Рабочая программа внеурочной деятельности
кружок «Клуб путешественников»
для 3 класса В на 2024-2025 учебный год
направление: общекультурное
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности для индивидуальных занятий учащихся3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Данная программа педагогически целесообразна и актуальна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение окружающего мира во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к многообразию стран, к их истории и культурному наследию, дает возможность им почувствовать, что окружающий мир разнообразен, интересен и увлекателен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
2. Общая характеристика курса.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Цель курса:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия общества.
Важнейшими задачами являются:
- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества, и России;
- знакомство с народами и странами мира;
-создание условий для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
3. Место в учебном плане.
Условия реализации.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
4. Личностные, метапредметные результаты освоения курса.
Личностные:
-формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование различных способов поиска необходимой информации в справочных источниках и в открытом информационном пространстве сети Интернет;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом пространстве Интернета; освоить умение создания проектов.
5. Формы контроля.
Текущий и итоговый контроль, анализ результатов:
-диагностика уровня знаний учащихся:
-анализ выполнения индивидуальных творческих работ.
1четверть. Конкурс «Наши ближайшие соседи».
2 четверть. Творческая работа Составление карты «Наши ближайшие соседи».
3 четверть. Проект-исследование «Страна, в которой хочу побывать»
4 четверть. Сообщение на тему «Великие путешественники»
6. Содержание курса внеурочной деятельности «Клуб путешественников».
Тема 1. Россия – наша Родина.
Тема 2. Учимся понимать карту.
Тема 3. Вокруг света. Наши ближайшие соседи.
Тема 4. Великие открытия.
Тема 5. Человек в пути.
7. Календарно-тематическое планирование на 2024-2025г.
1 четверть | |
1-2. | Наша Родина – Россия | Интересные факты о России. | |
3-4. | Учимся понимать карту. | Учимся читать карту. | |
|
5. | Вокруг света. Наши ближайшие соседи | Норвегия. | |
6. | Финляндия. | |
7. | Латвия, Литва. Эстония. | |
8. | Польша. | |
9. | Белоруссия. | |
2 четверть | |
10. | Вокруг света. Наши ближайшие соседи | Грузия. | |
11. | Абхазия. Южная Осетия. | |
12. | Азербайджан. | |
13. | Казахстан. | |
14. | Монголия. | |
15. | Китай. | |
16. | Корея (КНДР) | |
17. | Конкурс «Наши ближайшие соседи». | |
3 четверть | |
18. | Вокруг света. Наши ближайшие соседи | Проект-исследование «Страна, в которой хочу побывать» Подготовка. | |
19. | Проект-исследование «Страна, в которой хочу побывать» Исследование. Защита. | |
20. | Великие открытия | Марко Поло и его книга. | |
21. | Первый россиянин в Индии. Путешествие А.Никитина. | |
22. | Фернан Магеллан и его открытие. | |
23. | Открытие великой Амазонки. | |
24. | В поисках Южной земли. | |
| |
25. | Великие открытия | Открытие Антарктиды и Южного полюса. | |
26. | Дикие племена на берегах Амазонки. | |
27. | Арктика. В гостях у Снежной королевы. | |
28,29. | Человек в пути. | Белое солнце пустыни. | |
30,31. | В джунглях. | |
32,33. | Сообщение на тему «Великие путешественники» | |
34. | Итоговое занятие « Путешествуем по белу свету» | |
8. Материально-техническое обеспечение.
-Интернет ресурсы;
- проектор;
-ноутбук;
-географическая и политическая карты.
9. Литература.
ФГОС НОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
Авторская программа учителя Нехорошковой Т.А. rudocs.exdat.comп
Рабочая программа по предмету «Клуб путешественников»
Красная книга РСФСР. Животные. - М.: Россельхозиздат, 1985.
Красная книга РСФСР. Растения. - М.: Россельхозиздат, 1988.
Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.
Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.
Новиков Э.А.Планета загадок. — Москва: Просвещение, 1999
Столяров А.А.Занимательная география — Й-Ола, 2001
Томилин А.А. Как люди открывали свою землю — Москва: Просвещение 1998г.
10