г. Сергиев Посад
«____»_______________201__г.
приказ №____ от "__"_______201__г.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы кружка «Музей в твоём классе» Н.А.Чураковой, О. В. Малаховской «Музей в твоём классе» М.: Академкнига/Учебник, 2012г., УМК «Перспективная начальная школа»
Разработчик программы: Барденкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории.
2018г.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Адекватного понимания причин успешности.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Ориентироваться в жанре картины.
Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, особенности композиционного решения художником поставленной задачи;
Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;
Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;
Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух картин одного и того же автора;
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Тема | Кол-во часов | Краткое содержание учебной темы | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности |
Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт. | 2 | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. | |
Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» | 2 | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. | |
Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» | 2 | Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. | Подготовка экскурсовода |
В.Поленов «Московский дворик» | 2 | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. | |
И. Левитан «Свежий ветер. Волга» | 2 | Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер? | |
Б.Кустодиев «Морозный день» | 2 | Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? | Подготовка экскурсовода |
Б.Кустодиев «Масленица» | 2 | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры. | |
Федотов «Сватовство майора» | 2 | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств. | |
К.Брюллов «Последний день Помпеи» | 2 | Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. | |
И.Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе» | 2 | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. | Подготовка экскурсовода |
И.Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия» | 2 | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. | |
В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» | 2 | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. | Подготовка экскурсовода |
В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» | 2 | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. | |
М.В. Нестеров «Три старца» | 2 | Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. | |
К.А. Коровин «За чайным столом» | 2 | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. | |
К.А.Коровин «Алупка» | 2 | Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей. | |
И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | 2 | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника). | Экскурсии в музеи |
№ п/п | Дата по плану | Дата факт. | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Использование учебно-лабораторного оборудования |
1. | | | Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
2. | | | И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт | Музей в твоем классе. Электронное издание |
3. | | | Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
4. | | | Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
5. | | | Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» | Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
6. | | | Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
7. | | | В. Поленов «Московский дворик» | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
8. | | | В. Поленов «Московский дворик» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
9. | | | И. Левитан «Свежий ветер. Волга» | Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер? | Музей в твоем классе. Электронное издание |
10. | | | И. Левитан «Свежий ветер. Волга» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
11. | | | Б. Кустодиев «Морозный день» | Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? | Музей в твоем классе. Электронное издание |
12. | | | Б. Кустодиев «Морозный день» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
13. | | | Б. Кустодиев «Масленица» | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
14. | | | Б. Кустодиев «Масленица» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
15. | | | П. Федотов «Сватовство майора» | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
16. | | | П. Федотов «Сватовство майора» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
17. | | | К. Брюллов «Последний день Помпеи» | Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
18. | | | К. Брюллов «Последний день Помпеи» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
19. | | | И. Горюшкин- Сорокопудов «Базарный день в старом городе» | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых ря-дах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
20. | | | И. Горюшкин- Сорокопудов «Базарный день в старом городе» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
21. | | | И. Горюшкин- Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия» | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
22. | | | И. Горюшкин- Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
23. | | | В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
24. | | | В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
25. | | | В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
26. | | | В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
27. | | | М.В. Нестеров «Три старца» | Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
28. | | | М.В. Нестеров «Три старца» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
29. | | | К. А. Коровин «За чайным столом» | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
30. | | | К. А. Коровин «За чайным столом» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
31. | | | К. А. Коровин «Алупка» | Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей. | Музей в твоем классе. Электронное издание |
32. | | | К. А. Коровин «Алупка» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
33. | | | И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год - год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника) | Музей в твоем классе. Электронное издание |
34 | | | И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | Музей в твоем классе. Электронное издание |
от «___»_____________201__г. _____________/_____________/
протокол №_________ «____»_________________201__г.