Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж»
(ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)

СОГЛАСОВАНО Представитель работодателя: Волоколамское территориальное управление силами и средствами ГКУ «МОСОБЛПОЖСПАС» _______________/В.В.Васильев/ подпись «____» _____________20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по инновационно-образовательной работе _______________ /Т.П.Дубровская/ подпись «____»____________ 20_____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.06 – УП.05
«Выполнение работ по одной или нескольким
должностям служащих-водитель автомобиля»
Учебная практика (по профилю специальности)
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднего профессионального образования
20.02.04 «Пожарная безопасность»
по программе базовой подготовки
2018 г.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж» (ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Разработчики:
Никитин А.А.- преподаватель первой категории Волоколамского филиала ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Кирсанов Е.В.- мастер п\о первой категории Волоколамского филиала ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Коновалов А.Н.- старший мастер п\о Волоколамского филиала ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Рецензент
Васильев Владимир Викторович-начальник Волоколамского территориального управления силами и средствами ГКУ МО «МОСОБЛПОЖСПАС»
РАССМОТРЕНА
Учебно-методическим объединением преподавателей специальности «Пожарная безопасность» и « Защита в чрезвычайных ситуациях»
протокол № ____________
от «____»_______20____г.
Председатель УМО
_____________ (Е.М.Лебединская)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | Стр 4 |
Паспорт программы учебной практики | Стр 5 |
Результаты освоения учебной практики | Стр 7 |
Структура и содержание учебной практики | Стр 8 |
Условия реализации программы практики | Стр 13 |
Контроль и оценка результатов освоения программы практики | Стр 14
|
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Общий объем времени на проведение практики определяется ФГОС СПО, сроки проведения устанавливаются колледжем в соответствии с ОПОП СПО.
Учебная практика проводится колледжем в рамках профессиональных модулей и может реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Учебная практика направлена на получение первоначального практического опыта. Учебная практика может проводиться как в колледже (при выполнении условий реализации программы практики), так и в организациях (на предприятиях) на основании договоров между организацией и колледжем.
Учебная практика может быть направлена на освоение одной или нескольких рабочих профессий, если это является одним из видов профессиональной деятельности ФГОС СПО.
Программа практики разрабатывается колледжем на основе рабочих программ модулей ОПОП специальности, макета программы учебной практики и согласовывается с организациями, участвующими в проведении практики. Одной из составляющей программы практики является разработка форм и методов контроля для оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций (оценочные материалы); к работе над этим разделом должны привлекаться специалисты организаций (предприятий), в которых проводится практика. При разработке содержания каждого вида практики по профессиональному модулю следует выделить необходимые практический опыт, умения и знания в соответствии с ФГОС СПО, а также виды работ, необходимые для овладения конкретной профессиональной деятельностью и включенные в рабочую программу модуля. Содержание практики по профилю специальности может уточняться в зависимости от специфических особенностей конкретной организации (предприятия).
Формой аттестации по всем видам практик является дифференцированный зачет.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы
Рабочая программа учебной практики по профилю специальности/профессии (далее учебная практика) разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.04 «Защита в чрезвычайных ситуациях» по программе базовой подготовки;
2) Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291;
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 «Защита в чрезвычайных ситуациях» и рабочей программы профессионального модуля ПМ.05«Выполнение работ по одной или нескольким должностям служащих – водитель автомобиля»
Программа учебной практики– является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 «Защита в чрезвычайных ситуациях» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обучение рабочим профессиям водитель транспортных средств категории «В».
Программа учебной практики может быть использована при обучении рабочей профессии. Освоение профессии водитель транспортных средств категории «В» осуществляется на основе программы профессиональной подготовки пожарного.
Рабочая программа учебной практики может быть использована при реализации программ повышения квалификации работников, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области образования, при наличии у них среднего или высшего непедагогического профессионального образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи учебной практики – требования к результатам прохождения практики
обучающийся должен знать:
- правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортного средства, приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами.
- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства;
- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
обучающийся должен иметь практический опыт:
– устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
-- заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований;
-- проводить техническое обслуживание систем автомобиля, с соблюдением техники безопасности;
-- проводить межсезонное обслуживание автомобиля.
1.3. Рекомендуемое количество часов на учебную практику:
Всего: 72 часа.
2. результаты освоения учебной практики ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы учебной практики является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности : Обучение рабочей профессии: водитель транспортных средств категории «В» .
в том числе общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1.Тематический план учебной практики
Код и наименование профессионального модуля | Наименование разделов практики | Количество часов | Сроки проведения |
ПМ.05«Выполнение работ по профессиям» Водитель автомобиля Техническое обслуживание и эксплуатация автомобилей | Тема 1. Охрана труда и пожарная безопасность при выполнении работ связанных с техническим обслуживанием автомобиля Тема 2. Ежедневный технический осмотр и обслуживание автомобиля Тема 3. Обслуживание смазочной системы двигателя внутреннего сгорания и трансмиссии. Тема 4. Обслуживание системы охлаждения Тема 5. Обслуживание Эл. Оборудования Тема 6. Обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля Тема 7. Обслуживание рулевого управления Тема 8. Подготовка автомобиля к смене сезонов | 4
4
12
8
8
16
8
10 | 6 семестр |
Всего | | 72 часа | |
3.2 Содержание учебной практики профессионального модуля
Виды деятельности | Формируемый образовательный результат (практический опыт, уметь) | Виды выполняемых работ | Содержание работ (детализация видов выполняемых работ) | Кол. час на вид раб. |
ПМ.05«Выполнение работ по профессии водитель транспортных средств категории «В» | обучающийся должен знать: Методы диагностики автомобиля и систем составляющих его. Проводимые работы по различным видам технического обслуживания легкового автомобиля. Знать и применять на практике мероприятия по охране труда. Знать неисправности , возникающие во время эксплуатации транспортных средств и способы их устранения. - Обучающийся должен уметь практический опыт: Определять неисправности возникшие при эксплуатации автомобиля , при которых запрещается его эксплуатация . Проводить мероприятия по ежедневному техническому осмотру автомобиля. Уметь правильно проверять уровень масла в двигателе , при необходимости производить его доливку до необходимого уровня. Уметь проверять уровень охлаждающей жидкости при необходимости проводить ее доливку в расширительный бачок. Уметь производить натяжку и замену приводного ремня генератора, производить замену лампочек . а так же плавких предохранителей ,пользоваться ареометром, производить зарядку аккумулятора . Производить проверку уровня масла в бачке гидроусилителя при необходимости доливать ( у автомобилей с ГУР) , производить проверку рулевых наконечников. Уметь контролировать уровень тормозной жидкости при необходимости производить ее доливку, произвести замену передних и задних тормозных колодок , Выполнять действия которые необходимо проводить при подготовке автомобиля к смене сезонов | Назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства; Освоить методы определения характерных неисправностей автомобиля, знать признаки и способы их определения. Правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортного средства, приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами. Производить ЕТО автомобиля. Производить контроль системы смазки двигателя внутреннего сгорания Осуществлять контроль за системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Осуществлять контроль за рулевой системой автомобиля Осуществлять контроль за электрооборудованием Осуществлять контроль за тормозной системой авто Выполнять работы для подготовки автомобиля к смене сезонов | Изучить инструкцию по охране труда и технике безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию автомобиля. Изучить способы диагностирования системы смазки двигателя, характерные неисправности системы их признаки , причины и способы устранения. Изучить устройство системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания ,ее неисправности возникающие во время эксплуатации автомобиля Изучить перечень работ проводимых при проведении ежедневного технического осмотра Изучить мероприятия проводимые при обслуживании системы электропитания автомобиля . Изучить устройство тормозной системы легкового автомобиля и перечень действий при замене тормозных колодок . Изучить устройство рулевого управления легкового автомобиля, знать перечень работ проводимых при его обслуживании. Изучить мероприятия , связанные с подготовкой автомобиля к смене сезонов. Осуществлять ежедневный технический осмотр автомобиля (проверять давление в покрышках с помощью манометра, исправность световых указателей поворотов, стоп-сигналов, габаритов автомобиля, наличие государственных регистрационных номеров ,стеклоочистителей , зеркал заднего вида) Уметь контролировать уровень масла в двигателе