СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина муниципального образования городской округ Люберцы Московской области







Рабочая программа


внеурочной деятельности по ритмике


для обучающихся 3 – 4 классов





Составитель программы:


Крюкова Елена Николаевна,

учитель музыки МОУ Гимназия № 20 г. Люберцы














2020 г.


Пояснительная записка.


Рабочая программа внеурочной деятельности по ритмике разработана на основе адаптационной программы уроков ритмики «Путешествие в страну «Хореография» С.И. Поповой, предназначена для учащихся 3-4 классов (регистрация ГЭС от 20.05.2010 г.). Материал программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).


Программа направлена на реализацию ФГОС НОО в аспекте реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению.


Методика организации занятий опирается на профессионально-хореографические программы с учётом специфики хореографии и методики хореографической работы в школе ведущих специалистов-балетмейстеров (педагогов) русской хореографической школы: Т.Барышниковой («Азбука хореографии»), Л.Бондаренко («Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях»), программа по ритмической пластике для детей.


Социальная значимость внеурочной деятельности по ритмике обусловлена СанПинами, требованиями к организации внеурочной деятельности для обучающихся НОО: обеспечение двигательной активности, развитие моторики, эстетического развития и воспитания.


Педагогическая значимость введения занятий по ритмике направлено на удовлетворение естественной потребности в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности. Углубленный анализ медицинского осмотра показывает как одну из наиболее частых патологий патологию опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки и плоскостопие. Занятия ритмикой способствуют профилактике нарушений, формированию ценностного отношения к своему здоровью, воспитанию культуры здорового образа жизни. В процессе освоения танцевальных композиций у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается вкус.


Практическая значимость состоит в приобщении обучающихся к знаниям танцевальной культуры и приобретение двигательных навыков. Дети начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, что способствует развитию творчества.


При занятиях ритмикой у детей происходят положительные личностные изменения и формирование способности к творчеству, в основе которого лежат особые способы отражения мира с помощью специфической модели – художественного образа.


Материал программы учитывает сезонные изменения в организме школьников: в зависимости от времени года вводятся специфические для этого периода упражнения.


Основная идея программы состоит в том, чтобы наряду с общеобразовательными предметами дети получали эстетическое, этическое воспитание. Приобщались к культуре накопленной предыдущими поколениями, повышали духовное развитие, нравственные нормы и развивали творческий потенциал, и, начиная с младшего возраста, могли адаптироваться в окружающем мире.


Методологические основы программы базируются на идеях развивающего и системно - деятельностного подхода работы с детьми, здоровьесохранности.


Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

- привить интерес и любовь к хореографическому искусству;

- дать знания основ детского, историко-бытового, народного и характерного танца, ритмической гимнастики, музыкальной грамоты;

- познакомить с историей танца, с творчеством талантливых исполнителей;

- учить фантазировать и творить посредством пластического искусства;

- выработать осанку, красивую походку, выразительность движений;

- развить чувство ритма и гармонии.


Виды деятельности:


Разминка по кругу.

Музыкально-пространственные упражнения:

- маршировка под музыку, с перестроением из одного круга в два и обратно;

- танцевальные шаги в образах, например оленя, журавля, кошки и т.д.

(на полной стопе, на полупальцах, со стопы на фалангу, с вывернутой стопой, с высоким подниманием бедра: вперёд, в сторону, назад).

Разминка на середине: комплекс ритмико-гимнастических упражнений.

- тренировка суставно-мышечного аппарата.

- отображение динамических оттенков хлопками, притопами, равновесие.

Ритмический комплекс варьирует в зависимости от возрастных и физических особенностей класса, уровня подготовленности (10-15 движений).

Упражнения партер:

- укрепление мышц спины;

- пресс (уголок);

- стойка на лопатках;

- кувырки;

- гибкость тела (улитка);

- махи ног вверх, в сторону;

- пластика движения (змея);

- выворотность (солнышко).

Упражнение у опоры:

- постановка корпуса (положение головы, рук, ног, натянутость мышц);

- наклоны корпуса вправо, влево, назад с головой и руками;

- растяжка (вперёд, в сторону, назад);

- шпагат с правой ноги вперёд, с левой, верёвочка;

- прыжки.

Танцевальные композиции.

Творческие проекты. Самостоятельная деятельность обучающихся (сообщения по истории изучаемого танца, рисунки эскизов костюмов к танцам, составление танцевальных этюдов и движений)

Музыкально – танцевальные игры.


Результаты обучения по предмету

Предметные (по ФГОС); специальная терминология; азбука хореографии; простые общеразвивающие движения; танцевальные композиции.

Предметные результаты:

- терминология;

- ритмико-гимнастические, общеразвивающие упражнения;

- тренировка суставно-мышечного аппарата;

- азбука танцевальных движений;

- танцевальные композиции.

Метапредметные результаты:

- творческая дисциплина;

- саморегуляция (самоконтроль);

- общее развитие различных частей тела;

- развитие двигательной памяти;

- моторика;

- координация;

- пластика движения;

- умение применять полученные знания, умения, навыки в практической деятельности для решения конкретных задач.


Личностные результаты

- в положительном отношении обучающихся к занятиям музыкально - двигательной деятельностью,

- накоплении необходимых знаний,

- умении использовать ценности танцевальной культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,

- достижении личностно значимых результатов в музыкальном и физическом совершенстве.

- раскрытие и реализация своих творческих способностей


Общее количество часов - 34 часа.

Танцевальный конкурс - 2 часа.

Творческие проекты.

Самостоятельная работа - 2 часа.



Содержание программы


I. Теория

Цель: изучение основ знаний музыкальной и танцевальной культуры.

