ЧАС ЧТЕНИЯ
Программа факультативного курса по литературе (5 класс)
Программа метапредметного курса «Час чтения» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
1.Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992г. с последующими изменениями.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО).
3.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г.
4.Учебный план Березовской СОШ на 2017-2018 учебный год.
Пояснительная записка
Ценность программы «Час чтения» заключается в том, что учащиеся получают возможность познакомиться с русской и зарубежной литературой IX-XI веков, что сегодня является насущной необходимостью, так как «нация, которая мало читает, мало знает. Нация, которая мало знает, принимает неверные решения: дома, на рынке, в суде, на выборах. Необразованное большинство способно при голосовании подавить образованное меньшинство – это очень опасный аспект демократии». (Джим Трелиз, автор книги «Руководство по чтению вслух»). Можно ещё добавить, что нация, оторванная от литературы, от искусства, теряет свои моральные, нравственные устои, материальное ставит выше духовного, что, в конце концов, может привести и к потере нации. Сегодня уже понятно, что возродить семейное чтение невозможно. У нас выросло не одно поколение «нечитающих родителей», и единственный, кто может исправить ситуацию, – это школа, которая сегодня должна «читать» детям.
Актуальность программы основывается на реализации требований ФГОС, где даётся понятие «смысловое, успешное чтение», представляющее собой особую форму организации деятельности обучающихся. Аналогичные программы есть во многих библиотеках, но, к сожалению, нужно признать, что библиотека не может решить эти проблемы. Это должна быть программа, охватывающая всех школьников, а значит реализовываться она должна в школе.
Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально неразвитыми, малограмотными. Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.
В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.
Все существующие вопросы сводятся к одной главной проблеме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе. По словам В.А. Сухомлинского, «школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения».
К сожалению, сегодня очень часто чтению дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На самом деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд.
Однако чтение и поныне – самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача современной школы. Но заставить детей читать книги невозможно, значит, нужно читать с детьми в школе. Задача учителя литературы сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.
Цель программы «Час чтения» – научить читать-мыслить, читать, чувствовать, читать-жить; научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное.
Главная задача – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л.С. Выготский). Это значит познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
Общая характеристика программы
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – сформировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Кроме того, в ФГОС школы чётко определено: «В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)».
Программа «Час чтения» даёт возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, даёт возможность слушателям и читающему «посмаковать» вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этой формы в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.
Громкое чтение относится к наиболее плодотворным способам общения в школе между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот прием тоже может быть актуален).
Уроки чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Основные принципы реализации программы:
• научность,
• доступность,
• добровольность,
• субъектность,
• деятельностный и личностный подходы,
• преемственность,
• результативность,
• партнерство,
• творчество и успех.
Для громкого чтения могут быть отобраны и книги научно-популярные. Здесь критерием отбора служат достоверность сведений, доступность изложения и высокий художественный уровень повествования. Чтобы определить художественную ценность произведения, сам учитель должен быть эстетически развит. Известному исследователю литературы Михаилу Бахтину принадлежит высказывание, что эстетически развитым человеком следует признать того, кто способен к сотворческим отношениям с писателем. В результате такого сотворчества и тот, и другой создают художественный образ. Но чтобы писательский и авторский образы совпали в главном (конечно, полностью они совпасть никогда не могут: читатель – другой человек), необходим особый диалог между автором и читателем. Как любое общение, он чреват непониманием, невозможен без обмена точками зрения. То есть писатель пишет для того, чтобы быть понятым, и расставляет в тексте особые «вехи», по которым читатель сможет творить художественный образ и сопереживать автору. А развитый читатель должен быть в состоянии замечать эти «вехи» и по ним создавать художественный образ. Он также должен воспринимать те авторские мысли и чувства, которые этот образ выражают. Читатель – собеседник писателя может принять авторскую позицию, если она ему близка, а может отвергнуть как неприемлемые и такой образ мира, и его оценки, остро осознав своё отличие от автора.
Методы проведения занятий
По структуре «час чтения» состоит из трех основных блоков:
1. Вступительная беседа.
2. Собственное чтение.
3. Беседа после чтения и творческие задания.
Последовательность блоков может варьироваться. Продолжительность чтения зависит от возраста детей.
Чтение одного произведения можно разделить на несколько встреч. Каждая складывается из тех же блоков: вступительная беседа, чтение, беседа о прочитанном и творческие задания.
Описание места курса
Над программой можно работать один год, в конце которого обучающийся проводит защиту своего проекта «Я читаю…», где он предлагает произведение, найденное им в течение года, и сам читает его вслух.
Универсальность программы заключается в том, что работать по ней можно, начиная с любого класса, можно менять произведения, учитывая специфику класса.
Программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю. После каждого занятия предусматривается творческая работа, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты :
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
•искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные результаты
Регулятивные:
• учиться обнаруживать и формулировать проблему;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работать по составленному плану;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Познавательные:
• предполагать, какая информация нужна;
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
5. Содержание программы (17 часов)
Введение
Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».
