СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Музей в твоем классе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Музей в твоем классе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №11"

г. Сергиев Посад



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №11

_______________ В.Н.Варенова

«____»_______________201__г.

приказ №____ от "__"_______201__г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению



«Музей в твоем классе»

(базовый уровень)


для 4 А (9,5 – 10,5 лет)


2018 /2019 учебный год


Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы кружка «Музей в твоём классе» Н.А.Чураковой, О. В. Малаховской «Музей в твоём классе» М.: Академкнига/Учебник, 2012г., УМК «Перспективная начальная школа»

Разработчик программы: Барденкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории.

2018г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:


Личностные УУД:

Будут сформированы:

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Получит возможность для формирования:

Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Адекватного понимания причин успешности.


Регулятивные УУД:

Научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Различать способ и результат действия;

Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.


Познавательные УУД:

Научится:

Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, особенности композиционного решения художником поставленной задачи;

Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.


Получит возможность научиться:

Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;

Представлять логику развития живописного языка;

Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух картин одного и того же автора;

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;


Коммуникативные УУД:

Научится:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

Задавать вопросы;

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.



Получит возможность научиться:

Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.


Содержание курса


Курс включает 34 часа по 1 занятию в неделю

Авторская программа используется без изменений



Тема

Кол-во часов

Краткое содержание учебной темы

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности

Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.


2

Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.



Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»


2

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.



Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»


2

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.


Подготовка экскурсовода

В.Поленов «Московский дворик»


2

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.


И. Левитан «Свежий ветер. Волга»


2

Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?


Б.Кустодиев «Морозный день»


2

Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

Подготовка экскурсовода

Б.Кустодиев «Масленица»


2

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.


Федотов «Сватовство майора»


2

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.


К.Брюллов «Последний день Помпеи»


2

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.


И.Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»


2

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

Подготовка экскурсовода

И.Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»


2

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.


В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»




2

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

Подготовка экскурсовода

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»


2

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.


М.В. Нестеров «Три старца»


2

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.


К.А. Коровин «За чайным столом»


2

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям.


К.А.Коровин «Алупка»


2

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.


И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»


2

О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).

Экскурсии в музеи






















Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата по плану

Дата факт.

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Использование учебно-лабораторного оборудования

1.



Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрук­ты». Натюрморт

Называние изображенных на картине пло­дов и цветов, составляющих букет. Рас­ширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, со­ставляющих композицию. Мастерство ав­тора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, пред­метов. Определение целого и части.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

2.



И. Хруцкий «Цветы и фрук­ты». Натюрморт

Музей в твоем классе. Электронное издание 

3.



Г. Серебрякова «За

завтраком (За обедом)»

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретны­ми детьми: имя, возраст; сравнение де­тей друг с другом.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

4.



Г. Серебрякова «За

завтраком (За обедом)»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

5.



Г. Серебрякова «На

кухне. Пор­трет Кати»

Развитие наблюдательности и внима­ния. Что главное в полотне: изобра­жение человека или предметов? От­ношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

6.



Г. Серебрякова «На

кухне. Пор­трет Кати»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

7.



В. Поленов

«Московский дворик»

Обследование двора с целью внима­тельного наблюдения за людьми, жи­вотными и растениями (дети, мама; ло­шадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

8.



В. Поленов

«Московский дворик»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

9.



И. Левитан «Свежий

ветер. Волга»

Речные суда на картине. (Слева: вёсель­ная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название кар­тины? Какими запахами может быть на­сыщен ветер?

Музей в твоем классе. Электронное издание 

10.



И. Левитан «Свежий

ветер. Волга»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

11.



Б. Кустодиев

«Морозный день»

Темы и объекты, изображаемые ху­дожником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, за­бор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало). Бег саней: детали одежды и дру­гие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

Музей в твоем классе. Электронное издание 

12.




Б. Кустодиев

«Морозный день»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

13.



Б. Кустодиев

«Масленица»

Празднование масленицы. Разгар гуля­нья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскива­ние музыканта). Детские игры.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

14.



Б. Кустодиев

«Масленица»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

15.



П. Федотов

«Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, рас­цветок и их качеств.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

16.



П. Федотов

«Сватовство майора»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

17.



К. Брюллов «Последний

день Помпеи»

Знания художника об историческом со­бытии и организации археологической работы. Свидетельства сильного земле­трясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изобра­жениями участников трагического со­бытия. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

18.



К. Брюллов «Последний

день Помпеи»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

19.



И. Горюшкин-

Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых ря-дах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского крем­ля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола хра­ма. Продавцы и покупатели. Звуки тор­говых рядов.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

20.



И. Горюшкин-

Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

21.



И. Горюшкин-

Сорокопудов «Сцена

из 17-го столетия»

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало вес­ны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по за­данным названиям: ориентировка в ме­стонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла худож­ника и особенностей его воплощения.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

22.



И. Горюшкин-

Сорокопудов «Сцена

из 17-го столетия»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

23.



В. Маковский «Две

сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, ука­зывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

24.



В. Маковский «Две

сестры (Две дочери)»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

25.



В. Маковский «Две

матери. Мать приемная

и родная»

Персонажи картины и ее название. Со­отношение названия картины и вероят­ной ситуации. Предположения о взаи­моотношениях героев картины.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

26.



В. Маковский «Две

матери. Мать приемная

и родная»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

27.



М.В. Нестеров «Три

старца»

Одежда старцев, их обувь (лапти, обу­тые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персо­нажей. Кто более погружен в свои мыс­ли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

28.



М.В. Нестеров «Три

старца»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

29.



К. А. Коровин «За чайным столом»

Рассматривание предметов на репро­дукции картины. Стол, посуда (чаш­ки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, на­чищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние по­годы.

Одежда людей. Общение. Возраст. Уют­но ли людям?

Рассматривание фрагментов по назва­ниям.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

30.



К. А. Коровин «За чайным столом»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

31.



К. А. Коровин «Алупка»

Алупка стала в начале 20-го века мод­ным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмен­та «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.

Музей в твоем классе. Электронное издание 

32.



К. А. Коровин «Алупка»

Музей в твоем классе. Электронное издание 

33.



И. Е. Репин «Портрет

Павла Михайловича

Третьякова»

О личности П.М. Третьякова. Дар род­ному городу. 1856 год - год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяков­ской галереей. В 2006 году ГТГ испол­нилось 150 лет.

Впечатление, которое производит пор­трет.

Рассматривание экспозиции в зале га­лереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседству­ют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известно­го школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и по­лотно автора картин «За чайным сто­лом» и «Алупка» (вспоминают фами­лию художника)

Музей в твоем классе. Электронное издание 

34



И. Е. Репин «Портрет

Павла Михайловича

Третьякова»

Музей в твоем классе. Электронное издание 








СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР

от «___»_____________201__г. _____________/_____________/

протокол №_________ «____»_____­­­­­­­­____________201__г.

10