СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного курса "Занимательная литература" 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса "Занимательная литература" 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»





РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.

Протокол № ___ от

«___» ___ 2020 ___ г. Директор школы

_______________

СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова

Зам. директора по УР «___» ___ 2020 ___ г.

__________________

Г.А. Козловская

«___» ___ 2020 ___ г.





Рабочая программа

учебного курса

«Занимательная литература»

5 класс

на 2020 - 2021 учебный год




Составитель: Кутузова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

высшая кв.категория











Перенка, 2020



Рабочая программа по учебному курсу «Занимательная литература» разработана на основе:

1)Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Минобрнауки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г. с изменениями;

2.Приказа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 28.12.2018г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями;

3) Учебного плана МБОУ «Перенская средняя школа» на 2020-2021 учебный год;

4) Календарного учебного графика МБОУ «Перенская средняя школа» на 2020-2021 учебный год;

5) Положения о рабочей программе по предметам (курсам) в соответствии ФГОС;

6) Программы общеобразовательных учреждений 5–11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 2013г; программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя мир». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/ И.Бурж, К.Сухарев-Дериваз, В.В.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев. – М.: МККК. 2003 г.

Программа учебного курса «Занимательная литература» в 5 классе рассчитана на 34часа (1 час в неделю).

В соответствии с учебным планом МБОУ «Перенская средняя школа» на изучение учебного курса «Занимательная литература» в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

В рабочей программе для 5 класса количество часов, отведенных авторами на изучение отдельных тем, не изменено.

Учебно-методический комплект

  1. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с

  2. Вокруг тебя – Мир…»Методические рекомендации. 5-й класс. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев… - М.: ООО «Гендальф», 2001. – 44с.

  1. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Литературные забавы на уроках и праздниках. Методическое пособие / Авт-сост. Агеева И. Д. – М.: Сфера, 2006

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • усвоение гуманистических принципов;

  • формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • умение планировать и регулировать свою деятельность;

  • владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; смысловым чтением;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, об источниках МГП, об истории создания Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста;

  • понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

  • выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней; писать сочинения по прочитанным произведениям

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

правильно употреблять основные понятия МГП;

  • анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.

Ученик получит возможность научиться:

  • Выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении;

  • Правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;

  • Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте;

  • Пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;

  • Составлять план небольшого эпического произведения;

  • Составлять устный рассказ о литературном герое;

  • Пользоваться справочной литературой.



  1. Содержание учебного курса


№ п/п

Программный материал

Количество

часов

В том числе

Уроки развития речи

1

Раздел 1. О гуманистических правилах

5

1

2

Раздел 2. Об уважении и сострадании

8

1

3

Раздел 3. О войне

11

1

4

Раздел 4. О деятельном сострадании

10

1


Итого

34

4


Раздел 1. О гуманистических правилах

Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьниковправила, ограничение, запрет.

  Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа)

Т.Александрова "Светофорчик" (сказка)

Раздел 2. Об уважении и сострадании

Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.

Е.Носов "Трудный хлеб"  (рассказ) (А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль))

О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка)

Раздел 3. О войне

Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.

Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон  художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защитагуманность.

 Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа)

Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника)

Последнее уничтожение на Бородинском поле

В.Катаев «Сын полка» (отрывки из повести)

Раздел 4. О деятельном сострадании

Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека. 

Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.

А.Куприна "Чудесный доктор" (рассказ)

А.Лиханов «Мальчик, которому не больно»

В.Шукшин «Дядя Ермолай»

  1. Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Занимательная литература», 5 класс

Программный материал

Кол-во часов

Дата


план

факт


Раздел 1. О гуманистических правилах




1

Анри Дюнан- основатель Красного Креста. Милосердие- это активная доброта.

1

02.09


2

Р.Р. Письмо-обращение к людям

1

09.09


3

Кавказская сказка «Общее счастье». Смысл названия фольклорной сказки.

1

16.09


4

Р.Р. Что бы попросил у Общего Счастья ты?

1

23.09


5

Роль правил в жизни людей.

1

30.09


6

Сказка Т.Александровой «Светофорчик». Создание комикса.

1

07.10


7

Р.Р. Письмо Светофорчику

1

14.10


8

Урок-кроссворд по теме: «Гуманистические правила в литературных произведениях и в нашей жизни»

1

21.10



Раздел 2. Об уважении и сострадании




9

А.Платонов «Неизвестный цветок». «Зовущий голос неизвестной жизни»

1

28.10


10

«Такой же, только еще сильнее».

1

11.11


11

Труд как основа жизни в сказке А.Платонова

1

18.11


12

О.Уальд «Мальчик-звезда»

1

25.11


13

Наказание и прощение в сказке «Мальчик-звезда»

1

02.12


14

Что делает людей некрасивыми.

1

09.12


15

Какая красота может изменить мир к лучшему?

1

16.12


16

Р.Р. Что значит уважать человека

1

25.12


17

Урок-викторина по теме «Как «уважать» человека?»

1

13.01



Раздел 3. О войне




18

Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывок о Пете Ростове). Подросток на войне

1

20.01


19

Образ пленного мальчика-француза.

1

27.01


20

Смерть Пети как символ уничтожения войной будущего

1

03.02


21

Д.Давыдов «1812 год». Отрывки из дневника

1

10.02


22

Р.Р. Какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену.

1

17.02


23

Ф.Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле».

1

24.02


24

Вдова генерала Тучкова и ее спутник- «единственные представители любви».

1

03.03


25

Литературный верификатор «Война как отражение сущности человека»

1

10.03



Раздел 4. О деятельном сострадании




26

А.Куприн «Чудесный доктор». Встреча Мерцалова и врача в парке.

1

17.03


27

Встреча Мерцалова и врача в парке.

1

07.04


28

Гуманность – главная составляющая деятельности Н.И.Пирогова

1

14.04


29

Р.Р. В какие чудеса следует верить людям?

1

21.04


30

Итоговая творческая работа (промежуточная аттестация)

1

28.04


31

Е. Носов «Трудный хлеб».

1

05.05


32

Не богатство- друг, а друг- богатство

1

12.05


33

Смысл названия рассказа

1

19.05


34

Литературная обобщающая игра «Что? Где? Когда?»

1

26.05