Человек и родина
Юрий Куранов «Тепло родного очага» (отрывки). Поэтичные этюды о людях и природе современной деревни русской земли
Иван Шмелёв «Русская песня». Что такое Родина. С чего начинается Родина?
Человек и школа
Москвина Марина «Моя собака любит джаз». Рассказы смешные, фантастические, остросюжетные. Герой их, Андрюха Антонов, — удивительный человек. Достаточно взглянуть на мир его глазами, и мир переворачивается с ног на голову. А может быть, наоборот, благодаря Андрюхе и его сногсшибательным приключениям все встает на свои места, и наступает вселенская гармония.
Т. Крюкова «Веселая перемена». В книгу вошли весёлые рассказы о современной школе. Времена меняются, но в серьёзной школьной жизни с её вечными проблемами: конфликтами с учителями, невыученными уроками, двойками по поведению – всегда есть место для смеха.
М. Дружинина «Дело чести». Истории школьной жизни.
Л. Каминский «Урок смеха». Интересные и поучительные истории о школьниках, о дружбе.
Ирина Антонова «Эксперимент». Интересные и поучительные истории о школьниках.
Человек и семья
М. Самарский «Сирота». Семья. Родители, бабушка, потери.
Френсис Ходгсон Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой». Маленький мальчик, разлученный со своей овдовевшей матерью, суровый старик аристократ, постепенно смягчающийся под влиянием открытого и благородного детского сердца, – эта вечная тема взаимоотношений взрослых и детей.
Любовь Воронкова «Девочка из города» (отрывок). Повествование о девочке, которая потеряла в годы войны всю семью, и о том, как приняла её новая семья.
Человек и его выбор Любовь Воронкова «Старшая сестра» («Ветка дуба»). Эта книга – о судьбе девочки-пионерки Зины Стрешневой. У неё умерла мать. Потерять так рано мать – само по себе тяжёлое горе. Но Зине, старшей сестре, пришлось принять на себя заботу о хозяйстве, о младших братишке и сестрёнке, постараться сохранить тот же уклад жизни, что был и при матери. Для этого нужно большое мужество, и этого мужества у девочки не всегда хватало. Эта книга – о дружбе настоящей и ненастоящей, о мужестве и долге.
Сергей Георгиев «Дедушка». Уважение к старшим, внимательное отношение к тем, кто нуждается в нашей поддержке.
Рождественские рассказы
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Знакомство с жанром рождественского рассказа. Мечты юных героев в рождественскую ночь. Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений.
Человек и природа
Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей». Рассказы о детях, о становлении детского характера, о преодолении первых трудностей, о дружбе.
Житков Борис Степанович «Мангуста». Правдивый рассказ о приключениях и подвигах двух веселых и храбрых зверьков-мангуст на большом корабле.
Михаил Самарский «Формула добра». Если ты собака-поводырь, то привередничать на работе тебе не к лицу. Вот и лабрадор Трисон поступил на службу к весьма необычной подопечной. Со слепой старушкой не побегаешь, не поиграешь, но он отлично справлялся со своей задачей, несмотря ни на что. Правда, скоро все изменилось, судьба преподнесла сюрприз. И верный помощник попал к совсем другим хозяевам. Поводырь стал… охранником! Казалось, быть на страже в детском садике – легче легкого, пока там не произошло страшное событие. Однако Трисон не простой пес, поэтому даже в критической ситуации смог показать себя с лучшей стороны.
Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево»). Милосердие, внимание к окружающему нас миру.
Полина Уханова «Ночной переполох». Братья наши меньшие рядом с нами.
Евгений Пермяк «Некрасивая елка». Волшебный мир природы
Защитники Отечества
С.Т. Романовский «Александр Невский». Книга повествует о жизни русского полководца Александра Невского (1220–1263), который возглавил русские войска, отстоявшие северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами.
С. Алексеев «Подвиг Ленинграда (1941–1944)» (на выбор учителя). Рассказы о том, как 900 дней и ночей находился Ленинград во вражеской блокаде, как выстоял и победил фашистов.
С. Алексеев «Московская битва (1941–1942)» (на выбор учителя). Рассказы о том, как советские войска остановили наступление фашистов на Москву и нанесли им первый сокрушительный удар.
Мама, бабушка
Валентина Осеева «Бабка». Отношение к бабушке.
А. Дорофеев «А Германа всё нет». Взаимоотношения матери и сына. Проблема взаимопонимания в семье.
Человек и искусство
Нина Дашевская «Скрипка неизвестного мастера». Лирическая повесть о музыке и музыкантах — в старину и в наши дни.
«И помнит мир спасенный»
Сергей Алексеев «Папка». Тема памяти.
Юрий Яковлев «Салют». Тема памяти.
С. Алексеев «Взятие Берлина. Победа! (1945)». Рассказы о последней битве Великой Отечественной войны и полном разгроме фашистов нашими войсками.
Илья Миксон «Жила, была». Документальная повесть о Тане Савичевой и ленинградцах в блокадном городе.
Проект «Я читаю….»
