СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по математике  в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1

от ___ августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

директора школы

_______________ Тюрина Г.Н.

Приказ № ___ от ___ августа 2018 г.







Рабочая программа

внеурочной деятельности

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №3

имени Ленинского комсомола»



Название программы – «Математическая мозаика»

Направленность программы – общеинтеллектуальное направление

Возраст детей – 6-11 лет (1-4 класс)

Сроки реализации программы – 4 года

Составитель программы - Королёва Ольга Николаевна












г. Гагарин

  1. Пояснительная записка.

Программа по внеурочной деятельности «Математическая мозаика» государственным образовательным стандартов (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Основной образовательной программой начального общего образования.

Цель программы: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.

Задачи:

1 класс

  • развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;

  • обучить решению логических задач;

  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

  • научить обобщать математический материал;

  • воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;

2 класс

  • научить оперировать числовой и знаковой символикой;

  • научить поиску закономерностей;

  • упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;

  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;

  • стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;

  • воспитывать ответственность, самостоятельность;

3 класс

  • научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;

  • обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;

  • познакомить с осевой и центральной симметрией;

  • познакомить с принципом Дирихле;

  • обучить умению анализировать;

  • воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

4 класс

  • научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);

  • обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

  • научить решать задачи, применяя принцип Дирихле;

  • научить решать более сложные комбинаторные задачи;

  • научить обобщать, делать выводы;

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь.



Сроки её реализации.

Внеурочная программа «Математическая мозаика» рассчитана на четыре года обучения. Общее количество часов 135 часов.

1 класс - 33 часа (1 час в неделю).

2 класс - 34 часа (1 час в неделю).

3 класс - 34 часа (1 час в неделю).

4 класс - 34 часа (1 час в неделю).

Формы и режим занятий.

Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.

Обучение реализуется через игровые приемы работы: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН.

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • проектные работы;

  • олимпиады, конкурсы, викторины и пр.


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения  курса

Личностными результатами изучения курса «Веселая математика» являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • овладение способами исследовательской деятельности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

  • формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение математических игр,

опросники,

анкетирование

психолого-диагностические методики.

Метапредметные результаты:

  • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • умение использовать знаково-символические средства;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметные результаты:

  • умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

  • правильно выполнять арифметические действия;

  • умение рассуждать логически грамотно;

  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;

  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);

  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.


Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии



  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Учащиеся должны:

1 класс

  • научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;

  • обучиться решению логических задач;

  • научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

  • научиться обобщать математический материал;

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;

2 класс

  • научиться оперировать числовой и знаковой символикой;

  • научиться поиску закономерностей;

  • научиться сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;

  • научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность

3 класс

  • научиться решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;

  • научиться решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;

  • изучить осевую и центральную симметрию;

  • научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга

4 класс

  • научиться тайнам шифра (чтение и составление ребусов).

  • обучиться решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

  • научиться решать более сложные комбинаторные задачи;

  • научить обобщать, делать выводы;

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание раздела

Формы организации

Виды деятельности обучающихся


1 класс (33 часа)



Что дала математика людям? Зачем её изучать?(2ч/1ч+1ч)

Математика вокруг нас. Занимательная математика в доме и квартире. Познавательная игра: Загадки-задачи в стихах.

Путешествие в конструирование(9ч/8ч+1ч)

Головоломки. Танграм. Волшебный круг и квадрат.  Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом «Подводный мир» Геометрические фигуры. Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур. Аппликация из геометрических фигур.

Развитие познавательных способностей(18ч/17ч+1ч).

Тренировка внимания. Тренировка памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции.

Очень важную науку постигаем мы без скуки (4ч)

Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задачки-шутки. Ребусы.

Игровой математический практикум «Удивительные приключения в стране Математика».

Решение проектных задач, выставки творческих работ учащихся, фотоотчеты, выпуск стенгазет, дидактические игры, наблюдение, диагностика интересов учащихся, работа в парах, устный счет

Наблюдение над объектами природы, знакомство с наукой «математика».

Знакомство с искусством складывания бумаги «оригами».

Наблюдение над объектами природы, преобразованием фигур. Приобретают понятия «симметрия», «перенос», «поворот», «подобие».

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти.

Составляют закономерности, решают логические задачи.

Работа с играми на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Игра «шифровальщики», «развиваем реакцию»

Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т. п.


2 класс (34 часа)



Очень важную науку постигаем мы без скуки (4ч)

Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задания. Ребусы.

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Считалия».

Занимательная геометрия (7 ч)

 Головоломки. Колумбово яйцо. Головоломка Пифагора.  Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом «Во поле берёза стояла» Геометрические фигуры. Объёмные геометрические фигуры. Моделирование из объёмных геометрических фигур. Турнир по геометрии 

Развитие познавательных способностей(18).

Тренировка внимания. Тренировка памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции.

