СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА «Домоводство» на 2017-2018 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА

«Домоводство»

                                                                             

 

на 2017-2018 учебный год

 

 

 

Составитель: Роменкова Валентина Федоровна

 

 

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА «Домоводство» на 2017-2018 учебный год»



ПРОГРАММА

по образовательной области

«Домоводство»


на 2017-2018 учебный год




Составитель: Роменкова Валентина Федоровна












Яхрома, 2017





Пояснительная записка

Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью.

Задачи занятий по «Домоводству» — научить детей правилам ведения хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием, заложить основы нравственного поведения, норм этики.

Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных детям обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.
       Таким образом, цель занятий по «Домоводству» — формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.. Данные занятия создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
    В программе дается примерный перечень знаний и умений для двух уровней учебных возможностей учащихся. Занятия (в зависимости от их содержания) должны иметь конкретные практические результаты: выглаженные вещи, вскопанная грядка и др.

      Итогом результатов учебного года может стать праздник, на котором учащиеся совместно с воспитателями показывают свои знания и практические умения по домоводству. На таких мероприятиях уместны выставки, конкурсы кулинаров, мастеров, «торговые» ряды и многое другое, что может соединить между собой трудовое, эстетическое, нравственное воспитание с уроками домоводства, труда, этики, истории и других предметов учебного плана.



( 34 ч в год, 1 ч в неделю)

Повторение

Завтрак

      Ежедневное меню. Стоимость основных продуктов питания для семьи. Продуктовая корзина на неделю.
      Завтраки (содержание меню). Бутерброды, их виды, правила приготовления. Каши (манная, гречневая).
      Блюда из яиц (яичницы, омлеты). Напитки для завтрака (соки, чай, кофе). Посуда для завтрака. Сервировка стола.

Обед

      Меню на обед. Стоимость и расчет основных продуктов. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Быстрые обеды (мясные кубики, овощи, рыба, полуфабрикаты). Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (способы приготовления). Картофельные блюда. Фруктовые напитки (виды, способы приготовления). Посуда для обеда, сервирование. Правила приема пищи.

Ужин

      Меню на ужин (стоимость и расчет основных продуктов). Холодный ужин (меню, способы приготовления). Горячий ужин (меню, способы приготовления). Напитки для ужина (теплое молоко, кефир, соки). Посуда для ужина. Сервировка стола.

Хлеб в доме

      История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда. Русский хлеб, его разновидности. Хранение хлеба. Блюда из хлеба на завтрак, обед, ужин.

Соль, сахар, пряности, приправы

      Соль, ее назначение для питания, использование соли. Сахар, его польза и вред. Виды пряностей и приправ в пище.





Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      1-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • основные продукты и их стоимость.
      Учащиеся должны уметь:
      • составлять меню из доступных продуктов;
    • сервировать столы для завтрака, обеда, ужина.
      2-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • основные продукты, питания и их стоимость;
      • правила сервировки и приема пищи.
      Учащиеся должны уметь:
      • приготовить бутерброды, чай, кофе;
      • готовить салаты из овощей, легкие бульоны.
      • приготовить холодный ужин.

Праздник в доме

      Когда случаются праздники? Гостеприимство как форма нравственного поведения людей. Подготовка дома (квартиры) к приему гостей (уборка, гигиена помещений). Дизайн праздничного дома.
      Этикетные правила приема гостей (внешний вид, речь, прием подарков, поздравлений, общение с гостями, проводы, прощание с гостями).

Праздничная кулинария

      Продукты для праздника, их расчетная стоимость. Меню для праздничного стола на 6 персон. Праздничная кулинария (3—5  рецептов). Праздничное тесто (пироги, пирожки, печенье). Сервирование праздничного стола (скатерть и салфетки из ткани, однородная посуда и столовые приборы). Украшения на столе (свечи, цветы).

Ремонт в доме

      Виды ремонта в доме. Косметический ремонт: подготовка помещений, закупка необходимых материалов и инструментов для ремонта потолков, стен, полов (перечень, стоимость).
      Обновление потолков (правила, практические приемы). Оклеивание стен обоями (правила выбора обоев, расчет количества обоев на 14—18 квадратных метров, подготовка обоев и клея, правила наклеивания обоев).
      Краски для ремонта окон, дверей, пола (названия, распознавание банок, техника безопасности, правила окрашивания).
      Мелкий технический ремонт (для мальчиков).

Повторение пройденного за год


































































Тематическое планирование по «Домоводству»

34 ч в год, 1 ч в неделю.







