СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительно образования "Юные инспектора дорожного движения"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ЮИД. Для учеников 5-6 классов. По дополнительному образованию.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительно образования "Юные инспектора дорожного движения"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Плюсковская средняя общеобразовательная школа

имени Героя-партизана А .П.Колабутина






Программа

Элективного курса

«Юные инспектора движения»

(для учащихся 5-6 классов, срок реализации – 1 год)






Автор: Н.Н. Андреюшин,

учитель ОБЖ и

физической культуры.







с. Плюсково



2016 г



Пояснительная записка

В современных условиях уделяется большое внимание ускоренному развитию транспорта и дорожного строительства. Поэтому намечено проведение мероприятий по дальнейшему повышению безопасности движения. Это ещё раз подтверждает, что проблема профилактики аварий, предупреждения несчастных случаев с людьми, и особенно с детьми, на дорогах выдвинутая на первый план в результате бурного развития автомобильной промышленности, ныне приобрела общегосударственное значение.

Причиной несчастных случаев с детьми является не только безответственность некоторых водителей, но и невыполнение детьми на улицах элементарных правил дорожного движения, а также незнание ими истин азбуки дорожной грамоты.

Программа предназначена для ознакомления учащихся с ПДД, а так же для приобретения ими знаний и умений по адекватному поведению в опасных ситуациях на дороге.

В процессе изучения данной программы учащиеся знакомятся с историей ГИБДД, деятельностью юных инспекторов движения, с правилами безопасного поведения на дорогах и улицах, приобретают практические навыки по велотехнике, оказанию первой медицинской помощи себе и другим.


Требования к уровню подготовки

После изучения программы учащиеся должны иметь представление.

  • Об истории ГИБДД, автомобилестроения;

  • О порядке движения транспортных средств.





Должны знать

  • Основные правила дорожного движения;

  • Значение дорожных знаков;

  • Правила для пешеходов и водителей;

  • Правило вождения велосипеда. Условия, обеспечивающие безопасность на велосипеде.

  • Ответственность за нарушения требований правил дорожного движения пешеходами, повлёкшие материальный ущерб.

  • Опасные для пешеходов участки дорог и улиц в селе.

  • Значение сигналов светофора для транспортов и пешеходов.

  • Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.

  • Особенности передвижения в разное время года: осенью, зимой, весной, летом: в дневное время суток.

  • Правила поведения пешеходов в соответствии с требованиями регулировщика и сигналов светофора.

  • Опасность подвижных игр вблизи проезжей части дороги.

Основные дорожные знаки, расположенные в разных классификационных группах: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные.

Должны уметь

  • Разбирать и собирать простые модели велосипедов;

  • Управлять велосипедом;

  • Оказывать первую медицинскую помощь себе и другим;

  • Выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств;

  • Анализировать и оценивать правильность и безопасность поведения на улице и дороге пешеходов и водителей транспортных средств;

  • Безопасно переходить проезжую часть дорог, передвигаться по улицам, самостоятельно и с группой учащихся;

  • Самостоятельно входить и выходить из общественного транспорта и безопасно переходить проезжую часть дороги в местах остановок общественного транспорта;

  • Самостоятельно определять места для безопасного перехода проезжей части дороги с регулируемым и не регулируемым дорожным движением.


Оценка эффективности реализации программы:

Обучающий эффект:

  • Изучение основ безопасного поведения на дороге и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного движения;

  • Формирование умений безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;

Воспитательный эффект:

  • Воспитание законопослушных участников дорожного движения;

  • Развитие творческой активности за счёт привлечения учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;

  • Формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения;

Социальный эффект:

  • Профилактика детской безнадзорности и беспризорности;

  • Привлечение учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди сверстников;

Оздоровительный эффект:

  • Пропаганда здорового образа жизни;

  • Привлечение учащихся к занятиям физической культурой, спортом;

  • Развитие физической выносливости;

Развивающий эффект:

  • Активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;

  • Расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • Формирование осмысленного понимания необходимости соблюдения основ безопасного поведения на дорогах, эффективности проводимых практических мероприятий.

Цель программы

Создание условий для формирования у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности как участников дорожного движения.


Задачи программы

  • Обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;

  • Расширение и углубление знаний по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Продолжительность курса:

Данная программа элективного курса рассчитана на 1 год обучения Объём программы

38 часов, которые распределены следующим образом:

  • Теоретические занятия 24 часа.

  • Практические занятия 10 часов.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизни; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

  • природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

  • сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Деятельностный;

  • Эвристический;

  • Исследовательский;

Кроме того, обучение по данной программе построено по принципу «от простого – к сложному»: учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна и та же тема подаётся в течение года постепенно, с возрастанием степени сложности.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы занятий:

  • Типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);

  • Собеседование;

  • Консультация;

  • Практическое упражнение под руководством учителя по закреплению определённых навыков;

  • Самостоятельные тренировочные упражнения;

  • Учебная игра;

Межпредметные связи:

ОБЖ, история, биология, география, граждановедение.


Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;

  • Рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока;

  • Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению заданий, разбираются характерные ошибки.

Контроль осуществляется в следующих формах:

  • Собеседование;

  • Тест;

Знания по курсу учащиеся усваивают на трёх уровнях:

Первый уровень - знания – знакомства.

