Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа»
Программа рассмотрена Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО зам. директора по УР Директор школы
Протокол №1 _________________ _______Валеева Г.З.
от 29.09.2018 года Курбангалиева Р.Г. Приказ №45 от 29.09.2018
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку»
Учитель: Мавлекиева А.З.
2018 год
I раздел. «Пояснительная записка»
Курс внеурочной работы «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-ого класса и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки за один год обучения.
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи курса:
-знакомство учащихся с основными требованиями к написанию сжатых изложений и сочинений;
-формирование навыков написания сочинения на заданную тему;
-обогащение и расширение знаний учащихся, повышение культуры речи.
-обогащение словарного запаса.
-обучение нормам литературного языка.
-обогащение грамматического строя речи.
-формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
-теоретическое и практическое освоение сочинений разных жанров.
-подготовка к практическому выходу учащихся со своими работами.
-проведение диагностики для выбора профиля в старших классах.
Основные знания, умения и навыки
Умение различать тему и идею сочинения.
Освоение способов раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях.
Составление простого и сложного плана.
Умение составлять тезисы и конспекты.
Навыки по культуре оформления рукописи (библиография, аннотация, цитаты, ссылки, их оформление).
Умение собирать материал по литературным источникам.
Знания по совершенствованию написанного.
Освоение приёмов правки рукописи.
Совершенствование знаний о сочинениях разных жанров.
Закрепление навыков по написанию сочинений разных жанров.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате реализации данного курса учащийся
должен знать:
–технологию построения сочинения;
– виды вступлений и заключений;
– основные жанры сочинений;
– основы анализа поэтического текста;
– основы анализа прозаического текста;
– виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, в содержании) и пути
их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение на заданную тему;
– писать сочинения различных жанров;
– выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;
– формулировать свое отношение на основе проведённого анализа;
– предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании
сочинения;
– работать со словарями различных типов.
II раздел. «Результаты освоения внеурочного занятия общеинтеллектуальной направленности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса и система его оценки»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
а) аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
б) говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса
Введение.
ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Характеристика и структура контрольных измерительных материалов по русскому языку 2019 года.
Раздел I.
Как правильно писать сжатое изложение?
Сжатое изложение должно отвечать следующим требованиям:
· Сохранение последовательности в развитии событий;
· Наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
· Использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;
· Установление смысловой связи между предложениями;
· Использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания;
· Вычленение в тексте основных микротем;
· Обобщение содержания исходного текста.
II. Сжатое изложение формирует следующие коммуникативно-речевые умения:
· Умение отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
· Умение пользоваться различными способами сокращения текста;
· Умение устранять второстепенное;
· Умение сохранять связность частей при сокращении текста;
· Умение правильно и логично излагать свои мысли;
· Умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;
· Соблюдение языковых норм и правил правописания.
III. Способы и приёмы сжатия теста:
Способы:
1. Исключение подробностей, деталей.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст
2. Обобщение конкретных, единичных явлений.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
3. Сочетание исключения и обобщения.
Приёмы:
1. Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения.
2. Образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
3. Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части.
4. Разбивка сложного предложения на сокращённые простые.
5. Перевод прямой речи в косвенную речь.
6. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.
7. Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»
Прослушайте текст первый раз.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
1. Определите тему текста (о чём текст?)
2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?)
3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы (доказательства), вывод.
4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Прослушайте текст во второй раз.
1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нём существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т. д.)
3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Практическая работа. Анализ сжатых изложений. Работа над типичными ошибками.
Раздел II. Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения по заданию 15.1 ОГЭ.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Тезис и интерпретация тезиса. Абзац. Вывод сочинения. Аргументы, их роль в тексте. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание шаблонов для написания сочинений по заданию 15.1. Практикум: написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения по заданию 15.2. ОГЭ.
Как начать сочинение-рассуждение по тезису. Вступление, анализ цитаты, соотнесение её с идеей текста. Основная часть – доказательства-аргументы. Аргументация по отрывку текста. Средства межфразовой связи. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание шаблонов для написания сочинений по заданию 15.2. Практикум: написание сочинения-рассуждения по тезису.
Структура сочинения-рассуждения 15.2. ОГЭ по русскому языку:
1. Вступление (несколько общих слов о проблеме, которая обозначена в тезисе, + сам тезис + предложение поразмышлять над поставленным вопросом).
2. Первый аргумент: пример + комментарий.
3. Второй аргумент: пример + комментарий.
4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).
Критерии оценивания сочинения-рассуждения по тезису .
Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения по заданию 15.3 ОГЭ.
Создание шаблонов для написания сочинения по заданию 15.3. Практикум: написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Раздел 3. Языковой анализ текста.
- Изобразительно-выразительные средства.. Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.
-Синтаксические и пунктуационные нормы Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом я препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Нормы русской орфографии. Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
-Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения
Раздел 4. Устная часть ОГЭ по русскому языку.
-Итоговая практическая работа
III раздел. «Тематическое планирование»
Тематическое планирование | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Введение – 1 час | Знакомство с нормативной базой ОГЭ, демоверсией, структурой и содержанием экзаменационной работы. |
Раздел 1. Сжатое изложение (7 часов, из них 2 часа - практическая работа) | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
Раздел 2. Сочинение (11 часов, из них 4 часа - практическая работа) | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
Раздел 4. Устная часть ОГЭ по русскому языку. ( 4 часа, практическая работа) | Работа с тестами, заполнение бланков. |
Литература
1.Русский язык. Открытый банк заданий ОГЭ-2018.
http://www.fipi.ru/
2. Грамота.ру
http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/
3. Решу ОГЭ
https://rus-oge.sdamgia.ru/?redir=1