Темы уроков


Количество часов.

Повторение.

1

Завтраки.

2

Ежедневное меню. Стоимость основных продуктов питания для семьи. Продуктовая корзина на неделю.

1

Блюда из яиц. Напитки для завтрака. Сервировка стола.

1

Обеды.

7

Меню на обед. Стоимость и расчет основных продуктов.

1

Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов.

1

Быстрые обеды (мясные кубики, овощи, рыба, полуфабрикаты).

1

Супы ( виды, способы приготовления).

1

Мясные блюда (виды, способы приготовления).

1

Рыбные блюда (виды, способы приготовления).

1

Картофельные блюда.

1

Ужин.

2

Меню на ужин (стоимость и расчет основных продуктов).

1

Холодный и горячий ужин (меню, способы их приготовления).

1









Хлеб в доме.

2

История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда. Русский хлеб и его разновидности.

1

Блюда из хлеба на завтрак, обед, ужин.

1

Соль, сахар, пряности, приправы.

2

Праздник в доме.

4

Когда случаются праздники? Гостеприимство как форма нравственного поведения людей.

1

Подготовка дома (квартиры) к приему гостей(уборка, гигиена помещений).

1

Дизайн праздничного дома.

1

Этикетные правила приема гостей.

1

Праздничная кулинария.

7

Продукты для праздника, их расчетная стоимость.

1

Закуски для праздничного стола.

1

Салаты для праздничного стола.

1

Горячие блюда.

1

Изготовление подарков своими руками к празднику.

1

Выпечка для праздничного стола.

1

Сервировка для праздничного стола. Украшение на столе.

1

Ремонт в доме.

7

Виды ремонта в доме. Косметический ремонт.

1

Подготовка помещений.

1

Закупка необходимых материалов и инструментов.

1

Обновление потолков (правила, практические приемы).

1

Краски для ремонта окон, дверей, пола (техника безопасности, правила окрашивания).

1

Оклеивание стен обоями (правила выбора обоев, расчет их количества).

1

Мелкий технический ремонт.

1

Повторение пройденного за год.

1








Календарно-тематическое планирование «Домоводство»

34 часа.




урока




Тема



Элементы содержания изучаемого материал

Количество часов




Знание и умение




Коммуникативные навыки



Дата


План



по факту

Повторение пройденного материала -2ч.

1

Повторение.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.


1

Знать: технику безопасности при работе с кухонными инструментами;
Знать: правила ухода за алюминиевой, эмалированной, фаянсовой посудой;

Использование  умений и навыков в жизни.




Завтраки.

2

Ежедневное меню. Стоимость основных продуктов питания для семьи. Продуктовая корзина на неделю.

Продуктовая корзина на неделю.

Деловая и ролевая игра:

«Рассчитать стоимость продуктовой корзины на неделю».

1

Уметь: составить ежедневное меню.

Уметь: составить перечень продуктов для продуктовой корзины на неделю.

Использование  умений и навыков в жизни.

Проигрывание актуальной ролевой ситуации.

Воспитание бережливости, аккуратности. Обогатить и уточнить словарь закреплять навыки словообразования, согласования по теме.



3

Завтраки (содержание меню).

Блюда из яиц (яичницы, омлеты). Напитки для завтрака (соки, чай, кофе).

Посуда для завтрака.

Каши (манная, гречневая).

Практическая работа: Сервировка стола.

1




Знать: приготовление блюд из яиц. Подготовка к варке круп. Посуда и инвентарь для варки каш. Способы определения готовности. Подача готовых блюд к столу.

Уметь: приготовить яйца. Приготовить кашу на завтрак, сервировать стол.

Применение знаний в жизни.




Обеды.

4

Меню на обед. Стоимость и расчет основных продуктов.

Меню на обед. Стоимость и расчет основных продуктов.

Какие блюда могут входить в обеденное меню.

Практическая работа: составление меню

1

Уметь: составить меню, составить перечень продуктов необходимых для приготовления обеда рассчитать затраты на покупку продуктов.

Воспитание бережливости, аккуратности



5

Питательная ценность овощей, фруктов.

Питательная ценность овощей, фруктов, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей.

1

Знать: правила безопасности работы при пользовании ножом и кухонными приспособлениями. Уметь: пользоваться кухонными приспособлениями.


Применение знаний в жизни.

Уточнение и накопление словарного запаса.




6

Быстрые обеды (мясные кубики, овощи, рыба, полуфабрикаты).

Быстрые обеды.

Назначение, виды и технология механической обработки овощей, рыбы и других полуфабрикатов.

