государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза Дюдюкина Г.К. с.Старое Эштебенькино
муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим Директор ГБОУ СОШ»ОЦ»
советом ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Старое Эштебенькино
с.Старое Эштебенькино Приказ № от « » августа 2016г
Протокол № от « » августа 2016 года
/_____________/ /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« В мире игр и игрушек»
НАПРАВЛЕНИЕ: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
8-10 лет, 2-4 классы, начальная
(возраст, класс, ступень обучения)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 3 года
Лысовой Татьяны Витальевны
(ФИО)
учитель I квалификационной категории ________________________________________________
(должность, категория, разряд)
с.Старое Эштебенькино
2016г
I. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «В мире игр и игрушек»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования ( В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение, 2011 г.)
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «В мире игр и игрушек» направлена на решение задач, не только организации двигательной деятельности младших школьников, но и духовно-нравственного воспитания. Данная программа нацелена на совершенствование общефизических умений и навыков младших школьников и, вместе с тем, на поддержание народных традиций, на обучение спортивным народным играм, на изучение истории игр и игрушек народов, проживающих в родном крае. Развивающие эффекты данной внеурочной деятельности заложены в использовании самой естественной для детей формы обучения — игры. Игра - один из важнейших аспектов развития личности ребёнка. Дети в прямом смысле слова познают мир, играя. Игра - это один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. Игры, предлагаемые программой, требуют много движения, смекалки, дают возможность формирования физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.
При составлении программы использовались народные игры с разной физической интенсивности, требующие разную степень двигательной активности. При изучении народных игр основной акцент направлен на осознание обучающимися игры – не только как досуговой деятельности, но и как части истории и культуры родного народа.
Цель программы: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре других стран; содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Задачи программы:
- обучить младших школьников забытым народным играм, считалкам, зазывалкам, жеребьёвкам. Расширять кругозор учащихся, формировать представления об окружающем мире;
- воспитывать интерес к традициям и обычаям народов разных стран;
- содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- развивать такие качества как ловкость, смелость, физическая активность, упорство в достижении цели; укреплять здоровье обучающихся через игровую деятельность; - способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности и коммуникативности в игре.
Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и игрушками, народными праздниками, а также с народными традициями, с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством.
Кроме того, обучающиеся привлекаются к исследовательской деятельности по изучению, возрождению и сохранению традиционной празднично-игровой культуры, учатся воссоздавать народные игры, участвуют в проведении народных календарных праздников, а также работают с информацией для выступлений на научно-исследовательских конференциях школьников.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой подвижных игр. Именно поэтому грамотное использование народных игр не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.
Программа разработана для обучающихся младшего школьного возраста 8-10 лет, рассчитана на 3 года. Количество часов: всего - 102 часа - 34 часа в год (по одному занятию в неделю). Программа может быть использована для работы как в группе детей одного возраста, так и в разновозрастных группах.
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности на базе образовательного учреждения.
Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-сознательно разрешать конфликтные ситуации;
-владеть различными видами народных игр, спортивных игр, подвижных игр на местности, интеллектуальных игр;
-навыкам взаимодействия в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-навыкам правильного поведения во время игры;
-бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
-использовать народные игры и игрушки для организации досуга;
-навыкам толерантного общения и поведения.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- правилам проведения народных игр, спортивных игр, подвижных игр на местности, интеллектуальных игр;
-разрабатывать свои игры и варианты существующих игр;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- саморегуляции как способности к мобилизации необходимых в игре сил и энергии;
-рефлексии;
-пользоваться спортивным инвентарем;
-изготавливать костюмы, инвентарь для проведения народных игр и праздников;
-презентации своих игр и работ;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
-анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных вариативных условиях.
Ожидаемые результаты 1-й год обучения:
Личностные результаты
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
-представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемые результаты 2-й год обучения:
Личностные результаты
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
-представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемые результаты 3-й год обучения:
Личностные результаты
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
-представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Результатом работы по данной программе должна стать высокая активность обучающихся при проведении различных народных игр. Итоги работы по программе контролируются набором тестов.
Изучение личности обучающихся проводится по методике М.Ньюттена «Неоконченные предложения» в модификации А.Б. Орлова, изучение самооценки – по методике Дембо- Рубинштейн. Диагностика познавательных процессов младших школьников производится с целью исследования особенностей распределения внимания (методика Т.Е.Рыбакова), памяти – по методике «Изучение логической и механической памяти»
Степень социализации обучающихся определяется их активностью и заинтересованностью при проведении игр.[ 5]
Одной из форм итогового контроля в конце каждого года работы по данной программе является также презентация обучающимися собственного варианта какой-либо игры. Это может быть интеллектуальная викторина, сюжетная игра, игра со спортивным инвентарем, народная игра и т.п.