Олимпиадные задания по математике (8ч).

Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Решение нестандартных задач.

Математические тренажёры. Блиц - турнир по решению задач. Познавательная конкурсно-игровая программа «Юный математик».

Решение проектных задач, выставки творческих работ учащихся, фотоотчеты, выпуск стенгазет, дидактические игры, наблюдение, диагностика интересов учащихся, работа в парах, устный счет

Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т. п.

Составление головоломок, приобретение способов работы с ними, работа в парах.

Коллективная работа над проектом «Во поле берёза стояла», выполненного искусством складывания бумаги «оригами»

Знакомство с объемными геометрическими фигурами. Моделирование.

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти.

Составление закономерностей, решение логических  задач.

Работа с играми на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Игра «шифровальщики»

Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.


3 класс (34 часа)



Математика – царица наук.

Как люди научились считать.

Интересные приемы устного счёта.

Решение занимательных задач в стихах.

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

Учимся отгадывать ребусы.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

Упражнения с многозначными числами.

Решение ребусов и логических задач.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Загадки- смекалки.

Игра «Знай свой разряд».

Обратные задачи.

Практикум «Подумай и реши».

Задачи с изменением вопроса.

Проектная деятельность «Газета любознательных».

Решение нестандартных задач.

Решение олимпиадных задач.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

Математические горки.

Наглядная алгебра.

Решение логических задач.

Участие в игре «КИТ».

Знакомьтесь: Архимед!

Задачи с многовариантными решениями.

Знакомьтесь: Пифагор!

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Задачи с многовариантными решениями.

Математический КВН

Конкурс на лучший математический ребус

Проверочный тест

Контрольный тест

Мини-олимпиада

Конкурс на лучшую загадку-смекалку

Тест

Познавательная игра «Где твоя пара?»

Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

Конкурс на лучшую математическую газету

Школьная олимпиада

Школьная олимпиада

Конкурс на лучший «Решебник»

Создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

Викторина

Тест

Анкетирование

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

Устный счёт

Работа в группах: инсценирования загадок, решение задач

Работа с алгоритмами

Составление математических ребусов

Решение теста-кроссворда

Работа с алгоритмом

Самостоятельная работа

Составление схем, диаграмм

Составление загадок, требующих математического решения

Работа с таблицей разрядов

Работа в группах «Найди пару»

Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

Инсценирования задач

Проектная деятельность

Решение задач на установление причинно-следственных отношений

Решение заданий повышенной трудности

Решение заданий повышенной трудности

Решение заданий повышенной трудности

Работа над ошибками олимпиадных заданий

Решение задач на преобразование неравенств

Работа в группах: инсценирование

Схематическое изображение задач

Решение логических заданий.

Работа с энциклопедиями и справочной литературой

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

Работа в парах по решению задач

Составление знаковых систем

Индивидуальная работа

Работа в группах

Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе


4 класс (34 часа)



Проектная деятельность «Великие математики».

Геометрические упражнения.

Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

Игра «Удивительный квадрат».

Преобразование фигур на плоскости.

Задачи-смекалки.

Симметрия фигур.

Соединение и пересечение фигур.

Познавательная игра «Семь вёрст…».

Вычисление площади фигур.

Объём фигур.

Логические игры.

Конструирование предметов из геометрических фигур.

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

Учимся разрешать задачи на противоречия.

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

Открытие нуля.

Экскурсия в компьютерный класс.

Компьютерные математические игры. Участие в игре «КИТ».

Международная игра «Кенгуру».

Конкурс знатоков (1 тур).

Конкурс знатоков (2 тур).

Конкурс буклетов о великих математиках

Выставка «Я – чертёжник!»

Выставка альбомов «Узоры геометрии»

Защита проекта

Защита проекта

Конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет»

Защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»

Разгадка «математических фокусов»

Групповая работа,

решение нестандартных задач

Работа со словарями, энциклопедиями

Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

Практическая работа

Работа в группе, решение упражнений с квадратами

Конструирование фигур на плоскости из различного материала

Решение нестандартных задач

Создание мини-альбома «Узоры геометрии»

Вычерчивание геометрических фигур

Решение нестандартных заданий на меры длины

Создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

Проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

Решение задач на упорядочивание множеств

Мини-проект «Наша детская площадка»

Работа над проектом «Наша детская площадка»

Решение заданий повышенной трудности

Решение нестандартных математических заданий

Экскурсия

Сообщения о домашних компьютерных математических играх

Исследовательская работа «Почему так?»

Решение нестандартных заданий

Решение нестандартных заданий

Составление суперпримеров

Решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»

Повторение единиц измерения

Решение задач повышенной сложности

Творческая работа




  1. Тематическое планирование.


1 класс


Название темы

Кол-во часов

Математика вокруг нас.

1

Загадки-задачи в стихах.

1

Танграм.

1

Волшебный круг.