1

Знать: Правила безопасного выполнения кулинарных работ.

Уметь: пользоваться кухонными приспособлениями.

Применение знаний в жизни.

Уточнение и накопление словарного запаса.




7

Супы (виды, способы приготовления).

Для чего готовят супы.

Виды и способы приготовления супов.

Практическая работа: суп с фрикадельками.

1

Знать: для чего готовят супы.



Применение знаний в жизни.

Уточнение и накопление словарного запаса.




8

Мясные блюда (виды, способы приготовления).

Кулинарная обработка продуктов. Ассортимент и использование отдельных частей туши животного. Способы термической обработки мяса. Условия и сроки хранения полуфабрикатов и готовой продукции.

Практическая работа: приготовление блюд из мяса.

1

Знать: виды мяса.

Применение знаний в жизни.

Уточнение и накопление словарного запаса.









9

Рыбные блюда (виды, способы приготовления).

Кулинарная обработка море продуктов. Ассортимент. Способы термической обработки море продуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов и готовой продукции.

Практическая работа: приготовление блюд из рыбы.
















Знать: понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Возможности кулинарного использования рыбы и морепродуктов. Условия и сроки хранения рыбы: живой, свежей,


Уточнение и накопление словарного запаса.



10

Картофельные блюда.

Картофельные блюда. Виды и способы приготовления картофельных блюд.

Практическая работа.

1

Знать: для чего готовят блюда из картофеля.

Уметь: почистить картофель.

Применение знаний в жизни.

Уточнение и накопление словарного запаса.




Ужин.

11

Меню на ужин (стоимость и расчет основных продуктов).

Меню на ужин (стоимость и расчет основных продуктов).

Практическая работа.

1

Знать: количество и ассортимент блюд входящих в меню на ужин.

Воспитание бережливости, аккуратности.



11

Холодный и горячий ужин (меню, способы их приготовления).

Холодный и горячий ужин (меню, способы их приготовления).

Меню на ужин (стоимость и расчет основных продуктов).

Практическая работа: составление меню.

1

Знать: понятия «холодный» и «горячий» ужин.

Уметь: составить меню на ужин.

Применение знаний в жизни.



Хлеб в доме.

12

История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда. Русский хлеб и его разновидности.

История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда. Русский хлеб, его разновидности. Хранение хлеба.

1

Уметь: ценить и беречь хлеб.

Учить принимать участие в беседе.

Накопление и обогащение словарного запаса.



13

Блюда из хлеба на завтрак, обед, ужин.

Бутерброды, их виды, правила приготовления. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

1

Знать: понятие «бутерброд». Виды бутербродов.

Уметь: приготовить бутерброды разного вида: холодные, горячие и т. д.

Воспитание бережливости, аккуратности.



14,15

Соль, сахар, пряности, приправы.

Соль, ее назначение для питания, использование соли. Сахар, его польза и вред. Виды пряностей и приправ в пище.

2

Знать: Соль и сахар, их роль в кулинарии и в питании человека.

Виды пряностей и приправ в пище.



Расширение представлений об окружающем мире. Учить принимать участие в беседе.

Накопление и обогащение словарного запаса.



Праздник в доме.

16

Когда случаются праздники? Гостеприимство как форма нравственного поведения людей.

Какие бывают праздники.

Правила гостеприимства.

Новый год – традиционный семейный праздник.

Деловая игра: «Как пригласить друга на торжественное событие».

1

Знать: как приглашать и принимать гостей.

Уметь: приглашать и принимать гостей.

Учить принимать участие в беседе.

Накопление и обогащение словарного запаса.

Актуальной ролевой ситуации.



17

Подготовка дома (квартиры) к приему гостей (уборка, гигиена помещений).

Подготовка дома к празднику

Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение инвентаря.

«План уборки».

«Виды уборки»

«Санитарно-гигиенические требования».

1

Знать: чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение инвентаря. «Виды уборки»

«Санитарно-гигиенические требования».



Воспитание положительных качеств личности, уважения к труду.



18

Оформление праздничного дома.

Урок повторения и практическая работа.

Новый год. Дизайн праздничного дома.

Практическая работа:

Изготовление украшений для дома к празднику


1

Уметь: изготовить украшения для дома к празднику.


Воспитание положительных качеств личности, уважения к труду.



19

Этикетные правила приема гостей.

Этикетные правила приема гостей (внешний вид, речь, прием подарков, поздравлений, общение с гостями, проводы, прощание с гостями).

