«Рассмотрено» Руководитель МО Котляр И.И. /_______________/ Протокол № _1__от «_29_» 08 2020 г. | «Рассмотрено» Заместитель директора по УР МБОУ «Школа № 170» Т.М. Калмыкова /_____________________/ «_29_» 08 2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа № 170» __________М.А. Дергунова Приказ № _139__от «_31_» __08__2020_г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Чудеса химии»
(общеинтеллектуальное направление)
для учащихся 8 классов
разработала Миннебаева Фарида Рафаиловна,
учитель химии и биологии
первая квалификационная категория
2020-2021 учебный год
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Чудеса химии».
Личностные результаты:
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
• Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
• Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные:
• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
• Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
• Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
• Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
• Умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
Регулятивные:
• Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• Умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
• Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
• Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
• Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
• Умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности.
Коммуникативные:
• Умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты изучения курса:
• научиться использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• научиться моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием формы и видов деятельности
Введение
Занимательная химия. Знакомство с учащимися, с целями, задачами курса. Корректировка плана работы.
Вид деятельности: познавательная. Форма организации: беседа.
Оборудование и вещества для опытов.
Проведение интеллектуальной игры «Своя игра»
Вид деятельности: игровая. Форма организации: соревнование.
Правила безопасности при проведении опытов
Повторение правил поведения и техники безопасности на занятиях, а также с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов.
Вид деятельности: познавательная. Форма организации: беседа.
Как устроены вещества?
Практическая работа № 1. Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. Испарение веществ с одинаковым агрегатным состоянием. Влияние строения вещества на скорость испарения. Форма организации: работа по алгоритму, индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.
Практическая работа № 2. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде. Условия, влияющие на растворение некоторых твердых веществ в воде различной температуры. Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая
«Чудеса для разминки».
Практическая работа № 3. Домашние леденцы. Сравнительный анализ домашних леденцов и леденцов марки «чупа-чупс». Ознакомление с технологией приготовления и изготовление домашних леденцов.
Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.
Практическая работа № 4. Природные индикаторы. Знакомство с природными индикаторами. Способы создания природных индикаторов. Работа с природными индикаторами для определения среды веществ. Преимущества и недостатки природных индикаторов.
Форма организации: поисковое исследование. Вид деятельности: проблемно-ценностное.
Практическая работа № 5. Определение наличия органических веществ в продуктах питания. Анализ этикеток продуктов питания. Выявление в составе продуктов питания органических веществ. Доказательства наличия органических веществ в часто употребляемых продуктах питания.
Форма организации: круглый стол. Вид деятельности: проблемно-ценностная.
Практическая работа № 6. Определение наличия глюкозы в овощах и фруктах. Работа с информацией интернет ресурсов по процентному содержанию глюкозы в овощах и фруктах. Сравнительный анализ наличия глюкозы в овощах и фруктах
Форма организации: поисковое-научное исследование. Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
Проектная работа № 1. «Природные индикаторы». Поиск и анализ информации в интернет-ресурсах. Разработка проектов по теме. Защита проектов.
Форма организации: поисковое-научное исследование. Вид деятельности: проектная
«Разноцветные чудеса»
Практическая работа № 7. Химическая радуга. Цветные реакции в химии. История появления химических красок. Игра: «Где логика?»
Форма организации: занимательная беседа. Вид деятельности: игровая
Практическая работа № 8. Знакомый запах нашатырного спирта. Квест: «Императорский Бал».
Форма организации: поисковые исследования. Вид деятельности: игровая
Практическая работа № 9. Химический аквариум. Знакомство с веществами, применимыми в изготовлении химического аквариума. Технология изготовления. Изготовление химического аквариума
Форма организации: презентации. Вид деятельности: проектная.
Практическая работа № 10. «Химические костры». Одинаково ли горят вещества? Всегда ли огонь желтого цвета?
Форма организации: беседа. Вид деятельности: познавательный.
Практическая работа № 11. Секрет тайнописи. История дворцовых тайных переписок. Способы написания таинственных писем.
«Исследовательские чудеса»
Практикум – исследование № 1. «Чипсы». Пагубное влияние чипсов на здоровье человека. Сравнение чипсов разных фирм, часто употребляемых подростками. Чипсы на дому, технология изготовления.
Форма организации: поисковое исследование. Вид деятельности: трудовая.
Практикум – исследование № 2. «Мороженое». О пользе и вреде мороженого. Виды и состав мороженого. Домашнее мороженое, способ приготовления.
Форма организации: поисковое исследование. Вид деятельности: трудовая.
Практикум – исследование № 3. «Шоколад». Самый вкусный шоколад. Сравнительный анализ видов шоколада. Составление рекомендации по употреблению шоколада. Определение состава.
Форма организации: проектная. Вид деятельности: познавательная.
Практикум – исследование № 4 «Жевательная резинка». История жевательной резинки. Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов? Изучение влияния различной среды (щелочной, нейтральной, кислой) на жевательную резинку.
Форма организации: круглый стол. Вид деятельности: познавательная.
Практикум- исследование № 5. «Газированные напитки». История газированных напитков. Самые популярные напитки среди подростков. Состав часто употребляемых газированных напитков. Польза и вред.
Форма организации: поисковое исследование. Вид деятельности: трудовая.
