МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пст. АБЕЗЬ»
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО: На заседании педагогического Директор МБОУ «СОШ пст. Абезь Совета _______________ И.А. Тырина Протокол №7 от Приказ от 11 июня 2019 г № 59
11 июня 2019 года
Рабочая программа элективного курса
«Русский язык. Практикум»
уровень среднего общего образования
срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Бодарева А.Г.
Катмакова Ж.В.
учителя русского языка
и литературы
Абезь
2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Русский язык. Практикум»» для 10 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, 2004г.
Программа ориентирована на учебно-методический комплекс по русскому языку, Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе.
Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цели курса: освоение учащимися 10 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа.
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Планируемые результаты
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
Обобщающее повторение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов |
| | |
1 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 1 |
2 | Орфоэпические нормы русского языка | 2 |
3 | Лексические нормы | 2 |
4 | Словообразовательные нормы. | 3 |
5 | Грамматические нормы. | 3 |
6 | Морфологические нормы и орфография | 12 |
7 | Синтаксические нормы и пунктуация | 11 |
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/п | № урока | Наименование разделов, тем | Дата прохождения программы по плану/ дано (в случае изменения в учебном графике) |
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка |
1 | 1 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка | |
Орфоэпические нормы русского языка |
2 | 1 | Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | |
3 | 2 | Орфоэпические нормы. Основные правила орфопии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | |
Лексические нормы |
4 | 1 | Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. | |
5 | 2 | Речевые ошибки на лексическом уровне. | |
Словообразовательные нормы |
6 | 1 | Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. | |
7 | 2 | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | |
8 | 3 | Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. | |
Грамматические нормы |
9 | 1 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | |
10-11 | 2-3 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. | |
Морфологические нормы и орфография |
12-13 | 1-2 | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | |
14-15 | 3-4 | Правописание корней и приставок. | |
16-17 | 5-6 | Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени. | |
18 | 7 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). | |
19 | 8 | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | |
20-21 | 9-10 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | |
22-23 | 11-12 | Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. | |
Синтаксические нормы и пунктуация |
24 | 1 | Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | |
25 | 2 | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | |
26 | 3 | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. | |
27 | 4 | Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) | |
28 | 5 | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. | |
29 | 6 | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. | |
30 | 7 | Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» | |
31 | 8 | Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) | |
32 | 9 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях | |
33 | 10 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях | |
34 | 11 | Промежуточная аттестация. Контрольный тест в форме ЕГЭ. | |
| | | | |