Программа работы с одаренными детьми 11 класса по русскому языку
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными обучающимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.
Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи:
реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении обучающихся с высоким и средним уровнем обученности;
воспитание чуткости к красоте и выразительности родной речи;
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей, интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях);
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.
Принципы:
Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для обучающихся.
Развитие у обучающихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
Поддержание интереса, любознательности.
Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания занимательности, необычности, широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин.
Направленность работы с ОД
Подготовка к:
предметным олимпиадам муниципального и регионального уровня;
дистанционным олимпиадам «Олимпис», «Фоксфорд»;
лингвистическим конкурсам «Русский медвежонок – языкознание для всех»;
конкурсам искусства слова «Живая классика»;
к итоговой аттестации и ЕГЭ.
Развитие продуктивного мышления
Добиваясь развития продуктивного (творческого) мышления, сознательной грамотности, интереса к предмету, педагогу в первую очередь необходимо изучить особенности контингента обучающихся. На первом этапе работы совместно с психологом составляется общая характеристика психологических особенностей, уровня работоспособности и развития мышления, уровня осознанной мотивации, интересов каждого ребёнка и медико-физических возможностей школьников. С опорой на анализ психолого-педагогических, возрастных особенностей учеников составляется алгоритм преодоления возможных затруднений, возникающих в ходе учебной деятельности.
Для достижения необходимого развивающего эффекта обучения считаю целесообразным сочетание технологии развивающего обучения и системно-деятельностного подхода, ориентированного не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности. Практика мышления, которую приобретут ученики в процессе обучения, сможет стать прочным фундаментом любой сферы деятельности.
Главное условие возникновения продуктивного мышления – наличие проблемной ситуации, которые могут быть различными по содержанию, по их месту в структуре урока и во внеурочной деятельности. Необходимо использовать активные проблемные ситуации на всех этапах урока. Педагог ставит перед учащимися проблему, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы её решения (строят гипотезу, намечают способы проверки, аргументируют, наблюдают, рассуждают, доказывают).
Таким образом, происходит формирование эвристических приёмов умственной деятельности: дети учатся анализировать, выбирать главное, сравнивать, оценивать, приводить свои примеры, формулировать проблемы.
Например, задание на самостоятельное выведение правила правописания. После небольшой письменной работы детям предлагается проанализировать то или иное написание, выявить закономерности, сравнить, а уж потом «сотворить» собственное определение. Добиться развивающего эффекта удается при одном универсальном условии: каждый учащийся должен быть включён в активную деятельность и общение. Учитель при этом принимает на себя функцию дирижёра, организующего исследовательский поиск: он рассуждает вместе с детьми, высказывает или опровергает предположения, делает ребят соучастниками научного поиска. По мере накопления исходных знаний степень самостоятельности поисков решения учебных заданий должна нарастать. Учитель, сформулировав проблему, предлагает школьникам самим искать пути её решения, давая лишь самые общие указания о направлении поиска. Далее он только ставит проблему и ограничивается критикой неверных ходов мысли при попытках учащихся найти решение. Наконец, когда ребята накопили необходимые знания и навыки, следует предоставить им возможность самим увидеть в предлагаемой ситуации новую для себя проблему, а педагог только в крайнем случае оказывает им минимальную помощь. Но и тут нельзя занимать пассивную позицию, нужно незаметно направлять мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени.
Проблемный подход формирует не только учащихся, но и педагога. Он заставляет нас иначе преподавать, иначе мыслить, стремиться к созданию на уроке уважительной и доверительной деловой атмосферы. Именно проблемные ситуации помогают нам приучить ребят высказывать своё мнение, отстаивать его, спорить. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию, обязательно соблюдаем следующие условия:
задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеют дети;
они должны быть достаточными для понимания условий задания, достигаемой конечной цели и путей его выполнения;
задание должно включать один неизвестный элемент, потребность в котором должна вызываться у учащихся в процессе работы;
выполнение проблемного задания должно вызывать у ученика необходимость нового знания.
Проблемность обучения позволяет научить учащихся мыслить логически, научно, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворённости и уверенности в своих возможностях и силах; формирует у учащихся интерес к научному знанию.
Продуктивное мышление предполагает выход за пределы имеющихся знаний. Однако именно эти знания – опора в открытии нового. Чтобы открывать новое, нужно владеть старым, иметь достаточный объём знаний, необходимый для движения вперёд. Эта специальная организация – один из важнейших принципов развития продуктивного мышления. Педагогу необходимо большой объём подлежащих усвоению знаний по возможности «сжать», «уплотнить». Это позволит учащимся не запоминать множество отдельных частных закономерностей, а самим на основе логических рассуждений «выводить» их из общих положений.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Критерии здоровьесберегающего урока:
обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа);
.число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,
рассказ, ответы на вопросы (норма - 4-7 за урок);
средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма - 7-10 минут).
виды деятельности:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа.
(норма - не менее 3-х).
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они из «потребителей знаний» превращаются в субъектов действия по их получению и созиданию.
