Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Золотые ручки» составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд».
Рабочая программа соответствует Основной образовательной программе МБОУ «Изыхская СШ» на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на учащихся с 10 до 15 лет. Программа создает необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества ребенка.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Общая характеристика
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в воспитании подрастающего поколения внутренней культуры, способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве. Занимаясь в кружке декоративно - прикладного творчества, дети приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру национальной культуры, у них зарождается чувство прекрасного, развивается фантазия и художественно – образное мышление.
Работа кружка направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора, обогащение представлений о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений учащихся по обработке и вышиванию различными стежками и швами, шелковыми лентами. На занятиях кружка дети приобщаются к миру народного искусства, учатся в совершенстве владеть иглой, раскраивать по шаблону, конструировать изделия, приучаться планировать предстоящую работу, изготовлять панно, сувениры, игрушки.
Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию.
Кроме того, занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, сосредоточенность, аккуратность, а так же является средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.
Большое внимание уделяется вопросам композиции на плоскости объемно-пространственной композиции, роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки природных материалов в декоративные формы.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Образовательная программа «Золотые ручки» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия техник прикладного творчества, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из различных материалов и реализации творческой индивидуальности каждого учащегося, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Программа кружка «Золотые ручки» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой
Декупаж (яичная скорлупа)
Ниточная страна (изонить)
Яичная мозайка
Лепка из солёного теста
Папье-маше.
Выставки, экскурсии.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
-исторический аспект
-связь с современностью
-освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
-выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Программа ориентирует учащихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Место в учебном плане
По учебному плану МБОУ «Изыхская СШ» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 62 часа для обучения в кружке из расчета 2 учебных часа в неделю.
Основное содержание
Папье-маше 16 час.
Папье маше – знакомство с техникой. Материалы и инструменты.
История возникновения бумаги. Способы изготовления бумаги.
Приготовление бумажной массы, условие её хранения.
Способы создания плоских, объёмных элементов, способы крепления. Условие просушки.
Вязание крючком 15 час.
Знакомство с техникой. Материалы и инструменты. ТБ при работе. Набор петель.
Вязание прямоугольного образца.
Способы вязания накидов. Убавление петель. Схема вязания.
Вязание плоских игрушек
Вязание частично-объемных игрушек. Вязание объемных игрушек.
Солёное тесто 18 час.
Знакомство с техникой. Материалы и инструменты. ТБ при работе с тестом. Способы приготовления теста. Способ сушки изделий.
Оберег для дома – из истории возникновения оберега. Свойства оберега. Виды оберегов.
Плоские и объёмные изделия из солёного теста.
Грунтовка. Покраска изделия. Исправление дефектов. Покрытие изделия лаком.
Яичная мозайка 13 час.
Знакомство с техникой. Материалы и инструменты. Создание структуры поверхности. Цвет и его свойства. Смешивание красок. Способы просушки.
Подготовка основы (яичная скорлупа).
Подготовка основы (перенос контуров рисунка)
Приклеивание скорлупы на основу, с учетом цвета и тонов.
Устранение дефектов(подкрашивание и обрезка лишних кусочков).
Покрытие лаком (ТБ при работе с лаком, условие и сроки просушки изделия, виды лака).
Соединение картины с рамкой.
Формы работы
Приоритет отдается активным формам организации:
- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Виды организации кружковой деятельности.
-экскурсия
-конкурс
-самостоятельная работа
-творческая работа.
Планируемые результаты
Духовно-нравственное воспитание.
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Приобретение новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
Подготовка к участию в выставках и конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.
Сотрудничество со своими сверстниками, оказание помощи товарищу, проявление самостоятельности.
