СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе"»



1. Пояснительная записка


Нормативно-правовая база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6. 10.2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 г., регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 г. №2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г., регистрационный номер 22540);

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»,

  • Образовательной программы ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы № 96 от 30.08.19)


Место курса в плане внеурочной деятельности


На занятия отводится 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС ООО, в год 34 часа


Цель внеурочной деятельности:

создание условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни через совместную деятельность по рассматриванию и описанию живописных картин.

Задачи внеурочной деятельности:

- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;

- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.

- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории искусства своей страны.


2. Личностные и метапредметные результаты


Личностным результатом является

- эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

- соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты достигаются путем формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в жанре картины.

- определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, особенности композиционного решения художником поставленной задачи;

- освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

- внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;

- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

- оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

- проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух картин одного и того же автора;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.


3. Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности

«Музей в твоём классе»


Тема

Всего часов

Теория

Практика

1-2

И. Хруцкий «Цветы и фрукты»

2

1

1

3-4

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

2

1

1

5-6

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

2

1

1

7-8

В. Поленов «Московский дворик»

2

1

1

9-10

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

2

1

1

11-12

Б. Кустодиев «Морозный день»

2

1

1

13-14

Б. Кустодиев «Масленица»

2

1

1

15-16

П. Федотов «Сватовство майора»

2

1

1

17-18

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

2

1

1

19-20

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

2

1

1

21-22

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

2

1

1

23-24

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

2

1

1

25-26

В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная»

2

1

1

27-28

М.В. Нестеров «Три старца»

2

1

1

29-30

К.А. Коровин «За чайным столом»

2

1

1

31-32

К.А. Коровин «Алупка»

2

1

1

33-34

И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

2

1

1







4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие. Ознакомление с альбомом «Музей в твоём классе» и инструментами, необходимыми для урока. И. Хруцкий «Цветы и фрукты»

Законы красивого построения картины в XVIII и XIX вв. Центр композиции, цвет и освещение. Создание единого ансамбля предметов по закону треугольного построения, принятому в академической живописи. Мастерство автора в создании выразительных деталей: нахождение и исследование (на самом натюрморте) изображений предметов, которые представлены увеличенными кругами-фрагментами на полях репродукции. Определение целого по его части.

2. Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

Семейный портрет. Знакомство с характерами детей. Отражение личностных качеств детей во внешнем облике. Взгляд, его направленность; щеки. Жесты, позы (положение тела в целом).

3. Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Бытовые картины жизни. Развитие наблюдательности и внимания. Сравнение портрета Кати с портретами ее родителей (фрагменты портретов на полях репродукции). Фамильные черты. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати (ровесница или старше/младше).

4. В. Поленов «Московский дворик»

Работа с названием картины и выявление того, чем хотел поделиться художник. Путешествие внутри картины по дорожкам, которые обнаруживают зрители, описывая, где она расположена и в чем ее значение для обитателей этого дворика.

Что там, за границами дворика? Какие звуки можно услышать во дворе?

5. И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

Цвета, создающие впечатление свежести летнего ветреного дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции.

Ощущение праздника. Наблюдение деталей, создающих ощущение праздника. Прием временного изменения фрагмента на репродукции картины (удаление/возвращение) с целью определения выразительных средств для создания нужного образа.

6. Б. Кустодиев «Морозный день»

Городские постройки. Первые этажи, их назначение и обитатели. Перекресток: метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега.

7. Б. Кустодиев «Масленица»

Главное развлечение на масленицу. Цветовая гамма неба. Снега выпало много. Местность: город или деревня. Рельеф и растительность местности: холмы и деревья. Вечность окружающего нас мира природы.

8. П. Федотов «Сватовство майора»

Стихи, написанные художником и сопровождающие полотно. Интерьер в доме купца. Украшения и одежда женщин (купчихи и дочери купца). Подготовка к угощению майора.

9. К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Вера художника в человеческие достоинства: люди сохраняют лучшие человеческие качества при угрозе гибели. Знакомство с воспоминаниями очевидцев трагедии. Выразительный звуковой образ в картине. Законы построения картины в академической живописи XVIII и XIX вв.: треугольная основа композиции.

