СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предусматривает подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа»





Программа рассмотрена Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО зам. директора по УР Директор школы

Протокол №1 _________________ _______Валеева Г.З.

от 29.09.2018 года Курбангалиева Р.Г. Приказ №45 от 29.09.2018























Рабочая программа

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности

«Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку»













Учитель: Мавлекиева А.З.













2018 год



I раздел. «Пояснительная записка»

Курс внеурочной работы «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-ого класса и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки за один год обучения.

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).

Задачи курса:

-знакомство учащихся с основными требованиями к написанию сжатых изложений и сочинений;

-формирование навыков написания сочинения на заданную тему;

-обогащение и расширение знаний учащихся, повышение культуры речи.

-обогащение словарного запаса.

-обучение нормам литературного языка.

-обогащение грамматического строя речи.

-формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

-теоретическое и практическое освоение сочинений разных жанров.

-подготовка к практическому выходу учащихся со своими работами.

-проведение диагностики для выбора профиля в старших классах. 

                                Основные знания, умения и навыки

Умение различать тему и идею сочинения.

Освоение способов раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях.

Составление простого и сложного плана.

Умение составлять тезисы и конспекты.

Навыки по культуре оформления рукописи (библиография, аннотация, цитаты, ссылки, их оформление).

Умение собирать материал по литературным источникам.

Знания по совершенствованию написанного.

Освоение приёмов правки рукописи.

Совершенствование знаний о сочинениях разных жанров.

Закрепление навыков по написанию сочинений разных жанров.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного курса учащийся

должен знать:

–технологию построения сочинения;

– виды вступлений и заключений;

– основные жанры сочинений;

– основы анализа поэтического текста;

– основы анализа прозаического текста;

– виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, в содержании) и пути  

   их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение на заданную тему;

– писать сочинения различных жанров;

– выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;

– формулировать свое отношение на основе проведённого анализа;

– предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании

   сочинения;

– работать со словарями различных типов.



II раздел. «Результаты освоения внеурочного занятия общеинтеллектуальной направленности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса и система его оценки»

Личностными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому языку яв­ляются:

1) понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку яв­ляются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому языку яв­ляются:

1) представление о русском языке как языке русского на­рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

а) аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

владение умениями информационной переработки прочи­танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон­ных носителях;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан­ров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

б) говорение и письмо:

умение воспроизводить в устной и письменной форме про­слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

владение различными видами монолога и диалога; высту­пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом;

соблюдение в практике речевого общения основных орфо­эпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис­пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще­ния;

осуществление речевого самоконтроля; способность оце­нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонети­ческий, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к опреде­лённым функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Содержание курса



Введение.

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Характеристика и структура контрольных измерительных материалов по русскому языку 2019 года.

Раздел I.



Как правильно писать сжатое изложение?

Сжатое изложение должно отвечать следующим требованиям:

· Сохранение последовательности в развитии событий;

· Наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

· Использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;

· Установление смысловой связи между предложениями;

· Использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания;

· Вычленение в тексте основных микротем;

· Обобщение содержания исходного текста.


II. Сжатое изложение формирует следующие коммуникативно-речевые умения:


· Умение отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

· Умение пользоваться различными способами сокращения текста;

· Умение устранять второстепенное;

· Умение сохранять связность частей при сокращении текста;

· Умение правильно и логично излагать свои мысли;

· Умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;

· Соблюдение языковых норм и правил правописания.


III. Способы и приёмы сжатия теста:


Способы:

1. Исключение подробностей, деталей.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст


2. Обобщение конкретных, единичных явлений.


При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.


3. Сочетание исключения и обобщения.


Приёмы:


1. Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения.

2. Образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

3. Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части.

4. Разбивка сложного предложения на сокращённые простые.

5. Перевод прямой речи в косвенную речь.

6. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

7. Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.


Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»


Прослушайте текст первый раз.


После первого чтения текста выполните следующие шаги:

1. Определите тему текста (о чём текст?)

2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?)

3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы (доказательства), вывод.

4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нём существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т. д.)

3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Практическая работа. Анализ сжатых изложений. Работа над типичными ошибками.



Раздел II. Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения по заданию 15.1 ОГЭ.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Тезис и интерпретация тезиса. Абзац. Вывод сочинения. Аргументы, их роль в тексте. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание шаблонов для написания сочинений по заданию 15.1. Практикум: написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения по заданию 15.2. ОГЭ.

Как начать сочинение-рассуждение по тезису. Вступление, анализ цитаты, соотнесение её с идеей текста. Основная часть – доказательства-аргументы. Аргументация по отрывку текста. Средства межфразовой связи. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание шаблонов для написания сочинений по заданию 15.2. Практикум: написание сочинения-рассуждения по тезису.

Структура сочинения-рассуждения 15.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление (несколько общих слов о проблеме, которая обозначена в тезисе, + сам тезис + предложение поразмышлять над поставленным вопросом).

2. Первый аргумент: пример + комментарий.

3. Второй аргумент: пример + комментарий.

4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).

Критерии оценивания сочинения-рассуждения по тезису .



Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения по заданию 15.3 ОГЭ.

Создание шаблонов для написания сочинения по заданию 15.3. Практикум: написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.



Раздел 3. Языковой анализ текста.

- Изобразительно-выразительные средства.. Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.

-Синтаксические и пунктуационные нормы Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом я препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Нормы русской орфографии. Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

-Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

Раздел 4. Устная часть ОГЭ по русскому языку.

-Итоговая практическая работа



III раздел. «Тематическое планирование»



Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)


Введение – 1 час

Знакомство с нормативной базой ОГЭ, демоверсией, структурой и содержанием экзаменационной работы.


Раздел 1. Сжатое изложение

(7 часов, из них 2 часа - практическая работа)

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.


Раздел 2. Сочинение (11 часов, из них 4 часа - практическая работа)

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Раздел 4. Устная часть ОГЭ по русскому языку.

( 4 часа, практическая работа)


Работа с тестами, заполнение бланков.












Литература

1.Русский язык. Открытый банк заданий ОГЭ-2018.

http://www.fipi.ru/

2. Грамота.ру

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/

3. Решу ОГЭ

https://rus-oge.sdamgia.ru/?redir=1