
| ||||||
77-78 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | Комбинированный | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выра- зительное чтение, ис- пользование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про- изведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | Текущий
|
|
|
|
| ||||||
79 | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час» | Комбинированный |
|
|
|
|
|
| |||||||
Раздел. Страна детства (10 ч) |
|
| |||||||||||||
80-81/16-17 | К.Паустовский «Великий сказочник». (христоматия). Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».
| Комбинированный |
|
| Текущий
|
Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание |
|
|
|
| |||||
82-83 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | Комбинированный | Понимание содержа- ния литературного произведения Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоциональ- но-нравственных пе- реживаний | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про- изведении (герое. событии) Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отве- чать на вопросы Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | Текущий Пересказ | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К--адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
|
|
|
| |||||
84-85 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоциональ- но-нравственных пе- реживаний. Связь ли- тературы с музыкой | Текущий
|
|
|
|
| |||||||
86/18 | Мифы народов мира. Древнекитайский миф "Подвиги стрелка И".
| Комбинированный | Уметь составлять небольшое моноло- гическое высказыва- ние с опорой на ав- торский текст, оце- нивать события, ге- роев произведения | Текущий. Пересказ |
|
|
|
| |||||||
Регулятивные – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи – строить рассуждения Коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи
|
|
|
| ||||||||||||
87 | М. М. Зощенко «Ёлка» | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Текущий Пересказ |
|
|
|
| |||||||
88 | Обобщающий урок по разделу «Страна детства» | Комбинированный | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | Текущий Пересказ |
|
|
|
| |||||||
89 | Внеклассн. чтение «В путь, друзья!» (кн о путешеств. и путешественниках, наст и вымышлен.) | Комбинированный | Текущий
|
|
|
|
| ||||||||
Раздел. Поэтическая тетрадь (6 ч) |
|
|
|
| |||||||||||
90 | В. Я Брюсов «Опять сон» «Детская» | Комбинированный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения Знать/понимать: Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию
|
| Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание |
|
|
|
| |||||
91/19
| Повторение изученных произведений Л.Н.Толстого. "Воспоминания Л.Н.Толстого".
| Комбинированный | Чтение наи- зусть |
|
|
|
| ||||||||
92 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | Комбинированный | Чтение наи- зусть |
|
|
|
| ||||||||
93 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» «Наши царства» | Комбинированный | Текущий
|
|
|
|
| ||||||||
94 | Внеклассн. чтение «Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по расск Н.И. Сладкова) |
|
|
|
| ||||||||||
95 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» | Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Раздел. Природа и мы (13 ч) |
|
| |||||||||||||
96-97 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочи- танному, аргументация своей позиции с при- влечением текста произведения Умение последова- тельно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослу- шанного (прочитанного) произведения. | Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | Текущий Пересказ | Регулятивные – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи – строить рассуждения Коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи
|
|
|
|
| |||||
98-99 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | Комбинированный | Уметь составлять небольшое моноло- гическое высказыва- ние с опорой на ав- торский текст, оце- нивать события, ге- роев произведения | Текущий Пересказ |
|
|
|
| |||||||
100-101 | М. Пришвин «Выскочка» | Комбинированный | Понимание содержа- ния литературного произведения Умение последова- тельно воспроизводить содержание рассказа | Звать творчество А. И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра- циями Уметь создавать не- большой устный текст на заданную тему | Текущий Пересказ |
|
|
|
| ||||||
102 | Е. В. Чарушин «Кабан» | Комбинированный | Текущий
|
|
|
|
| ||||||||
103-104 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Комбинированный | Рассказ о своих впеча- тлениях о произведе- нии (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про- читанного) произведе- ния. Умение ставить вопросы по содержа- нию прочитанного, отвечать на них | Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения | Текущий Пересказ |
|
|
|
| ||||||
105/20 | Былины Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь». Народная былина «Святогор».
| Комбинированный | Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения | Текущий
|
Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К--адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
|
|
|
| ||||||
106 | Обобщающий урок по разделу «Природа и мы» | Комбинированный | Текущий Пересказ |
|
|
|
| ||||||||
107 | Внеклассн. чтение Стихи русских поэтов о природе | Комбинированный | Понимание содер- жания литературного произведения Умение последова- тельно и сознательно перечитать текст с це- лью переосмысления | Уметь создавать не- большой устный текст на заданную тему, отвечать на во- просы, различать жанры произведений Уметь различать жанры художествен- ной литературы, ра- ботать с иллюстра- циями, анализировать образные языковые средства | Текущий Пересказ |
|
|
|
| ||||||
108/21 | Былины Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь». Народная былина «Святогор».
