СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературному чтению для обучающихся с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературному чтению для 1 дополнительного класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературному чтению для обучающихся с ЗПР»

Министерство образования и молодежной политики

Свердловской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская школа - интернат»



Утверждаю

Директор ГКОУ СО

«Серовская школа- интернат»

________ С.В. Ахмедзянова

Приказ № _______ от __________











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « Литературное чтение» для обучающихся

по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2)

ГКОУ СО «Серовская школа - интернат»

1 дополнительного класса










Разработчик: Широкова Лариса Ариковна

Учитель

г.Серов

2020 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 дополнительного класса является составной частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования ГКОУ СО «Серовская школа- интернат», соответствии с Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1598 в редакции 03.02.2015г. № 35847 « Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:


  • принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;


  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);


  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);


  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).


Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).


    • учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.


Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:


  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;


  • кодировать и перекодировать информацию;


  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного и прочитанного произведения).


2

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:


  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);


  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;


  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).


Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:


  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;


  • слушать собеседника и вести диалог;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.


Предметные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Литературное чтение».


    • конце 1 дополнительного класса обучающийся:

  • знает произведения устного народного творчества и детской литературы;


  • отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает содержание прослушанного;


  • читает вслух сознательно, правильно, целыми словами, соблюдая паузы и интонации;

  • находит в тексте предложения, подтверждающие высказывание;

  • пересказывает небольшой доступный текст;

  • использует формы речевого этикета;


  • составляет устное высказывание по содержанию прочитанного, на основе личного опыта, по результатам наблюдения;


  • самостоятельно знакомится с детской книгой, читает ее под наблюдением учителя.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.


Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.


Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).


Библиографическая культура. Книга учебная. Элементы книги: обложка, иллюстрации.


Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.


Говорение (культура речевого общения). Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Распознание прямого и переносного значения слов, их


3

многозначности, пополнение активного словарного запаса. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).


Круг детского чтения. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение. Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Сказки.


Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям; устное словесное рисование.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Тема урока

Содержание урока




I четверть (16ч.)



Жили-были буквы (16ч.)


1.

Знакомство с учебником по

Знакомство с учебником «Литературное чтение».



литературному чтению

Книга учебная. Элементы книги: обложка,


2.

Знакомство с творчеством

иллюстрации.



В.Я. Данько

Рассматривание обложки, чтение названия,


3.

В.Я. Данько «Загадочные

называние авторов. Плавное осмысленное чтение



буквы»

предложений. Выразительное чтение. Ответы на


4.

Знакомство с творчеством

вопросы по содержанию услышанного.



Г.В. Сапгира

Элементарный анализ художественных




произведений. Обсуждение содержания


5.

Г. Сапгир «Про медведя»




прочитанного. Нахождение в тексте слов и


6.

Знакомство с творчеством



Тима Собакина

выражений. Уточнение значений слов и выражений.




Подбор слов, близких по значению. Устное


7.

Т. Собакин «Как ловкий бе-



гемот». Анализ стихотво-

рисование «словесной картины». Определение



рения

последовательности предложений в тексте. Пересказ




небольшого текста с помощью вопросов и без них,


8.

Знакомство с творчеством


составление предложений по картине или серии



М.Я. Бородицкой



картинок. Выразительное, с соблюдением


9.

М. Бородицкая «Разговор с


правильных интонаций, чтение стихотворения



пчелой». Вопрос-ответ,



наизусть.



анализ стихотворения



Восприятие на слух звучащей речи


10.

И. Гамазкина «Кто как кри-


(высказывание собеседника, чтение различных



чит?»



текстов). Адекватное понимание содержания


11.

Как хорошо уметь читать. И.


звучащей речи, умение отвечать на вопросы по



Гамазкина, Е. Григорьева



содержанию услышанного произведения,



«Живая азбука»



определение последовательности событий, умение


12.

Знакомство с высказывани-


задавать вопрос по услышанному



ями из старинных книг



художественному произведению.


13.

Разноцветные страницы


Особенности диалогического общения: понимать


14.

Проверим себя и оценим


вопросы, отвечать на них и самостоятельно



свои достижения



задавать вопросы по тексту; выслушивать, не


15.

Урок-концерт


перебивая, собеседника и в вежливой форме


16.

«Жили-были буквы» (обоб-


высказывать свою точку зрения по обсуждаемому



щение)







4



произведению. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям; устное словесное рисование.


    1. четверть (14ч.) Сказки, загадки, небылицы (8ч.)

  1. Перевод С. Маршака «Дом,Знакомство со сказками. Обучение чтению по ролям.

который построил Джек»Определение характера героев сказки. Выделение


2.

Знакомство с творчеством

главной мысли.



А.С. Пушкина

Ответы на вопросы по содержанию, соотнесение


3.

А.С. Пушкин «Ветер,

иллюстрации с содержанием текста.



ветер…», «Ветер по морю

Фольклор и авторские художественные



гуляет…», «Белка песенки

произведения (различение). Сказки.



поет…»

Интерпретация текста литературного


4.

Как хорошо уметь читать.

произведения в творческой деятельности



«Петух и собака»

учащихся: чтение по ролям; устное словесное




рисование.


5.

Анализ произведения



«Петух и собака»

Использование норм речевого этикета в условиях




внеучебного общения. Распознание прямого и


6.

Знакомство с высказыва-



ниями. Из старинных книг

переносного значения слов, их многозначности,




пополнение активного словарного запаса.


7.

Разноцветные страницы




Передача впечатлений (из повседневной жизни, от


8.

Проверим себя и оценим



свои достижения. «Сказки,

художественного произведения) в рассказе



загадки, небылицы» (тест)

(описание, рассуждение, повествование).



Апрель, апрель. Звенит капель! (6ч.)

1.

А. Плещеев «Сельская пе-

Знакомство с лирическими стихотворениями.



сенка», А. Майков «Весна»,

Сравнение произведений разных поэтов,



«Ласточка примчалась»

посвященных одной теме. Сравнение произведений


2.

Т. Белозеров «Подснежни-

по их настроению, тематике и жанру. Знакомство со



ки», С. Маршак «Апрель».

стихотворениями о весне и пословицами из



Стихи-загадки писателей

старинных книг, обобщение знаний о весне.


3.

Стихи И. Токмакой, Е

Выразительное чтение стихотворений наизусть.



Трутневой и др.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание,


4.

Как хорошо уметь читать. Р.

различение.



Сефа, В. Берестова

Интерпретация текста литературного




произведения в творческой деятельности


5.

Из старинных книг. Разно-



цветные страницы

учащихся: чтение по ролям; устное словесное




рисование.


6.

Проверим себя и оценим



свои достижения. «Апрель,

Постепенный переход от слогового к плавному



апрель. Звенит капель!»

осмысленному правильному чтению целыми




словами вслух (скорость чтения в соответствии с




индивидуальным темпом чтения), постепенное




увеличение скорости чтения, позволяющей




осознать текст. Соблюдение орфоэпических и




интонационных норм чтения.


      1. четверть (20ч.)


    • в шутку, и всерьез (10ч.)


  1. Знакомство с творчеством Н. Знакомство с особенностями юмористических


Артюховой

произведений. Чтение по ролям. Пересказ по



5

2.Н. Артюхова «Саша –

опорным словам. Выразительное чтение. Нахождение

дразнилка»

в тексте подтверждения своему ответу. Чтение


  1. К. Чуковский «Федотка», О. отрывков по иллюстрации. Называние действующих


Дриз «Привет»


лиц, оценивание их поступков. Составление рассказа


4.

И. Пивоварова «Кулинаки-


на основе прочитанного.



пулинаки», О. Григорьев


Устное рисование «словесной картины».



«Стук»


Практическое деление текста на части по вопросам.


5.

И. Токмакова «Разговор Лю-


Определение с помощью учителя основной мысли



тика и Жучка»


прочитанного. Пересказ содержания прочитанного.





Восприятие на слух звучащей речи


6.

Знакомство с творчеством




М. Пляцковского


(высказывание собеседника, чтение различных





текстов). Адекватное понимание содержания


7.

М. Пляцковский «Помощ-




ник»


звучащей речи, умение отвечать на вопросы по





содержанию услышанного произведения,


8.