Динамические паузы рекомендуются для всех детей как профилактика утомления. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, дидактические подвижные игры, точечный самомассаж (особенно в периоды эпидемии гриппа).
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризм. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Можно выделить 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ).
1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.
2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.
3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.
Помещение, в котором проводится занятие, должно соответствовать гигиеническим требованиям (свежий воздух, оптимальный температурный режим, чистота, хорошая освещённость). Для предупреждения преждевременного утомления учеников, я провожу почти на каждом уроке физкультминутки, включающие упражнения для глаз, кистей рук, опорно-двигательного аппарата (старшеклассники сами организуют физкультурную паузу в середине урока). В течение урока использую разнообразные виды деятельности, применяю различные формы работы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. На уроках русского языка веду дифференцированную работу, предлагая разноуровневые задания. Осуществляю индивидуальный подход во время уроков. Доброжелательная атмосфера на уроке – важный момент здоровьесберегающих технологий. Использую приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу (игровые технологии, ИКТ и т.д.). Таким образом, на занятиях создаётся благоприятный психологический фон, что также важно для сохранения здоровья учащихся.
Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
На уроках русского языка широко использую тексты о здоровье человека, здоровом образе жизни, спорте, туризме. Уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья.
Текстовый материал способствует пропаганде здорового образа жизни. Такого содержания тексты можно использовать по-разному: предлагать в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, применять для индивидуальной проверки знаний. Отдельные предложения можно разбирать на синтаксических пятиминутках, небольшие тексты предлагать детям для запоминания и записи по памяти (письмо по памяти). Задания можно использовать как при изучении какой-либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала. На каждом уроке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться данной темы.
Для этих целей можно использовать и такой вид письменных упражнений,
как диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные, распределительные и др.). Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только
проверить грамотность учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Инновационные педагогические технологии
Несмотря на внедрение в образовательный процесс инновационных технологий по стандартам второго поколения, роль традиционных форм работы не следует умалять, так как многие из них дают прекрасные результаты и не до конца исчерпали свои возможности.
Проблема общения – одна из самых важных проблем человеческой деятельности, а также учебной. Обучение человека общению – одна из функций современной школы. Существует много возможностей для развития и практического применения коммуникативных умений и навыков, направленных на включение учащихся в процесс общения.
Это и проблема общения, как одна из самых важных проблем; и языковой барьер, с которым сталкиваются представители ближнего зарубежья; и психологические особенности учащихся (психоневроз, заикание, тихий голос, сильное волнение при устных ответах и т.п.); и низкая накопляемость оценок; и потребность включать в учебную деятельность каждого ученика.
1.ТПО (технология парного обучения) позволяет активизировать учебную деятельность школьников, вырабатывать навыки сотрудничества и делового общения, развивать доброжелательные отношения в классе между детьми.
Технология парного обучения, как видно из названия, предполагает работу учеников в парах. Причем, если это постоянная пара, то такой вид обучения относят к индивидуальным. Для технологии именно парного обучения требуется организовать пары со сменным составом (минимум из трех человек). Такие еще называют динамичными парами, или парами сменного состава.
Начало формы
Конец формы
Схема работы на уроке с применением технологии парного обучения
Эта схема наиболее полно отражает суть технологии парного обучения. В данном случае мы имеем:
Р — это ученики, составляющие первичную пару.
К — согласно методике, это карточки, или контент. Но, учитывая многовариантность заданий, удобнее обозначить их как «блок информации, с которым будет работать каждый ученик».
2. НооГен – это педагогическая технология, базирующаяся на организационно-деятельностных играх, которые были разработаны Г.П. Щедровицким.
В качестве основной идеи используется решение задач на онтологическое моделирование.
Онтология — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.
Основополагающий принцип данной технологии – развитие, как преподавателя, так и ученика, в коллективном решении тех задач, которые еще не были решены ни одной наукой. Иначе говоря, данная технология не считает нужным «вбивать готовые знания» в неподготовленные головы детей. Подразумевается, что знания – это как таковая позиция человека, для которой необходимо сначала сформировать способность выражать свою точку зрения и позиции, а лишь после этого преобразовывать все это в знания. Педагоги никогда не делали этого, обычно это просто знающие люди, которые являются посредниками в преподнесении своих знаний ученикам.
НооГен – это совершенно иная образовательная позиция, в отличие от стандартного образования.
Еще одним принципом технологии является то, что поставленная задача решается коллективно. Это может быть как детский коллектив, группа под руководством взрослого, а так же полностью состоящая из взрослых. У всех членов нет точного решения задачи, поэтому здесь проявляется сильное коллективное мышление и сплочение. Даются задания и игры на максимальную свободу мышления.
3.Сингапурские технологии – технологии, основанные на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды).
4. Технология эвристического обучения. Цель эвристического обучения – показать многообразие приемов решения проблемных, творческих, нестандартных, креативных задач в условиях неопределенности.
Главный признак эвристического задания
– его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания.
Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей.
Еще один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной области.