1. Основы знаний, азбука музыкального движения:

- мелодия и движения;

- темп (быстро, медленно, умеренно);

- музыкальные размеры 4/4, 2/4, 3/4;

- контрастная музыка: быстрая медленная, веселая грустная;

- так и 3а такт.

- чередование сильной и слабой долей такта;

- соотнесение пространственных построений с музыкой;

- правила и логика перестроений из одних рисунков в другие;

- ритмические рисунки в движении;

- танцевальная музыка: марш, вальсы быстрые и медленные, хороводные и плясовые, русские и народные мелодии.

- характер народов и их интерпретации в танце.

2.Беседы по хореографии: История танца. Знакомство с творчеством талантливых исполнителей хореографического искусства. Виды танцев и их особенности. Современные направления в хореографии.

Просмотры телевизионных программ о танце.

II. ОФП (Общая физическая подготовка).

Цель: формирование знаний основ правильного выполнения упражнений, необходимых для правильной осанки, красивой походки, выразительности и пластики движения, выворотность суставов, гибкости тела и освоение навыков музыкально-ритмического развития обучающихся.




3 класс.


Историко-бытовой танец:

  1. «Менуэт»


Парные танцы:

  1. «Полька»


Характерный танец:

3. «Финская полька»


Бальные танцы:

4. Джайв


Календарно-тематическое планирование, 3 класс


урока


Название темы

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие.  Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.

1

07.09

2

Разминка. Музыкальные размеры 4/4, 2/4, ¾. Этюды.

1

14.09

3-4

Общеразвивающие упражнения. Историко-бытовой танец

2

21.09

28.09

5

Ритмико-гимнастические упражнения. Менуэт

1

05.10

6-10

Менуэт

5

12.10, 19.10, 26.10,

02.11,

09.11

11

Разминка. Парные танцы. Полька

1

16.11

12-14

Упражнения на развитие координации движений. Игровая программа. Полька – разучивание.

3

23.11

30.11

07.12

15-19

Танец «Полька»

5

14.12

21.12

28.12

11.01

18.01

20

Общеразвивающие упражнения. Танцевальный конкурс

1

25.01

21

Упражнения на координацию движений. Игровая программа

1

01.02

22

«Джайв». Просмотр видео. Элементы классического танца.

1

08.02

23-29

 «Джайв». Разучивание

7

15.02

22.02

01.03

15.03

22.03

29.03

05.04

30

Творческий конкурс.

1

12.04

31

Индивидуальное творчество.

1

19.04

32

Общеразвивающие упражнения.

1

26.04

33

Знакомство с творчеством талантливых исполнителей хореографического искусства

1

17.05

34

Урок-смотр

1

24.05


ИТОГО

34



1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

Упражнения на развитие координации

Координировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями. Например:

- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;

- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;

- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.

Свободные комбинации.

Упражнения на улучшение гибкости

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Диско танцы

4.Бальные танцы (латиноамериканская программа)

5. Индивидуальное творчество

6. Урок-смотр знаний

Проводится в конце учебного года



4 класс.


Историко-бытовой танец:

  1. «Мазурка»


Парные танцы:

  1. «Вальс»


Характерный танец:

3. «Кантри»


Бальные танцы:

4. Ча-ча-ча






Календарно-тематическое планирование, 4 класс


№ 

урока


Название темы

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие.  Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.

1

04.09

2

Разминка. Общеразвивающие упражнения. Историко-бытовой танец

1

11.09

3

Общеразвивающие упражнения. «Мазурка». Просмотр видео


1

18.09

4-6

Танец «Мазурка». Разучивание основного шага.

3

25.09

02.10

16.10

7-9

Разминка. Характерный танец: «Кантри»


3

23.10

30.10

06.11

10

Движения по линии танца, перестроение, диагональ класса.

Самостоятельные движения под музыку

1

13.11

11

Танец история бального спортивного танца.

1

27.11

12-18

«Ча-ча-ча» разучивание

7

04.12

11.12

18.12

25.12

15.01

22.01

29.01

19

Разминка. Упражнения на развитие координации. Игровая программа

1

05.02

20- 24

Элементы классического танца. Разучивание основного вальсового квадрата.

5

12.02

19.02

05.03

12.03

19.03

25- 32

Танец «Фигурный вальс» ( в паре под музыку)

6

26.03

02.04

16.04

23.04

30.04

07.05

33

Индивидуальное творчество.

1

14.05


34

Урок-смотр . Танцевальный конкурс.

1

21.05


ИТОГО

34


1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

- движение по линии танцев, перестроение, диагональ класса;

- упражнения на развитие координации;

- Упражнения на улучшение гибкости.

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Бальные танцы (латиноамериканская программа)

      1.Танец «Ча-ча-ча»

- основной шаг по одному, в парах;

- раскрытие и закрытие по одному, в парах;

- американ спин;

- хлыст по одному, в парах;

- смена мест справа налево по одному, в парах;

- смена мест слева направо по одному, в парах.

4.Фигурный вальс

- балансе;

- вальс правый поворот;

- вальс левый поворот;

- окошечко;

- раскрытие;

- повороты;

- вальсовая дорожка;

- переходы из позиции в позицию;

- поклон.

5. Урок-смотр знаний

Проводится в конце учебного года.


  1. СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материальные средства:

- учебный кабинет, актовый зал;

- магнитофон;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- наглядные демонстрационные пособия;

- коврики для выполнения упражнений;

- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
























ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.

  2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

  3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

  4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.

  5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.

  6. Бычаренко  Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.

  7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

  8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.

  9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.

  10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

  11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.

  12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.

  13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.

  14. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.

  15. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.

  16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор,