СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки квалифицированных рабочих по специальности СПО

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.10  Физическая культура  программы подготовки квалифицированных рабочих  (ППКРС)  по специальности СПО 

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки квалифицированных рабочих по специальности СПО»

г

Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленный колледж энергетики и связи»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.10 Физическая культура

программы подготовки квалифицированных рабочих (ППКРС)

по специальности СПО

(базовая подготовка)


23.01.03 Автомеханик

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов





















2016

Программа учебной дисциплины "Физическая культура" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности (специальностям) приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 № 535 для всех специальностей СПО и примерной программы, разработанной ФГУ "Федеральный институт развития образования" и утвержденной экспертным советом №093 от 22 марта 2011г.


Организация-разработчик: краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Промышленный колледж энергетики и связи» г. Владивостока (КГА ПОУ « Энергетический колледж»)


Разработчик: Ермаков Николай Александрович – преподаватель КГА ПОУ «Энергетический колледж»

Рецензенты:

КГА ПОУ

«Энергетический колледж» преподаватель И.А.Кузнецова

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

К УТВЕРЖДЕНИЮ

На заседании ЦМК

Протокол №___ от «___» _________201__г.

Председатель комиссии__________________

__________________

подпись

УТВЕРЖДАЮ

Зам. по УПР Ю.А. Савищенко

__________________________

«___» ________________201 __г.










СОДЕРЖАНИЕ


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. условия реализации программы учебной дисциплины 13

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины 14

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая культура

название дисциплины


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО, в рамках реализации ОПОП СПО:



23.01.03 Автомеханик

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов


Программа учебной дисциплины может быть использована в дополни-тельном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Физическая культура», входит в обязательную часть, общий гуманитарный и социально-экономический цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающийся должен:

уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

  • проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;

  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

  • выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

  • активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

знать/понимать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;

  • способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

  • выполнять приемы страховки и самостраховки;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

  • выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей организма.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов (2 часа в неделю);

самостоятельной работы обучающегося 85 часов (2 часа в неделю).

















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:


теоретические занятия


практические занятия

171

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

в том числе:


1.Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, не менее 2 часов в неделю.

2.Проверка эффективности данного вида самостоятельной работы организуется в виде анализа результатов выступления на соревнованиях или сравнительных данных начального и конечного тестирования, демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств.


Итоговая аттестация в форме зачёта (1 cеместр), дифференцированный зачет- 2 семестр.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Научно-методические основы формирования физической культуры личности

16



Содержание учебного материала



Тема 1.1.

Общекультурные и социальные значения физической культуры. Здоровый образ жизни.


Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры.

8


Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание. Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими упражнениями на достижение человеком жизненного успеха.



Социально-биологические основы физической культуры.



Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывания, утомление, восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные возможности человека.









Основы здорового образа жизни.


2

Совокупность факторов определяющих состояние здоровья. Роль регулярных занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья. Роль и место физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. Двигательная активность человека, её влияние на основные органы и системы организма. Норма двигательной активности, гиподинамия и гипогенизия. Формы занятий физическими упражнениями в режиме дня и их влияние на здоровье. Коррекция индивидуальных нарушений здоровья, в том числе, возникающих в процессе профессиональ- ной деятельности, средствами физического воспитания.





Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.



Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений НПО и СПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.

Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.




Самостоятельная работа обучающихся:

Выборка информации с физкультурно-оздоровительных и спортивных сайтов.

8


Раздел 2.

Учебно-практические основы формирования физической культуры личности

240


Тема 2.1.

Общая физическая подготовка

Содержание учебного материала



Теоретические сведения.



Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Особенности физической и функциональной подготовленности.

Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы, комплексы общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами. Подвижные игры.

60

1

Практические занятия:

1.Выполнения построений, перестроений, различные виды ходьбы, беговых и прыжковых упражнений, в том числе, в парах с предметами. Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений.

2. Подвижные игры различной интенсивности.

40


Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение различных комплексов физических упражнений в процессе самостоятельных занятий.

20


Тема 2.2.

Лёгкая атлетика


Содержание учебного материала

44


2

Бег на короткие, средние и длинные дистанции, бег по прямой и виражу, пересеченной местности. Эстафетный бег. Техника спортивной ходьбы. Прыжки в длину. Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4100 м, 4400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000, 3000 м (девушки) и 3000, 5000 м (юноши)



Практические занятия по лёгкой атлетике.

1.Решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий.

2.Сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой.

3.Решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей:

-воспитание быстроты в процессе занятий лёгкой атлетикой.

-воспитание скоростно-силовых качеств.

-воспитание выносливости.

-воспитание координации движений.

32



Самостоятельная работа обучающихся:

Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий.

12


Тема 2.3.

Спортивные игры


Содержание учебного материала

78

2

Волейбол.

Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая, верхняя боковая. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействия игроков. Правила игры. Учебная игра.

Баскетбол.

Перемещение по площадке. Ведение мяча. Передача мяча: двумя руками от груди, с откосом от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в движении. Вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание. Тактика нападения, тактика защиты. Индивидуальные действия игрока без мяча, с мячом, групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра. Правила игры. Техника безопасности игры.

Футбол.

Ведение мяча. Передача мяча. Удары по мячу ногой, головой. Приём мяча: ногой, головой. Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, тактика защиты, тактика нападения. Удары по воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие игроков. Учебная игра.

Настольный теннис.

Стойки игрока. Способы держания ракетки: горизонтальная хватка, вертикальная хватка. Передвижения: бесшажные, шаги, прыжки, рывки. Технические приёмы: подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топ-спин, топс-удар, сеча. Тактика игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры.

18









18










10







8


Практические занятия

1.Решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию двигательных действий. Технико-тактических приёмов игры.

2.Сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой.

3.Решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей:

-воспитание быстроты в процессе занятий спортивными играми.

-воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий спортивными играми.

-воспитание выносливости.

-воспитание координации движений.

4.Тренировочные игры.

5. После изучения техники отдельного элемента проводится выполнение контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, технико-тактических приёмов игр.

6. В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом проводится самостоятельная разработка и проведение занятий или фрагмента занятий по изучаемым спортивным играм.

54



Самостоятельная работа обучающихся:

Совершение техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.

24


Тема 2.4.


ППФП

(профессионально-приклад- ная физичес- кая подготовка)

Содержание учебного материала

Значение психофизической подготовки человека к профессиональной

деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости

подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и

дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП

студентов с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учётом специфики будущей профессиональной деятельности.

Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ

профессиограммы.

Средства, методы и методика формирования профессионально значимых

двигательных умений и навыков.

Средства, методы и методика формирования профессионально значимых

физических и психических свойств и качеств.

Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям.

Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП.

Практические занятия.

1. Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально

значимых двигательных действий.

2. Формирование профессионально значимых физических качеств.

3. Самостоятельное проведение студентом комплексов профессионально-

прикладной физической культуры в режиме дня специалиста.

Самостоятельная работа обучающихся.

1. Выполнение комплексов упражнений, повышающих работоспособность в

избранной профессиональной деятельности в течение дня, в ходе

педагогической практики, в свободное время.


58


















37







21


Итого: 256





3.1 условия реализации программы учебной дисциплины

Реализация учебной дисциплины требует наличия универсального

спортивного зала, тренажёрного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий; оборудованных раздевалок с душевыми кабинами.

Спортивное оборудование:

баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи; щиты, ворота, корзины,

сетки, стойки, антенны; сетки, столы, ракетки для игры в теннис.

оборудование для силовых упражнений: гантели, утяжелители,

резина, штанги с комплектом различных отягощений;

оборудование для занятий ОФП (степ-платформы, скакалки, гимнастические коврики, фитболы).

гимнастическая перекладина, шведская стенка, секундомеры, мячи для

тенниса, дорожка резиновая разметочная для прыжком и метания;

оборудование, необходимое для реализации части по профессионально-

прикладной физической подготовке.

Технические средства обучения:

- музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер,

мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности

демонстрации комплексов упражнений;

- электронные носители с записями комплексов упражнений для

демонстрации на экране.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1.Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов (Текст)/ В.И. Ильинич.-М.: Гардарики. 2007.-366с.

2.Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (Текст)/ Г.С. Туманян. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-366с.


Дополнительные источники:

1.Боровских В.И., Моисеенко М.Г. Физическая культура и самообразование учащихся средних специальных учебных заведений: методические рекомендации. – Мичуринск: Издательство миг ГАУ, 2008.-66с.

2.Физическая культура в режиме дня студента: Методические рекомендации. – Мичуринск: Издательство миг ГАУ, 2008.-15


Интернет ресурсы:

Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- роль физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека;

- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

- основы здорового образа жизни.

Формы контроля обучения:

- практические задания

- домашние задания

-ведение календаря самонаблюдения

- зачет в форме тестирования

Оценка за подготовку студентом фрагментов занятий с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха.

Должен уметь:

- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Методы оценки результатов:

-накопительная система баллов на основе которой выставляется итоговая отметка;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которой выставляется итоговая отметка;

-тестирование в контрольных точках.

Лёгкая атлетика:

Оценка за технику двигательных действий (проводится в ходе занятий): бега на короткие, средние и длинные дистанции; прыжки в длину.

Оценка за проведение студентом фрагмента занятий с решением задачи по развитию физических качеств.

Кроссовая подготовка.

Оценка техники бега на дистанции до 5 км без учёта времени.

Спортивные игры:

Оценка техники базовых элементов техники спортивных игр (броски по кольцу, удары по воротам, подачи, передачи, жонглирование)

Оценка технико-тактических действий в ходе проведения контрольных соревнований по спортивным играм.

Оценка выполнения студентом функций судьи.

Оценка за самостоятельное проведение фрагмента занятия с решением задачи по развитию физических качеств.

Общая физическая подготовка:

Оценка уровня развития выносливости и силовых способностей по приросту к исходным показателям.

Оценка за проведение фрагмента занятия.

Оценка уровня развития физических качеств занимающихся целесообразно проводить по приросту к исходным показателям:

Для этого организуется тестирование в контрольных точках:

На входе - начало учебного года, семестра;

На выходе – в конце учебного года, семестра, изучения темы программы.

Тесты по ППФП разрабатываются применительно к группе специальностей/ профессий.