Химическое кафе «Чудеса химии». Обобщение материала по составам продуктов питания, способам приготовления.
Форма организации: занимательная беседа. Вид деятельности: игровая.
Полезные чудеса.
Практическая работа № 12. Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Состав мыла. Право выбора за вами: жидкое или твердое мыло. Мыло в домашних условиях.
Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.
Практическая работа № 13. Домашняя химчистка. ПАВ и ПИАВ. Исследование пятен и способы их устранения
Форма организации: работа по алгаритму. Вид деятельности: трудовая.
Практическая работа № 14. Чистый чайник. Способы очистки чайника от накипи. Меры предупреждения появления накипи. Составление инструкции по бережному отношению к посуде.
Форма организации: диспут. Вид деятельности: познавательная.
Практическая работа № 15. Чистим посуду. Моющие средства, применяемые для мытья посуды. Состав моющих средств. Безопасное использование моющих средств.
Форма организации: беседа. Вид деятельности: познавательная.
Практическая работа № 16. Кукурузная палочка – адсорбент. Что такое адсорбент? Какие адсорбенты применяются в жизни человека. Сравнительный анализ адсорбирующей способности кукурузных палочек и активированного угля
Форма организации: презентация. Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
Практическая работа № 17. Железный снег. Состав ржавчины. Способы удаления ржавчины. Меры предотвращения ее появления.
Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.
Защита проекта «Химия вокруг нас».
Форма организации: проект. Вид деятельности: проектная
Поучительные чудеса.
Практическая работа № 18. Удивительный мир минералов и камней. Области распространения минералов. Пещерная жизнь кристаллов. Создание экспозиции «кристаллы вокруг нас».
Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.
Практическая работа № 19. Знакомое, не знакомое вещество. Знакомство с составом и свойствами желатина. Области его применения. Правила приготовления желатина. Растительный желатин «агар-агар».
Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.
Летние чудеса
Практическая работа № 20. Акварельные краски. Знакомство с составом акварельных красок. Изучение их свойств. Кристаллогидраты и комплексные соли, как окрашивающие вещества. Рисуем химические картины.
Форма организации: круглый стол. Вид деятельности: художественное творчество.
Практическая работа № 21. Природные катализаторы и ингибиторы. Ознакомление с основными веществами, ускоряющими и замедляющими химико-биологические процессы. Биологическая роль.
Форма организации: лекция. Вид деятельности: познавательная
Экскурсия на Булочно-кондитерский комбинат. Ознакомление с продукцией БКК. Технология изготовления некоторых хлебобулочных изделий. Дегустация.
Форма организации: экскурсия. Вид деятельности: досуговое общение.
Подведение итогов. Квест-игра «Путешествие в страну Химии»
Форма организации: занимательная беседа. Вид деятельности: игровая.
Тематическое планирование.
№ | Наименование тем занятий | Кол-во часов |
1 | Занимательная химия. | 1 |
2 | Оборудование и вещества для опытов. | 1 |
3 | Правила безопасности при проведении опытов | 1 |
4 | Практическая работа № 1. Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. | 1 |
5 | Практическая работа № 2. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде. | 1 |
6 | Практическая работа № 3. Домашние леденцы | 1 |
7 | Практическая работа № 4. Природные индикаторы. | 1 |
8 | Практическая работа № 5. Определение наличия органических веществ в продуктах питания | 1 |
9 | Практическая работа № 6. Определение наличия глюкозы в овощах и фруктах | 1 |
10 | Проектная работа № 1. «Природные индикаторы» | 1 |
11 | Практическая работа № 7. Химическая радуга | 1 |
12 | Практическая работа № 8. Знакомый запах нашатырного спирта. | 1 |
13 | Практическая работа № 9. Химический аквариум | 1 |
14 | Практическая работа № 10. «Химические костры» | 1 |
15 | Практическая работа № 11. Секрет тайнописи. | 1 |
16 | Практикум – исследование № 1. Чипсы. | 1 |
17 | Практикум – исследование № 2. Мороженое | 1 |
18 | Практикум – исследование № 3. Шоколад | 1 |
19 | Практикум – исследование № 4. Жевательная резинка | 1 |
20 | Практикум – исследование № 5. Газированные напитки | |
21 | Химическое кафе «Чудеса химии» | |
22 | Практическая работа № 12. Друзья Мойдодыра. | 1 |
23 | Практическая работа № 13. Домашняя химчистка. | 1 |
24 | Практическая работа № 14. Чистый чайник. | 1 |
25 | Практическая работа № 15. Чистим посуду. | 1 |
26 | Практическая работа № 16. Кукурузная палочка – адсорбент. | 1 |
27 | Практическая работа № 17. Железный снег. | 1 |
28 | Защита проектов «Химия вокруг нас» | |
29 | Практическая работа № 18. Удивительный мир минералов и камней. | 1 |
30 | Практическая работа № 19. Знакомое и не знакомое вещество. | 1 |
31 | Практическая работа № 20. Акварельные краски. | 1 |
32 | Практическая работа № 21. Природные катализаторы и ингибиторы. | 1 |
33 | Экскурсия на БКК | 1 |
34 | Подведение итогов. Квест-игра «Путешествие в мир Химии» | 1 |
| | 34 |