На этом уровне учащиеся должны среди нескольких понятий, ситуаций правильно найти тот ответ, который предъявлен для опознания;

Второй уровень - знания – копии. Учащиеся должны воспроизвести сведения о тех или иных понятиях самостоятельно, без опоры, а также применять знания о них в стандартных (знакомых) ситуациях.

Третий уровень - знания – умения, навыки. Учащиеся должны уметь решать поставленную задачу в ситуациях, не всегда стандартных, за определённый промежуток времени.





















Учебно-методический план

п/п

Тема

Кол-во час

Теор занятия

Дата проведения

Практичес-кие занятия часы

Формы занятий

1

Вводное занятие. Правило ТБ в учебном классе.

1

1



Беседа, рассказ

2

Правила дорожного движения

10

10



Рассказ ПР. Беседа

3

Дорожные знаки и их группы

4

4


1

Видео показ с иллюстрациями

4

Правила движения транспортных средств

3

3



Беседа с элементами показа иллюстраций

5

Велотехника. ПДД для велосипедистов

4

3


1

Беседа, рассказ, ПР. Элементы практики

6

Ответственность водителей и пешеходов за ПДД.

3




Рассказ видеоматериал ПР.

7

Оказание первой медицинской помощи

3

2


1

Показ тренировка видео демонстрация

8

Турнир эрудитов

5

4


1

Игра и соревнование

9

Викторина по ПДД

1

1



Проверка знаний

10

Тестовые задания по медицинской подготовке

3



3

Тестовый контроль

11

Игра соревнование безопасное колесо

2



2

Соревнование

8

Итого

38

28


9




























Содержание курса

Тема1. Вводное занятие(1ч).

Цели, задачи и содержание программы обучения.История появления автомобиля и ПДД. Правила ТБ в учебном классе.

Тема 2. Правила дорожного движения (10ч).

2.1-2 Общие положения ПДД.

2.3-4 Общие обязанности водителей. Водитель транспортного средства обязан. Общие обязанности пешеходов и пассажиров.

2.5.6 Дорожно - транспортные происшествия. Виды ДТП. Причины ДТП.

2.7 Разметка проезжей части. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дороги.

Перекрестки и их виды.

2.8 Островок безопасности.

Сигналы светофора и регулировщика. Типы светофоров.

2.9 Разметка проезжей части.

2.10 Сигналы светофора и регулировщика.

Тема 3. Дорожные знаки и их группы (4ч).

3.1.2.3.4 Предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие, информационные и знаки сервиса.

Тема 4. Правила движения транспортных средств (3ч).

4.1.2.3 Регулируемые перекрестки, нерегулируемые перекрестки остановка и стоянка.

Тема 5. Велотехника. ПДД для велосипедиста (4ч).

5.1.2.3.4 История изобретения велосипеда, правила езды на велосипеде, места для движения велосипедов экипировка велосипедиста и его осмотр перед выездом. Управление велосипедом и устранение тех неисправностей.

Тема 6. Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД (3ч).

6.1.2.3 Меры ответственности за нарушение ПДД. Меры гражданской ответственности. Меры уголовной ответственности.

Тема 7. Оказание первой медицинской помощи (3ч).

7.1.2.3 Основные причины гибели пострадавших и типичные ошибки при оказании первой помощи. Как распознать черепно-мозговую травму. Правила транспортировки пострадавшего.




Тема 8. Турнир эрудитов (5ч).

8.1.2.3.4.5 Тур первый (пешеход отличник). Тур 2 «История милиции». Тур 3 правила дорожного движения. Тур 4 азбука дорожных знаков. Тур 5 в стране светофории.

Тема 9. Викторина по ПДД (1ч).

9.1 50 вопросов к викторине.

Тема 10. Тестовые задания по медицинской подготовке. Тест №1, тест №2, тест №3 (3ч).

Тема 11. Игра (соревнование) безопасное колесо. – 2 часа.





























Оборудование:


  1. Плакаты по ПДД.

  2. Стенды по ПДД.

  3. Маршрутные листы.

  4. Видеомагнитофон.

  5. Карточки с ситуациями.

  6. «Инспектор ДПС» (макет).

  7. Велосипеды.

  8. Кегли, обручи.










ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся:

Бубнов, В., Бубнова, Н. Как оказать помощь при автодорожном происшествии.- М.: АСТ, 1997.

Правила дорожного движения.- М.: Славянский дом книги, 2003.

Якупов, А. М. Безопасность на уроках и дорогах.

1-11 кл.- Тула: Тульский полиграфист, 2000.

Использованы статьи из:

Добрая дорога детства//газ.-1999-2005гг.

Основы безопасности жизни//журн.-

1998-2002 гг.

Основы безопасности жизнедеятельности//журн.- 1996-2000гг.

Для педагога:

Алексеев, Ю.Г. Люди и автомобили.- М., 1990.

Гоманчук, А. И.ПМП при травмах и несчастных случаях.-Волгоград, 2000.

Гордиенко, М.П., Смирнов, Л.М. От повозки до автомобиля.- Алма-Ата, 1990.

Исаев, А.С.От самобеглой коляски до ЗИЛ- 111.- м., 1961.

Куприн, Е., Рубец, А. Российскому автомобильному транспорту- 100 лет.

Якупов, А.М. Загребин, Б.А. и др. Сборник задач по основам безопасности дорожного движения.

4-9 кл.- Тула: Тульский полиграфист, 2000.