Апробация данной технологии на уроках русского языка и литературы происходит следующим образом: для обеспечения эвристической деятельности требуются три группы личностных качеств обучающихся:
креативные: необходимы для познания студентом внешнего мира. К ним относятся любознательность, пытливость, проницательность, увлеченность, сообразительность, аналитичность, склонность к эксперименту и другие.
когнитивные: вдохновленность, воображения, интуиция, неординарность, изобретательность, чувство новизны, независимость, склонность к риску.
методологические: целепологание, устойчивость в достижении целей, нормотворчество, планируемость, гибкость и вариативность действий, рефлексивность, самоанализ, самооценка и другие.
6.Технология «ТРИЗ» - теория решения изобретательных задач.
Методики обучения ТРИЗ располагают инструментом подбора игр, заданий и упражнений для занятий по развитию качеств творческой личности учащихся. Это одна из главных задач современного образования – развитие у одаренных учеников креативных качеств.
Под творческой задачей в системе ТРИЗ понимается проблема:
с нечетко заданными условиями;
содержащая некоторое противоречие;
допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.
Инструментарий ТРИЗ: противоречие, ИКР (идеальный конечный результат), ресурсы, методы активации мышления, методы и приемы для решения творческих задач.
Цель приемов: помочь решить задачу, разрешить противоречие, расширить область поиска и натолкнуть на сильное решение.
Решение творческих задач по литературе и русскому языку имеет общие механизмы с алгоритмом решения исследовательских и изобретательских задач:
Выявление учащимися типа задачи.
Формулировка учащимися противоречия.
Формулировка учащимися ИКР (идеального конечного результата), идеального образа решения поставленной задачи.
Поиск учащимися необходимых ресурсов. Учащиеся должны стремиться использовать то, что уже есть в системе (известно по условию), а не вводить новые элементы в систему. Классификация ресурсов может быть следующей:
ресурсы текста;
ресурсы информации об авторе текста;
ресурсы современного литературоведения;
ресурсы времени.
Использование учащимися различных методов и приемов по разрешению противоречий. Противоречия могут быть разрешены:
во времени;
в структуре;
в воздействиях.
7.Технология модерации - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Педагог и учащиеся являются равноправными частниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Учащийся перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль педагога. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» педагог превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к педагогу, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки педагога по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей обучающихся. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.
Цели применения модерации – эффективное управление группой в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учащихся в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
8. Технология модульного обучения - это одна из систем организации учебно-воспитательного процесса, которая ориентируется на развитие ребенка, позволяет сократить учебный курс дисциплин без ущерба для полноты изложения и глубины материала.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Именно оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется главная ее суть – ориентировочная основа деятельности.
При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т.е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует.
В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому ученику видеть уровень усвоения знаний.
Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с определенной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и определенной помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах - индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.
Психолого-педагогическое сопровождение
ППС одарённых детей в 11 классе предполагает активное взаимодействие с психологом по вопросам психологической подготовки гимназистов к сдаче ЕГЭ.
Содержание информационной работы в процессе подготовки к ЕГЭ с учащимися:
инструктаж учащихся: процедура проведения ЕГЭ; правила поведения на экзамене; знакомство со структурой и содержанием КИМов; правильное заполнение бланков;
информирование об основных требованиях, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной и средней школы;
информирование о необходимых материалах для занятий (учебники, сборники тестов и т.д.);
информирование учащихся о сроках, формах (тесты, практические задания) и содержании контроля (периодичность, тематика);
расписание часов дополнительных индивидуально-групповых занятий, факультативов;
оформление информационного стенда «Готовимся к экзамену» (нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ГИА;
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
Подготовка учащихся к ЕГЭ-11 должна осуществляться учителем по следующим направлениям:
информационная работа;
содержательная (предметная) подготовка
(Формула эффективного действия: учебник - носитель содержания образования + технология обучения + технология оценивания);
психологическая подготовка (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Мониторинг качества знаний
Основные мероприятия по реализации:
Диагностика
Изучение диагностических методик, основанное на валидности, доступности, информативности, емкости.
Создание банков тестов для диагностики обучающихся по определению интеллектуальных способностей талантливых детей.
Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
Изучение личностных потребностей одаренных детей путем собеседования.
Анализ результатов олимпиад, конкурсов, баллов ЕГЭ.
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей на уроке:
Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию, самодостаточность.
Информация обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности и знакомство с новой литературой.
Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей.
Увеличение времени для самостоятельной работы и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результате самостоятельной работы.
Данная программа позволит сформировать систему работы с одаренными детьми на уроках русского языка, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.
I этап – диагностико-прогностический.
Цель: создание банка данных одаренных детей, карты результативности.
На этом этапе проверяется индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Расширение изучения слова с фонетической и лексической стороны.
II этап – деятельностный.
Цель: апробация системы работы с одаренными детьми.
Внедряются методы проектирования, развивается научно-исследовательская деятельность обучающихся, участие их в творческих конкурсах, олимпиадах. Расширенное изучение слова с морфологической стороны.
III этап – констатирующий.
Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования. Расширенное изучение синтаксиса. Успешная сдача экзаменов ГИА. Совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.