1

Знать: правила этикета.

Уметь: пользоваться столовыми приборами.

Освоение новых моделей поведения и использование их в жизни.



Праздничная кулинария.

20

Продукты для праздника, их расчетная стоимость.

Меню для праздничного стола. Стоимость и расчет основных продуктов.

Какие блюда могут входить в праздничное меню.

1

Знать: количество и ассортимент блюд входящих в праздничное меню.


Воспитание бережливости, аккуратности.



21

Закуски для праздничного стола.

Праздничное тесто (пироги, пирожки, печенье). Фруктовые напитки (виды, способы приготовления). Приготовление чая и кофе. Разновидности чая и кофе. Сладкие блюда и напитки: кисели, компоты, фруктовые коктейли и др.

1

Знать: виды напитков.

Применение знаний в жизни.



22

Салаты для праздничного стола.

Праздничные салаты.

Правила их хранения.


1

Знать: какие салаты готовят на праздник.

Применение знаний в жизни.



23

Горячие блюда.

Горячие блюда.

Какие горячие блюда готовят к празднику.

1

Знать: какие горячие блюда готовят к празднику.


Применение знаний в жизни.



24

Изготовление подарков своими руками к празднику.


Практическая работа:

изготовление подарков своими руками к празднику.

Упаковка подарков.

1

Знать: когда дарят подарки.

Какие бывают подарки.

Уметь: изготовить подарок.

Воспитание положительных качеств личности, уважения к труду.



25

Выпечка для праздничного стола.

Выпечка для праздничного стола. Виды праздничной выпечки.

1

Знать: виды выпечки и способы приготовление.


Воспитание положительных качеств личности, уважения к труду.



26

Сервировка праздничного стола. Украшение на столе.

Практическая работа:

сервировка для праздничного стола. Украшение на столе.

1

Знать: какая столовая посуда и столовые приборы ставятся на праздничный стол. Различные способы складывания салфеток. Уметь: сервировать праздничный стол.

Проигрывание актуальной ролевой ситуации.



Ремонт в доме.

27

Виды ремонта в доме. Косметический ремонт.

Виды ремонта в доме. Косметический ремонт.

1

Знать: виды ремонта.

Когда нужно делать ремонт? Что такое косметический ремонт?


Обогащать и уточнять словарь по теме.



28

Подготовка помещений.

Подготовка помещений:

вынос мебели.

.

1

Знать: как правильно подготовить помещение к ремонту, как сохранить мебель от грязи и пыли.

Воспитание положительных качеств личности, уважения к труду.



29

Закупка необходимых материалов и инструментов.

Закупка необходимых материалов и инструментов для ремонта потолков, стен, полов (перечень, стоимость).

Практическая работа: составить список материалов для ремонта.
Список инструментов.

1

Знать: какие инструменты и материалы используются для ремонта.


Освоение новых моделей поведения и использование их в жизни.



30

Обновление потолков (правила, практические приемы).

Знакомство с профессией - маляр.

Способы обновления потолка.

1

Знать: способы обновления потолка.


Знакомство с профессиями.



31

Краски для ремонта окон, дверей, пола (техника безопасности, правила окрашивания).

Виды красок, подготовка поверхности для покраски,

техника безопасности, правила окрашивания.

1

Знать: технику безопасности при работе с красками.

Воспитание положительных качеств личности, уважения к труду.



32

Оклеивание стен обоями (правила выбора обоев, расчет их количества).

Виды обоев. Как правильно выбрать гамму и рисунок обоев для разных помещений.

Как правильно подобрать клей для обоев.


1

Знать: виды обоев.



Воспитание положительных качеств личности, уважения к труду.



33

Мелкий технический ремонт.

Знакомство с профессиями: электрик и сантехник.

1

Знать: виды деятельности, которые выполняют электрики и сантехники.


Знакомство с профессиями.



34

Повторение.

Повторение и обобщение.

1


Проигрывание актуальной ролевой ситуации.





СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- «Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», М, «Просвещение» - 2006г. Авторы программы: И. М. Бгажнокова, Л. В. Гомилка.

- Обучение, воспитание и трудовая подготовка  детей   с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

- Конституция России.

- Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер

- Трудовое обучение и домоводство, учебное пособие, Тарасова А. П., Санкт – Петербург, «МиМ-Экспресс», 1998 год

- Основы рекламной деятельности в современном образовательном учреждении (методическое руководство), Большой Камень, 2005 год

- Приёмы педагогической техник, Гин А. А., Москва, «Вита- Пресс», 2001 год