Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 43» города Иванова
«Рассмотрено» Протокол № ____ от «____» ________20___ г. Руководитель МО классных руководителей _______ Яковлева О.В. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ Яковлева О.В. | «Утверждаю» Приказ № _______ от «____» _________20___г Директор МБОУ «СШ № 43» ________Виткина Н.В. |
Программа внеурочной деятельности
«Найти себя»
Составители: классные руководители
Ломакина Ю.В.
Шляпцева Н.Н.
Яковлева О.В.
Год составления программы: 2015
Пояснительная записка
Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин.optacio — желание, избрание). Когда-нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа.
«Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений!» -так говорил Д.Рокфеллер, американский миллиардер. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии. Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения, в процессе работы школьной библиотеки, медработника.
Профориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики.
Компетенции, необходимые учащимся для принятия верного решения о выборе профессии:
1) Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).
2) Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию).
3) Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).
4) Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).
5) Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми.
6) Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).
Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.
Задачи:
1) Обогащение представлений детей о мире профессии.
2) Выявление интересов, склонностей и способностей.
3) Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.
4) Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности.
5) Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Принципы реализации программы:
- Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).
- Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов). - Демократизм (предполагает сотрудничество педагога и ребенка).
- Учет возрастных, психологических особенностей детей.
Учебно-тематический план
№ | Тема | теория | практика | всего |
1. | Введение. 1.1Что такое профессия? Какие бывают профессии? 1.2 Проект «Карта интересов» | 1 | 2 | 3 |
2. | Мир профессий 2.1 Типы профессий 2.2 Классы профессий 2.3 Формула профессии 2.4 Мои профессиональные интересы 2.5 Проект «Радуга профессий» | 2 2 1 1 | 1 2 | 9 |
3. | Профессиональная родословная 3.1 Профессии в моей семье 3.2 Профессиональные династии 3.4 Проект «Календарь профессий моей семьи» | 1 | 2 3 | 6 |
4. | Профессия в судьбе человека 4.1 Из истории профессий 4.2 Профессиональные награды 4.3 Проект «Профессии героев России» | 1 1 | 1 3 | 6 |
5. | Профессиональное самоопределение 5.1 Новое время - новые профессии 5.2 Формула выбора «Хочу-могу-надо» 5.3 Техника «Плюс-минус-интересно» 5.4 Профессиональная проба 5.5 Проект «Я – будущее» | 1 1 1 | 1 1 2 3 | 10 |
| Итого | 13 | 21 | 34 |
Модуль 1. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
Модуль 2. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
Модуль 3. Профессиональная родословная
Профессии мамы, папы, бабушки, дедушки. Понятие профессиональной династии. Примеры профессиональных династий.
Учащиеся должны знать:
Учащийся уметь:
Составить родословную своей семьи, включая сведения о профессиях родственников
Отличать понятие родословной от понятия династия
Модуль 4. Профессия в судьбе человека
Истрия возникновения профессий. Первые профессии. Профессиональные награды. Что человек может добиться, занимаясь определенным видом деятельности. Результаты труда. Герои России и их профессии.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Соотносить понятия «профессия» и «награды в профессии»
Делать выводы о том, что награды за трудовую деятельность зависят от результатов труда
Модуль 5. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
виды профпригодности;
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
План мероприятий по профориентации 5 класс
Мероприятие | Сроки | Ответственные |
«Знакомство с миром профессий» коррекционное занятие с элементами тренинга. Психологический час «Все профессии важны!» Беседа «Какую профессию я бы выбрал?» Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» Неделя труда: Викторина «Ярмарка профессий». Конкурс «Лучший по профессии». Выставка практических работ. Выставка факультативных практических работ, участие в выставках. Звездный час «В мире профессий» Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. Оказание помощи педагогам школы в подборе материала для классных часов, бесед, уроков, тренингов по профориентации. Информационное оформление стенда психолога: - «Сферы труда». - «Календарь профессий». - «Типы профессий». Посещение факультативных занятий: -швейное дело -столярное дело -в гармонии с природой. | 1 четверть(Октябрь). 1 четверть(Октябрь). 2 четверть(Декабрь). 3 четверть(Февраль) Март Март 1 раз в четверть В течении года 4 четверть(Апрель) Апрель. Сентябрь-май Март Апрель Май в течении года | Классные руководители Педагог-психолог Педагог-психолог Классные руководители Классные руководители Соц.педагог Учителя труда Учителя труда Учителя труда Учителя труда Классные руководители Педагог-психолог Библиотекарь Библиотекарь Педагог-психолог Учителя трудового обучения |
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты | Субъективные методы оценки | Объективные методы оценки |
Предметные. Профессионально-трудовое самоопределение – знание основных групп профессий и образ «Я» в этом мире профессий | осознание мотивов выбора профессии (анкетирование) осознание ресурсов личности для овладения определенной профессией (тестирование, составление общей характеристики) | знание типов и классов профессий умение составить профессиограмму |
Метапредметные. Личностное, духовно-нравственное самоопределение, или создание образа своего «Я-будущее» (представить, каким я хочу стать) | умение планировать будущее (творческие задания) | знание уровней профессионального образования, типов образовательных учреждений, форм профессионального образования. способность к рефлексии |
Личностные. Жизненное самоопределение – определение себя в своей семье, в кругу близких | осознание собственных жизненных ценностей: жизнь, семья, общение, дружба, любовь, труд, умение работать в команде, культура (анкетирование, творческие задания) | способность к рефлексии |
Литература
Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.
Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;
Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5, 2006 год.
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе, Москва , 1988 год;
5.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.
6.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.
7.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида , 1-4 классы, Москва, 1999 год;
8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида , 5-9 классы, сборники 1-2, Москва, 2000 год;
9.Пряжников Н.С.,Прфориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.
10.Пряжников Н.С. «Будь готов!», активизирующая профориентационная методика, г-та «Школьный психолог», №18, 2000 г.
11.Пряжников Н.С. «Кто? Что? Где?» карточная профконсультационная методика, г-та «Школьный психолог» №5 , 2004 год;
12.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития, Москва, 2000 год;
13.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.
14.Родионов В.А. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль, 2001 год;
15.Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…, Дубна, 2000 год;
16.Солодянкина О.В. Управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением, Ижевск, 2006 год;
17.Туров В.А. «Человек и общество», Ижевск, 1994 год.