«И в шутку, и всерьез»




(обобщение). Конкурс


определение последовательности событий, умение



рисунков


задавать вопрос по услышанному





художественному произведению.


9.

Экскурсия в библиотеку






Интерпретация текста литературного


10.

Внеклассное чтение. В. Дра-




произведения в творческой деятельности



гунский «Денискины





учащихся: чтение по ролям; устное словесное



рассказы»





рисование.









Понимание заглавия произведения, его





адекватное соотношение с содержанием.





Самостоятельное воспроизведение текста с





использованием выразительных средств языка:





последовательное воспроизведение эпизода с





использованием специфической для данного





произведения лексики (по вопросам учителя),





рассказ по иллюстрациям, пересказ.




Я и мои друзья (10ч.)


1.

Р. Сеф «Совет»


Чтение и анализ произведений. Восстановление



  1. В. Берестов «В магазине иг-последовательности событий в тексте. Определение с

рушек»

помощью учителя основной мысли прочитанного.


  1. В. Орлов «Если дружбой до- Нахождение в выделенном отрывке слов и


рожить»

выражений, ярко характеризующих героя, природу,


4.

И Пивоварова «Вежливый

события. Объяснение многозначных слов.



ослик»

Рассказывание по прочитанному произведению.




Рассматривание и чтение книг детских писателей.


5.

М Пляцковский «Сердитый



дог Буль»

Понимание заглавия произведения, его




адекватное соотношение с содержанием.


6.

Ю.Энтин «Про дружбу»




Самостоятельное воспроизведение текста с


7.

Из старинных книг. Разно-



цветные страницы

использованием выразительных средств языка:




последовательное воспроизведение эпизода с


8.

«Я и мои друзья»



(обобщение)

использованием специфической для данного




произведения лексики (по вопросам учителя),


9.

Проверим себя и оценим


рассказ по иллюстрациям, пересказ.



свои достижения. «Я и мои



Интерпретация текста литературного



друзья» (тест)



произведения в творческой деятельности


10.

Внеклассное чтение. Расска-


учащихся: чтение по ролям; устное словесное



зы о детях



рисование.







Особенности диалогического общения: понимать




вопросы, отвечать на них и самостоятельно




6


задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

IV четверть (16ч.)


    • братьях наших меньших. (16ч.)


  1. Н. Сладков «О братьях на-Чтение и анализ содержания произведений.



ших меньших»

Воспроизведение по вопросам содержания


2.

М. Пляцковский «Цап Цара-

самостоятельно прочитанных произведений.



пыч»

Ориентировка в группе книг (2–4). Определение


3.

Г. Сапгир «Кока»

темы произведения. Выбор книги по заданной теме.


4.

В. Берестов «Лягушата»

Чтение про себя. Пересказ небольшого доступного




текста. Составление рассказа с использованием


5.

Рассказы о лягушках




выразительных средств языка.


6.

Д. Хармс «Храбрый еж»




Понимание заглавия произведения, его


7.

Н. Сладков «Лисица и еж»




адекватное соотношение с содержанием.


8.

Из старинных книг




Самостоятельное воспроизведение текста с


9.

Разноцветные странички


использованием выразительных средств языка:


10.

Проверка навыка чтения


последовательное воспроизведение эпизода с


11.

«О братьях наших меньших»


использованием специфической для данного



(обобщение)



произведения лексики (по вопросам учителя),


12.

Упражнения в составлении


рассказ по иллюстрациям, пересказ.



собственных рассказов на за-



Интерпретация текста литературного



данную тему



произведения в творческой деятельности


13.

Проверим себя и оценим


учащихся: чтение по ролям; устное словесное



свои достижения



рисование.


14.

«О братьях наших меньших»


Особенности диалогического общения: понимать



(проверочный тест)



вопросы, отвечать на них и самостоятельно


15.

Литературный конкурс


задавать вопросы по тексту; выслушивать, не


16.

Проект «Наш класс –


перебивая, собеседника и в вежливой форме



дружная семья». Создание



высказывать свою точку зрения по обсуждаемому



летописи класса



произведению. Использование норм речевого







этикета в условиях внеучебного общения.




























7