| Комбинированный | Текущий |
|
|
|
| ||||||||
Раздел. Поэтическая тетрадь (8 ч) |
|
|
|
| |||||||||||
109 | С. А. Клычков «Весна в лесу» | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Вы- разительное чтение, использование инто- наций, соответствую- щих смыслу текста Сопоставление произ- ведений художест- венной литературы и произведений живописи Декламация произве- дений | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра- циями. Уметь читать стихо- творные произведе- ния наизусть (по вы- бору), отвечать на вопросы. | Выразительное чтение | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание |
|
|
|
| |||||
110
| Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко» | Комбинированный | Выразительное чтение |
|
|
|
| ||||||||
111-112/22-23 | Стихи русских поэтов. А.А.Блок "На поле Куликовом".
| Комбинированный | Выразительное чтение |
|
|
|
| ||||||||
113 | А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | Комбинированный | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. |
|
|
|
| ||||||||
114 | Е. А. Баратынский «Весна! Как воздух чист» «Где сладкий шепот» | Комбинированный |
|
|
|
| |||||||||
115 | С. А. Есенин «Лебедушка»
| Комбинированный |
|
|
|
| |||||||||
116 | Обоб урок по разделу «Поэтичес тетрадь» | Проверка знаний |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Раздел. Родина (5 ч) |
|
| |||||||||||||
117 | И. С. Никитин «Русь» | Комбинированный | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией Выражение личного отношения к прочи- танному, аргументация своей позиции с при- влечением текста про- изведения. Вырази- тельное чтение, ис- пользование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать об- разные языковые средства, различать жанры произведений | Выразительное чтение | Регулятивные – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи – строить рассуждения Коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи
|
|
|
|
| |||||
118 | С. С. Дрожжин «Родине»
| Комбинированный | Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстра- циями; отвечать на вопросы. | Чтение наи- зусть |
|
|
|
| |||||||
119 | А. В. Жигулин» О, Родина!» | Комбинированный | Выразительное чтение |
|
|
|
| ||||||||
120 | Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | Комбинированный | Умение последова- тельно и сознательно перечитать текст с це- лью переосмысления. Выразительное чтение, использование инто- наций, соответствую- щих смыслу текста Декламация произве- дений. Связь литературы с другими видами ис- кусства | Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстра- циями; отвечать на вопросы. Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать. | Выразительное чтение |
|
|
|
| ||||||
121 | Обобщение по разделу «Родина». | Комбинированный |
|
|
|
|
| ||||||||
Раздел. Страна Фантазия (5 ч) |
|
| |||||||||||||
122-123 | Е. С. Велистов «Приключения Электроника» | Комбинированный | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произ- ведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры ли- тературных произве- дений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев. | Текущий
| Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
|
|
|
|
| |||||
124 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | Комбинированный | Текущий Пересказ |
|
|
|
| ||||||||
125-126/24-25 | Стихи русских поэтов. Рубрика «Книжная полка». К.Д.Бальмонт "Русский язык", "Золотая рыбка".
| Комбинированный |
| Текущий
|
|
|
|
| |||||||
Раздел. Зарубежная литература (10 ч) |
|
| |||||||||||||
127-128 | Д. Свивт «Путешествие Гулливера» | Комбинированный | Участие в диалоге при обсужде- нии прослушанного (прочитанного) произ- ведения. Умение ста- вить вопросы по со- держанию прочитан- ного, отвечать на них | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль. произведения, работать с иллюстра- циями, отвечать на вопросы. Уметь составлять небольшое высказы- вание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Текущий
|
|
|
|
|
| |||||
129 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Комбинированный | Текущий Пересказ |
|
|
|
| ||||||||
130-131/26-27 | Сказки и легенды русских писателей. А.И.Куприн «Четверо нищих».
| Комбинированный | Герои произведения - восприятие и пони- мание их эмоциональ- но-нравственных пе- реживаний. Участие в диалоге при обсужде- нии прослушанного (прочитанного) произ- ведения. Умение ста- вить вопросы по со- держанию прочитан- ного, отвечать на них | Текущий Пересказ |
|
|
|
| |||||||
132-133 | М. Твен Приключения Тома Сойера» | Комбинированный | Взаимоотношения лю- дей. Участие в диалоге при обсуждении про- слушанного (прочи-тайного) произведе- ния. Умение ставить вопросы по содержа- нию прочитанного, отвечать на них | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | Текущий
| Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание |
|
|
|
| |||||
134 | С. Лагерлеф Святая ночь». «В Назарете» | Комбинированный |
| Текущий Пересказ |
|
|
|
| |||||||
135 | Промежуточная аттестация (итоговая) | Контроль знаний |
|
|
|
|
|
| |||||||
136/28 | Произведения о животных. Рубрика «Книжная полка». Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетон-Томпсона".
| Комбинированный |
| Текущий
|
|
|
|
|