1

Волшебный  квадрат.

1

Искусство складывания фигурок из бумаги.

1

Работа над проектом «Подводный мир».

2

Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур.

2

Аппликация из геометрических фигур.

2

Игры на внимание.

2

Развитие концентрации внимания.

2

Тренажёры на развитие внимания.

2

Тренировка слуховой памяти.

2

Тренировка зрительной памяти.

2

Тренажёры на развитие памяти.

2

Числовая и буквенная закономерность.

1

Поиск закономерностей. Логические  задачи.

1

Игры на развитие воображения.

1

Работа с изографами и числографами.

1

Развитие пространственного воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

1

Игры на развитие реакции.

1

Задачи в стихах. Задачи – шутки. Ребусы.

1

Логические математические задания.

1

Игровой математический практикум.

1


Итого:

33 ч




2 класс


Название темы

Кол-во часов

Очень важную науку постигаем мы без скуки. Математические задачки-шутки.

1

Экспромт - задачки и математические головоломки.

1

Логические математические задания. Ребусы.

1

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Считалия».

1

Колумбово яйцо.

1

Головоломка Пифагора


Работа над проектом «Во поле берёза стояла»

2

Объёмные  геометрические фигуры.

1

Моделирование из объёмных геометрических фигур.

2

Турнир по геометрии

1

Игры на внимание.

2

Развитие концентрации внимания.

1

Тренажёры на развитие внимания.

1

Тренировка слуховой памяти.

1

Тренировка зрительной памяти.

1

Тренажёры на развитие памяти.

2

Числовая и буквенная закономерность.

1

Поиск закономерностей. Логические  задачи.

2

Логически - поисковые задания.

1

Работа с изографами и числографами.

1

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

Игры на развитие реакции.

1

Занимательные задачи.

1

Логические задачи для юных математиков.

1

Задачи повышенной трудности.

1

Решение нестандартных задач.

1

Математические тренажёры.

1

Блиц - турнир по решению задач.

1

Познавательная конкурсно-игровая программа «Юный математик».

1


Итого:

34

3 класс

Название темы

Кол-во часов

Вводное занятие «Математика – царица наук».

1

Как люди научились считать.

1

Интересные приемы устного счёта.

1

Решение занимательных задач в стихах.

1

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

Учимся отгадывать ребусы.

1

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

Упражнения с многозначными числами.

1

Решение ребусов и логических задач.

1

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

Загадки-смекалки.

1

Игра «Знай свой разряд».

1

Обратные задачи.

1

Практикум «Подумай и реши».

1

Задачи с изменением вопроса.

1

«Газета любознательных».

3

Решение нестандартных задач.

1

Решение олимпиадных задач.

1

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

Школьная олимпиада

1

Игра «Работа над ошибками»

1

Математические горки.

1

Наглядная алгебра.

1

Решение логических задач.

1

Участие во Всероссийском конкурсе «КИТ».

1

Знакомьтесь: Архимед!

1

Задачи с многовариантными решениями.

1

Знакомьтесь: Пифагор!

1

Задачи с многовариантными решениями.

1

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

Задачи с многовариантными решениями.

1

Математический КВН.

1

Круглый стол «Подведем итоги»

1


Итого:

34

4 класс

Название темы

Кол-во часов

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Конкурс эрудитов «Праздник числа».

1

Проектная деятельность «Великие математики».

1

Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию».

1

Геометрические головоломки.

1

Упражнения чертежей на нелинованной бумаге.

1

Игра «Удивительный квадрат».

1

Преобразование фигур на плоскости.

1

Задачи на смекалку.

1

Симметрия фигур.

1

Соединение и пересечение фигур.

1

Познавательная игра «Семь вёрст…»

1

Вычисление площади фигур.

1

Объём фигур.

1

Решение логических задач.

1

Конструирование предметов из геометрических фигур.

3

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

3

Школьный тур олимпиады.

1

Международная игра «Кенгуру».

1

Экскурсия в компьютерный класс. Компьютерные математические игры.

1

Компьютерные математические игры. Участие во Всероссийской игре «КИТ».

1

Открытие нуля.

1

Конкурс знатоков (отборочный тур).

1

Конкурс знатоков (итоговый тур)

1

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

Учимся разрешать задачи на противоречия.

1

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах».

1

Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах.

1

Сочинение «Место математики в моей жизни».

1


Итого:

33

  1. Учебно-методическое обеспечение программы.


  1. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год.

  2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  3. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  4. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  5. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  6. В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 1999.

  7. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  8. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  9. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. (составитель Е. В. Языканова)/Учебно- методическое пособие, 1-2 класс. Москва: «Экзамен»,2010г.

  10. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  13. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  14. Фролова Н.А. «Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности», журнал “Начальная школа”, 2006, №2, стр.50.

  15. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  16. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 1-2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008.

  17. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) / Рабочие тетради, 1-2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год.