СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Русский язык. Практикум"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Русский язык . Практикум" разработана для учащихся 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Русский язык. Практикум"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пст. АБЕЗЬ»






РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО: На заседании педагогического Директор МБОУ «СОШ пст. Абезь Совета _______________ И.А. Тырина Протокол №7 от Приказ от 11 июня 2019 г № 59

11 июня 2019 года















Рабочая программа элективного курса

«Русский язык. Практикум»

уровень среднего общего образования

срок реализации программы: 1 год

Составитель:

Бодарева А.Г.

Катмакова Ж.В.

учителя русского языка

и литературы







Абезь

2019



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по элективному курсу «Русский язык. Практикум»» для 10 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, 2004г.

Программа ориентирована на учебно-методический комплекс по русскому языку, Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе.

Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Цели курса: освоение учащимися 10 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.

Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа.

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.



Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

  1. Планируемые результаты

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).

Обобщающее повторение.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тематика курса

кол-во часов




1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

2

Орфоэпические нормы русского языка

2

3

Лексические нормы

2

4

Словообразовательные нормы.

3

5

Грамматические нормы.

3

6

Морфологические нормы и орфография

12

7

Синтаксические нормы и пунктуация

11







Приложение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





П/п



№ урока


Наименование разделов, тем

Дата прохождения программы по плану/ дано (в случае изменения в учебном графике)

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка

1

1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

Словари русского языка


Орфоэпические нормы русского языка

2

1

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.


3

2

Орфоэпические нормы. Основные правила орфопии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.


Лексические нормы

4

1

Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.


5

2

Речевые ошибки на лексическом уровне.


Словообразовательные нормы

6

1

Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония

и др.) Умение находить их в тексте.


7

2

Стилистические фигуры, их роль в тексте.


8

3

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.


Грамматические нормы

9

1

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.


10-11

2-3

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.


Морфологические нормы и орфография

12-13

1-2

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.


14-15

3-4

Правописание корней и приставок.


16-17

5-6

Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.


18

7

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).


19

8

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.


20-21

9-10

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.


22-23

11-12

Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.


Синтаксические нормы и пунктуация

24

1

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.


25

2

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.


26

3

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.


27

4

Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)


28

5

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.


29

6

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.


30

7

Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»


31

8

Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)


32

9

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях


33

10

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях


34

11

Промежуточная аттестация. Контрольный тест в форме ЕГЭ.