внутреннего сгорания, при необходимости доливать масло до оптимального уровня, производить замену масла и масляного фильтра Осуществлять контроль за уровнем охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя , при необходимости доливать ее до нужного объема , знать виды охлаждающих жидкостей их свойства. Проверять уровень гидравлической жидкости, при необходимости доливать ее в бачок ГУРа, проверять натяжение приводного ремня гидроусилителя рулевого управления и при необходимости произвести его натяжку, проверять состояние рулевых наконечников. Контролировать состояние аккумуляторной батареи, при необходимости демонтировать ее, проверить плотность электролита с помощью ареометра и произвести зарядку батареи зарядным устройством. Уметь обнаружить неисправный плавкий предохранитель и заменить его аналогичным . Провести проверку натяжки приводного ремня генератора при необходимости отрегулировать ее. Проверять уровень тормозной жидкости в бачке, при необходимости долить ее до нужного объема. Провести проверку состояния деталей тормозной системы, при значительном износе заменить передние и задние тормозные колодки. Произвести замену комплекта колес (по сезону) с использованием различных видов домкратов, произвести проверку и подкачку колес используя таблицу давления в шинах установленную на кузове автомобиля заводом изготовителем. Провести замену жидкости в бачке омывателя лобового стекла на незамерзающую жидкость (на зимний период),провести смазку резиновых уплотнителей дверей и багажника силиконовой смазкой, провести замену щеток стеклоочистителей. | 4 4 4 2 4 6 4 4 2 8 4 4 4 10- 10 |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики:
- положение об учебной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;
- рабочая программа учебной практики;
- график проведения практики;
- график консультаций.
4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
- оборудованное помещение ( бокс) для технического обслуживания автомобиля.
- набор инструментов и приспособлений для проведения технического обслуживания автомобиля.
- расходные материалы для проведения практических занятий по техническому обслуживанию автомобиля.
- учебный автомобиль.
4.3.Информационное обеспечение обучение
Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Литература:
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Дополнительные источники.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
4.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение рабочей профессии Водитель транспортных средств категории «В»
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Наличие действующих медицинских документов (медицинской книжки, медицинской справки).
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме экзамена. Экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять работы по обслуживанию систем и узлов легкового автомобиля производить контроль горюче смазочных материалов | Выполнение работы по обслуживанию смазочной, тормозной систем, системы рулевого управления и электрооборудования автомобиля | Экспертная оценка решения ситуационных задач, выполнения практических заданий, в т.ч. в реальных и модельных ситуациях профессиональной деятельности на учебной практике, экзамене (квалификационном) Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
выполнять контрольный осмотр транспортного средства перед выездом и при выполнении поездки; | Выполнение контрольного осмотра транспорта перед выездом |
устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; | Выполнение мелкого ремонта транспортного средства |
заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований; | Заправка транспортного средства |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - наличие положительных отзывов по итогам практики; - участие в студенческих конференциях, конкурсах; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - рациональность организации профессиональной деятельности, выбора типовых методов и способов решения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - рациональность принятия решений в смоделированных стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - оперативность поиска и результативность использования информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - результативность и широта использования информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | -конструктивность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач; - четкое выполнение обязанностей при работе в команде и / или выполнении задания в группе; - соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; - построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | - рациональность организации деятельности и проявление инициативы в условиях командной работы; - рациональность организации работы подчиненных, своевременность контроля и коррекции (при необходимости) процесса и результатов выполнения ими заданий | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - позитивная динамика достижений в процессе освоения ВПД. - результативность самостоятельной работы. | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - объективность и обоснованность оценки возможностей новых технологий; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
9