10. И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Развитие наблюдательности и внимания. Продавцы, их помощники и покупатели. Рулоны тканей, мода на определенную расцветку платков. Посетители-покупатели на базаре: кто они? Словесное описание покупателей, определение рода занятий по одежде.

11. И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

12. В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

13. В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная»

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях персонажей на картине.

14. М.В. Нестеров «Три старца»

Фигуры старцев, их руки. Выводы-суждения о возрасте старцев, подтверждение деталями на репродукции. Изображение мира северной природы. Краски (яркость/приглушенность).

Время года: деталь для подтверждения приметы наступления осени. Предположение, в течение какого времени уже сидят старцы. Их связь с миром природы (фрагмент с лисой, безбоязненно вышедшей из леса).

Работа с фрагментами картины. Цветовой контраст в изображении пейзажа. Работа с рамкой по рассматриванию лисицы. Нахождение подписи художника.

15. К.А. Коровин «За чайным столом»

Люди на веранде. Описание гостей (определить, кто гость). Позы, жесты, одежда. Натюрморт перед людьми. Определить, сколько людей было за столом, кто сидел на пятом стуле (мужчина/женщина). Общение, эмоции людей.

Городской/загородный дом (имение). Детали, говорящие о теплом времени года. Интересно/грустно, уютно/неуютно всем вместе. Настроение персонажей на картине

16. К.А. Коровин «Алупка»

Местность, на которой расположена Алупка. Рельеф. Море и суша, граница между ними. Причины строительства дворцов в Алупке.

Работа с вертикальной рамкой в левом нижнем углу на репродукции. Домик с двумя окнами, забор, деревья за забором. Группа людей на берегу моря. Нахождение постройки на круге-фрагменте.

Работа с вертикальной рамкой над фрагментом с лодками на репродукции. Обнаружение паруса на кругах-фрагментах на полях репродукции.

Работа с большой вертикальной рамкой над фрагментом репродукции в правом нижнем углу. Открытый павильон, окрашенный в желтый цвет, строительные материалы и лодки рядом. Отыскивание темной лодки с ярко-желтым днищем на кругах-фрагментах на полях репродукции

17. И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

Рассматривание картины И. Репина «Портрет Павла Михайловича Третьякова». Поза, лицо создателя галереи. Впечатление, которое производит портрет. Что можно сказать об изображенном на нем человеке (оригинале) и какого человека видел перед собой художник?



5. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»


п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Дата

П

Ф

1-2

Вводное занятие. Ознакомление с альбомом «Музей в твоём классе»

И. Хруцкий «Цветы и фрукты»

2

Игровая

Экскурсия в осенний парк.

3.09 10.09

1 четв.

3-4

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

2

Творческая работа

«За столом»

17.09 24.09


5-6

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

2

Виртуальная экскурсия

1.10

8.10


7-8

В. Поленов «Московский дворик»

2

Проект

«Осенний дворик»

15.10

22.10


9-10

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

2

Виртуальная экскурсия

5.11

12.11

2 четв.

11-12

Б. Кустодиев «Морозный день»

2

Наблюдение за постройками

19.11

26.11


13-14

Б. Кустодиев «Масленица»

2

Игровая. Подвижные игры

3.12

10.12


15-16

П. Федотов «Сватовство майора»

2

Проект «Одежда 19 века»

17.12

24.12


17-18

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

2

Экскурсия в библиотеку. Просмотр к/ф

14.01

21.01

3 четв.

19-20

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

2

Виртуальная экскурсия

28.01

4.02


21-22

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

2

Наблюдение

11.02

18.02


23-24

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

2

Просмотр к/ф

25.02

3.03


25-26

В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная»

2

Виртуальная экскурсия

10.03

17.03


27-28

М.В. Нестеров «Три старца»

2

Диспут. Анализ произведения



29-30

К.А. Коровин «За чайным столом»

2

Виртуальная экскурсия



31-32

К.А. Коровин «Алупка»

2

Наблюдение за местностью



33-34

И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

2

Проект « Я-экскурсовод»




6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Компьютер в сборе

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска Smart

  • Презентации к занятиям

  • Портреты писателей

  • Альбом «Музей в твоём классе»

  • Интернет-ресурсы


7. Предполагаемая результативность курса:

В результате изучения курса внеурочной деятельности обучающиеся получат возможность научиться:


  • находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;

  • выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;

  • устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

  • объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.