Итоговым контролем является презентация обучающимися одной из народных игр родного края, рассказ об истории ее создания, о вариантах игры, рассказ об истории и игровых традициях родного народа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое распределение количества часов
1-й год занятий (2 класс)
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
теории | практики |
1 | Техника безопасности | 1 | - |
2 | Беседы | 2 | - |
3 | Игры | - | 28 |
4 | Итоговые занятия | - | 3 |
| Итого | 34 часа |
2-й год занятий (3 класс)
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
теории | практики |
1 | Техника безопасности | 1 | - |
2 | Беседы | 2 | - |
3 | Игры | - | 22 |
4 | Игрушки и праздники | 1 | 3 |
5 | Проект «Домашняя игротека для детей и родителей» | 1 | 2 |
6 | Итоговые занятия | - | 2 |
| Итого | 34 часа |
3-й год занятий (4 класс )
№ п/п | Тема раздела | Количество теории | Часов практики |
1 | Техника безопасности | 1 | - |
2 | Беседы | 3 | - |
3 | Игры народов родного края | - | 8 |
4 | Игры народов нашей страны | - | 7 |
5 | Праздники родной сторонки | 1 | 5 |
6 | Проектная деятельность | 1 | 5 |
7 | Итоговые занятия | - | 3 |
| Итого | 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год занятий (2 класс)
Тема 1. Техника безопасности - 1 час
Правила безопасного поведения при занятиях подвижными играми. ТБ при занятиях подвижными играми на свежем воздухе и спортивной площадке. Значение подвижных игр для здорового образа жизни.
Тема 2.Знакомство с игрой - 2часа
Беседа «В мире игр и игрушек». История возникновения народных игр. Особенности игр народов родного края. «Пятнашки», «Зима - лето». «Салки-выручалки», «Волк во рву», «Через ручеек», «У ребят порядок строгий».
Тема 3. Игры - 28 часов
Способы деления на команды (группы). Разучивание считалок.
«К своим флажкам», «Запрещенные движения», «Быстро по местам». «Фигуры», «Флюгер». «Совушка», «Воробьи - попрыгунчики». «Кот идет», «Товарищ командир». «Не ошибись», «Беги и собирай». «Берегись, Буратино», «Жмурки». «Дети и медведь», «Гуси - лебеди». «Космонавты». « Пчелки», «Красная шапочка». Веселые эстафеты с предметами. «Пустое место». «Птица без гнезда», «Ловишки». «Карлики и великаны». «Зайцы, сторож и жучка». «Колдунчики». Пчелки». «Стая», «Быстро по местам». «Летучие рыбки», «Жмурки». «Пчелы и медвежата», «Проведи», «Светофор», «Гуси – лебеди». «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». «Воробушки», «Летает - не летает», «Статуя». «Кот идет», «День и ночь», «Воробьи - вороны». «Шишки, желуди, орехи», Гуси и волк», «Попади снежком в цель». Веселые эстафеты на свежем воздухе. « К своим флажкам», Веселые старты с баскетбольными мячами. Игры на свежем воздухе. Игры с мячом и обручем. Игры со скакалками
Тема 4. Итоговые занятия – 3 часа.
Игры, в которые мы не играли (презентации обучающихся ). Праздники-соревнования.
2-й год занятий (3 класс)
Тема 1. Техника безопасности - 1 ч.
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Техника безопасности при занятиях подвижными играми.
Тема 2. Встреча с игрой. Опасные игры- 2ч.
Азарт игры. Выигрыш и проигрыш. Радость и огорчение в игре. Нарушение правил игры. Цена выигрыша. Опасности игры. Игровая зависимость.
Тема 3. Игры – 22 ч.
«Гуси – лебеди», Совушка», "Игольное ушко",«Отгадай, чей голос?», " Воздушный десант" «Удочка», "Хоккей на траве" «Выше ноги от земли», Подвижная игра " Ангар" «Салки», "Лукошко", «Вызов номеров», "Рыбалка", «Мышеловка», "Воронята", «Волк во рву», "Дуэльный баскетбол", "Кресло соседа", "Бирюльки", "Поймай меня", "Гонки с шайбой". "Кот все видит". «Скатывание шаров», «Вьюнок", «Гонки снежных комов», "Зигзаг", «Лепим снеговика», "Догони меня", "Вытеснялки", "Попрыгунчики", «Два Мороза», «У медведя во бору», «Наперегонки парами», «Попрыгунчики – воробышки», «Лягушки – цапли», «Зима - лето», «Найди себе пару», «Шишки, желуди, орехи», «Зима – лето», «С кочки на кочку», «День - ночь», «Колдунчик», «Лягушки – цапли», «Статуя», «Метко в цель», «Гуси и волк», «Кот идет», «Вышибалы», «Оленьи упряжки», «Мы веселые ребята», «Пчелки», «Товарищ командир», «Летает - не летает».
