МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.
Протокол № ___ от
«___» ___ 2020 ___ г. Директор школы
_______________
СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова
Зам. директора по УР «___» ___ 2020 ___ г.
__________________
Г.А. Козловская
«___» ___ 2020 ___ г.
Рабочая программа
учебного курса
«Занимательная литература»
5 класс
на 2020 - 2021 учебный год
Составитель: Кутузова Н.В.,
учитель русского языка и литературы
высшая кв.категория
Перенка, 2020
Рабочая программа по учебному курсу «Занимательная литература» разработана на основе:
1)Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Минобрнауки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г. с изменениями;
2.Приказа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 28.12.2018г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями;
3) Учебного плана МБОУ «Перенская средняя школа» на 2020-2021 учебный год;
4) Календарного учебного графика МБОУ «Перенская средняя школа» на 2020-2021 учебный год;
5) Положения о рабочей программе по предметам (курсам) в соответствии ФГОС;
6) Программы общеобразовательных учреждений 5–11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 2013г; программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя мир». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/ И.Бурж, К.Сухарев-Дериваз, В.В.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев. – М.: МККК. 2003 г.
Программа учебного курса «Занимательная литература» в 5 классе рассчитана на 34часа (1 час в неделю).
В соответствии с учебным планом МБОУ «Перенская средняя школа» на изучение учебного курса «Занимательная литература» в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
В рабочей программе для 5 класса количество часов, отведенных авторами на изучение отдельных тем, не изменено.
Учебно-методический комплект
Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с
Вокруг тебя – Мир…»Методические рекомендации. 5-й класс. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев… - М.: ООО «Гендальф», 2001. – 44с.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Литературные забавы на уроках и праздниках. Методическое пособие / Авт-сост. Агеева И. Д. – М.: Сфера, 2006
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
усвоение гуманистических принципов;
формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
умение планировать и регулировать свою деятельность;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; смысловым чтением;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, об источниках МГП, об истории создания Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста;
выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней; писать сочинения по прочитанным произведениям
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
правильно употреблять основные понятия МГП;
Ученик получит возможность научиться:
Выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
Правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;
Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
Пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;
Составлять план небольшого эпического произведения;
Составлять устный рассказ о литературном герое;
Пользоваться справочной литературой.
Содержание учебного курса
№ п/п | Программный материал | Количество часов | В том числе |
Уроки развития речи |
1 | Раздел 1. О гуманистических правилах | 5 | 1 |
2 | Раздел 2. Об уважении и сострадании | 8 | 1 |
3 | Раздел 3. О войне | 11 | 1 |
4 | Раздел 4. О деятельном сострадании | 10 | 1 |
| Итого | 34 | 4 |
Раздел 1. О гуманистических правилах
Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.
Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: правила, ограничение, запрет.
Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа)
Т.Александрова "Светофорчик" (сказка)
Раздел 2. Об уважении и сострадании
Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.
Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.
Е.Носов "Трудный хлеб" (рассказ) (А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль))
О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка)
Раздел 3. О войне
Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.
Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.
Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа)
Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника)
Последнее уничтожение на Бородинском поле
В.Катаев «Сын полка» (отрывки из повести)
Раздел 4. О деятельном сострадании
Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.
Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.
А.Куприна "Чудесный доктор" (рассказ)
А.Лиханов «Мальчик, которому не больно»
В.Шукшин «Дядя Ермолай»
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Занимательная литература», 5 класс
№ | Программный материал | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| Раздел 1. О гуманистических правилах | | | |
1 | Анри Дюнан- основатель Красного Креста. Милосердие- это активная доброта. | 1 | 02.09 | |
2 | Р.Р. Письмо-обращение к людям | 1 | 09.09 | |
3 | Кавказская сказка «Общее счастье». Смысл названия фольклорной сказки. | 1 | 16.09 | |
4 | Р.Р. Что бы попросил у Общего Счастья ты? | 1 | 23.09 | |
5 | Роль правил в жизни людей. | 1 | 30.09 | |
6 | Сказка Т.Александровой «Светофорчик». Создание комикса. | 1 | 07.10 | |
7 | Р.Р. Письмо Светофорчику | 1 | 14.10 | |
8 | Урок-кроссворд по теме: «Гуманистические правила в литературных произведениях и в нашей жизни» | 1 | 21.10 | |
| Раздел 2. Об уважении и сострадании | | | |
9 | А.Платонов «Неизвестный цветок». «Зовущий голос неизвестной жизни» | 1 | 28.10 | |
10 | «Такой же, только еще сильнее». | 1 | 11.11 | |
11 | Труд как основа жизни в сказке А.Платонова | 1 | 18.11 | |
12 | О.Уальд «Мальчик-звезда» | 1 | 25.11 | |
13 | Наказание и прощение в сказке «Мальчик-звезда» | 1 | 02.12 | |
14 | Что делает людей некрасивыми. | 1 | 09.12 | |
15 | Какая красота может изменить мир к лучшему? | 1 | 16.12 | |
16 | Р.Р. Что значит уважать человека | 1 | 25.12 | |
17 | Урок-викторина по теме «Как «уважать» человека?» | 1 | 13.01 | |
| Раздел 3. О войне | | | |
18 | Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывок о Пете Ростове). Подросток на войне | 1 | 20.01 | |
19 | Образ пленного мальчика-француза. | 1 | 27.01 | |
20 | Смерть Пети как символ уничтожения войной будущего | 1 | 03.02 | |
21 | Д.Давыдов «1812 год». Отрывки из дневника | 1 | 10.02 | |
22 | Р.Р. Какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену. | 1 | 17.02 | |
23 | Ф.Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле». | 1 | 24.02 | |
24 | Вдова генерала Тучкова и ее спутник- «единственные представители любви». | 1 | 03.03 | |
25 | Литературный верификатор «Война как отражение сущности человека» | 1 | 10.03 | |
| Раздел 4. О деятельном сострадании | | | |
26 | А.Куприн «Чудесный доктор». Встреча Мерцалова и врача в парке. | 1 | 17.03 | |
27 | Встреча Мерцалова и врача в парке. | 1 | 07.04 | |
28 | Гуманность – главная составляющая деятельности Н.И.Пирогова | 1 | 14.04 | |
29 | Р.Р. В какие чудеса следует верить людям? | 1 | 21.04 | |
30 | Итоговая творческая работа (промежуточная аттестация) | 1 | 28.04 | |
31 | Е. Носов «Трудный хлеб». | 1 | 05.05 | |
32 | Не богатство- друг, а друг- богатство | 1 | 12.05 | |
33 | Смысл названия рассказа | 1 | 19.05 | |
34 | Литературная обобщающая игра «Что? Где? Когда?» | 1 | 26.05 | |