Планируемые результаты освоения программы
Требования к уровню освоения программы в соответствии с ФГОС
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
• сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
• способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект (или учебное исследование) выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного или др.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки
Обучающиеся должны научиться:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
1. Брозо Уильям Дж. «Это – первая книга, которую я прочёл от начала до конца»: как помочь детям найти путь к грамотности/ Уильям Дж. Брозо // Библиотека в школе. – 2007. – № 16. – С. 30–31.
2. Вдовина М. Часы чтения и игр/ М. Вдовина // Библиотека в школе. – 2002. – № 16. 3. Ветрова Тамара Викторовна. Читать интересно/ Ветрова Т.В.// Литература (ПС). - 2011. - № 13. - С. 8-9.
4. Выразительное чтение. О его роли в развитии речи /Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6. – С. 101-105.// http://mei--blog.blogspot.ru/2011/04/blog-post_05.html
5. Дети и книга. Простые приёмы привлечения к чтению: сборник / под ред. О. Громовой. – М.: Чистые пруды, 2007. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6 (18)).
6. Дивина Н.А У нас всё получится!/ Дивина Н.А.// Библиотека в школе. - 2011. - № 6
7. Книги, помогающие жить: рекомендательный указатель литературы/ сост. Н.Е. Колоскова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серии «Библиотека в школе», «Здоровье детей», «Литература». Вып. 23).
8. Мяэотс О. Вся Польша читает детям./ О. Мяэотс// Библиотека в школе. – 2008. – № 1. – С. 13–14.
9. Обрезкова Е. Слишком быстро читается/ Е. Обрезкова// Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – С. 16–17.
10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст]: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя).
11. Пантюхова Т.В. Летнее чтение – семейное чтение/ Н. Шаломова, Т.В. Пантюхова// Летнее чтение в детской и школьной библиотеке: из опыта работы. – М.: Чистые пруды,2007. - С. 24-27.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
13. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. – «Стандарты второго поколения)
14. Школа как территория чтения [Текст]: Сборник статей/ Сост. С.В. Волков. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с.
Календарно-тематическое планирование
Тематический блок | № | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
Введение | 1 | Чему учат книги? | 0,5 | | сентябрь |
2 | Юрий Куранов «Тепло родного очага» (отрывки) | 0,5 | | сентябрь |
3 | Иван Шмелёв «Русская песня» | 0,5 | | сентябрь |
Человек и школа | 4 | М. Москвина «Моя собака любит джаз» | 0,5 | | сентябрь |
5 | Т. Крюкова «Веселая перемена» | 0,5 | | октябрь |
6 | М. Дружинина «Дело чести» | 0,5 | | октябрь |
7 | Л. Каминский «Урок смеха» | 0,5 | | октябрь |
8 | Ирина Антонова «Эксперимент» | 0,5 | | октябрь |
Человек и семья | 9 | М. Самарский «Сирота» | 0,5 | | октябрь |
10 | Любовь Воронкова «Девочка из города» (отрывок) | 0,5 | | ноябрь |
11 | Френсис Ходгсон Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой» (отрывок) | 0,5 | | ноябрь |
Человек и его выбор | 12 | Любовь Воронкова «Старшая сестра» («Ветка дуба») | 0,5 | | ноябрь |
13 | Сергей Георгиев «Дедушка» | 0,5 | | декабрь |
Рождественские рассказы | 14 | Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» | 0,5 | | декабрь |
Человек и природа | 15 | Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей» | 0,5 | | декабрь |
16 | Борис Житков «Мангуста» | 0,5 | | декабрь |
17 | Михаил Самарский «Формула добра» | 0,5 | | январь |
18 | Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево») | 0,5 | | январь |
19 | Полина Уханова «Ночной переполох» | 0,5 | | январь |
20 | Евгений Пермяк «Некрасивая елка» | 0,5 | | февраль |
Защитники Отечества | 21 | С.Т. Романовский «Александр Невский» | 0,5 | | февраль |
22 | С. Алексеев «Подвиг Ленинграда (1941–1944)» | 0,5 | | февраль |
23 | С. Алексеев «Московская битва (1941–1942)» | 0,5 | | февраль |
Мама, бабушка | 24 | Валентина Осеева «Бабка» | 0,5 | | март |
25 | А. Дорофеев «А Германа всё нет» | 0,5 | | март |
Человек и искусство | 26 | Нина Дашевская «Скрипка неизвестного мастера» | 0,5 | | март |
«И помнит мир спасенный» | 27 | Юрий Яковлев «Салют» | 0,5 | | апрель |
28 | Сергей Алексеев «Папка» | 0,5 | | апрель |
29 | С. Алексеев «Взятие Берлина. Победа! (1945)» | 0,5 | | апрель |
30 | Илья Миксон «Жила, была» | 0,5 | | апрель |
Проект «Я читаю…» | 31 | «Моя золотая полка» | 0,5 | | май |
32 | «Моя золотая полка» | 0,5 | | май |
33 | «Моя золотая полка» | 0,5 | | май |
34 | «Моя золотая полка» | 0,5 | | май |
35 | «Моя золотая полка» | 0,5 | | май |
Всего: 17 часов |