Тема 4. Игрушки и праздники- 4 часа
Игрушка спутница игры. Многообразие игрушек. История игрушки. Народные игрушечные промыслы. Игрушки моих предков.
Тема 5. Проект «Домашняя игротека для детей и родителей» - 3 часа
Семейные игры и развлечения. Организация домашнего праздника. Игры на семейном празднике.
Тема 6. Итоговые занятия – 2 часа
Презентации обучающихся «Игра, придуманная нами».
3-й год занятий (4 класс)
Тема 1. Техника безопасности - 1 час.
ТБ при проведении подвижных игр.
Тема 2. Новая встреча с игрой - 2 часа
Роли в игре и в жизни. Игра в жизни и жизнь в игре. Игровая реальность. Игра и искренность. Дискуссия «Играть или не играть: вот в чём вопрос»
Тема 3.Игры народов родного края - 8 часов
Мордовские народные игры «Котел», «Круговой», «Раю-раю», «Салки», «Клёк».
Чувашские народные игры «Рыбки», «Хищник в море», «Луна или солнце», «Расходитесь!», «Кого вам?», «Воробей и кошки», «Шакки-шакки».
Игры русского народа «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Салки», «Фанты», «Волк во рву», «Третий лишний», «Охотники и зайцы», «Краски», «Капканы», «Коршуны и наседка», «Ловушка», «Охотник и сторож», «Воробушки - попрыгунчики», «Ласточки и пчелки», «Кошки и мышки», «Колдуны», «Воздух, вода, земля», «Гусеница», «Зайцы в огороде», «У медведя во бору», «Удочка», «Хвостики», «Жаворонки».
Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок», «Угадай и догони», «Спутанные кони», «Продаём горшки».
Тема 4. Игры народов нашей страны - 7 часов
Башкирские народные игры «Юрта», «Липкие пеньки», бурятская народная игра «Ищем палочку», дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок», марийская народная игра «Катание мяча», якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки», кабардино-балкарская народная игра «Под буркой», калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!», карельские народные игры «Мяч», «Я есть!», игры народов Коми «Невод», «Стой, олень!», марийская народная игра «Катание мяча», удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка», узбекская народная игра «Колесо», чечено-ингушская игра «Чиж», тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба», игры белорусского народа « Михасик», «Прела-горела», «Вьюны», «Посадка овощей», игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки», игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек», подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка», подвижные игры, основанные на элементах легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», подвижные игры, основанные на элементах лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», подвижные игры, основанные на элементах спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки», народные игры с камешками, шариками и палками «Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка», Хороводные игры «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк», игры с метанием, передачей и ловлей мяча «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака», игры с лазанием и перелезанием «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы», игры для развития внимания «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки», игры со скакалками «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка», подвижные символические игры «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок»,«Пирожок», игры для формирования правильной осанки «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадка».
Тема 5. Праздники родной сторонки- 6часа
Подготовка и проведение праздников народного календаря: Осенины на Руси, Рождество Христово, Масленица, Веснянки и т.п.
Тема 6. Проектная деятельность – 6 часов
Работа над проектами по выбору обучающихся: «Путешествие в Страну забытых игр, игрушек, забав и развлечений», «В мире современных игр, забав и развлечений», «Калейдоскоп замечательных игр» и т.п.
Тема 7. Итоговые занятия – 3 часа
Презентация обучающимися одной из народных игр родного края, рассказ об истории ее создания, о вариантах игры, рассказ об истории и игровых традициях родного народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Брыжинский В.С. Мордовские народные игры. Саранск: Морд. кн. изд-во,2009г.
2. Коваль И. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет.- Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007г.
3.Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 1983г.
4.Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987г.
5.Организация внеурочной деятельности: метод. Сборник. В 2 ч. Ч.2. Программы внеурочной деятельности /сост.: Н.А.Разагатова, О.Б.Ушакова. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2013.
6.Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВАКО, 2005 г
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского.- М.: Просвещение, 2013 г.
8. Якуб С. К. Вспомним забытые игры: Науч.-худож. лит. — М.: Дет. лит., 1988г.
Интернет-ресурсы
Мордовские народные игры – http:// lib.e - mordovia. ru
Сборник для воспитателей «Народные игры в работе с детьми дошкольного возраста» - http:// nsportal. кu
Татарские народные игры для детей – http: // tatar. ru
Чувашские народные игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста - http://www.maam.ru