Стремление к соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
Материально – технические средства
Используемая литература:
Ресурсы сети Интернет
Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics
Материалы и инструменты
1. клей ПВА
2.ножницы
3.бумага (цветная, газеты, салфетки)
4.краски
5.ткань
6.выжигатели по дереву
Календарно тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час | Элементы содержания | Дата |
план | факт |
Папье-маше 16 час. |
1 | Вводное занятие. Знакомство с техниками в декоративно-прикладном творчестве. | 1 | Знакомство с техниками в декоративно-прикладном творчестве. | 02.09 | |
2 | Папье - маше – знакомство с техникой. Приготовление бумажной массы | 1 | Папье маше – знакомство с техникой. Материалы и инструменты. История возникновения бумаги. Способы изготовления бумаги. Приготовление бумажной массы, условие её хранения. | 03.09 | |
3 4 5 | Плоское изделие. | 3 | Способы создания плоских элементов, способы крепления. Условие просушки. | 09.09 10.09 16.09 | |
6 7 8 | Грунтовка и покраска изделия. | 3 | Грунтовка и покраска изделия. Материалы и инструменты. Создание структуры поверхности. Цвет и его свойства. Смешивание красок. | 17.09 23.09 24.09 | |
9 10 11 12 13 | Объемные изделия | 5 | Способы создания объёмных элементов, способы крепления. Условие просушки. | 30.09 01.10 07.10 08.10 14.10 | |
14 15 16 | Грунтовка и покраска изделия. | 3 | Грунтовка и покраска изделия. Материалы и инструменты. Создание структуры поверхности. Смешивание красок. | 15.10 21.10 22.10 | |
Вязание крючком 15 час. |
17 | Знакомство с техникой «Вязание крючком». Набор петель. | 1 | Знакомство с техникой. Материалы и инструменты. ТБ при работе. Набор петель. | 05.11 | |
18 19 | Прямоугольное полотно. | 2 | Вязание прямоугольного образца. | 11.11 12.11 | |
20 21 | Вязание по кругу. Прибавление петель. | 2 | Вязание по кругу. Прибавление петель. | 18.11 19.11 | |
22 23 | Накиды. Убавление петель. Схема вязания. | 2 | Способы вязания накидов. Убавление петель. Схема вязания. | 25.11 26.11 | |
24 25 | Вязание плоских игрушек. | 2 | Вязание плоских игрушек. | 02.12 03.12 | |
26 27 28 | Вязание частично-объемных игрушек. | 3 | Вязание частично-объемных игрушек. | 09.12 10.12 16.12 | |
29 30 31 | Вязание объемных игрушек. | 3 | Вязание объемных игрушек. | 17.12 23.12 24.12 | |
Солёное тесто 18 час |
32 | Солёное тесто- знакомство с техникой. Способы приготовления теста. | 1 | Знакомство с техникой. Материалы и инструменты. ТБ при работе с тестом. Способы приготовления теста. | 13.01 | |
33 | Способ сушки изделий. Выбор поделки. Составление плана работы. | 1 | Способ сушки изделий. Выбор поделки. Составление плана работы. | 14.01 | |
34 35 | Оберег для дома (плоское изделие). | 2 | Оберег для дома – из истории возникновения оберега. Свойства оберега. Виды оберегов. Подбор изображения. | 20.01 21.01 | |
36 37 | Грунтовка. Покраска изделия. | 2 | Грунтовка. Покраска изделия. | 27.01 28.01 | |
38 | Исправление дефектов. Покрытие изделия лаком. | 1 | Исправление дефектов. Покрытие изделия лаком. | 03.02 | |
39 40 41 | Объёмное изделие. | 3 | Объёмное изделие, способы облегчения массы и её просушки. | 04.02 10.02 11.02 | |
42 43 44 | Панно из соленого теста (частично объемное изделие) | 3 | Работа над панно из соленого теста (частично объемное изделие) | 17.02 18.02 25.02 | |
45 | Покраска элементов. | 1 | Грунтовка. Покраска элементов. Прокрашивание неровностей поверхности. | 02.03 | |
46 47 | Подготовка основы. Приклеивание элементов на основу. | 2 | Подготовка основы. Приклеивание элементов на основу. | 03.03 10.03 | |
48 49 | Покрытие лаком. Соединение с рамкой | 2 | Покрытие лаком (ТБ при работе с лаком, условие и сроки просушки изделия, виды лака). Соединение с рамкой. | 16.03 18.03 | |
Яичная мозайка 13 час. |
50 | Яичная мозайка. Выбор картины. Подготовка основы. | 1 | Знакомство с техникой. Материалы и инструменты. Подготовка основы (яичная скорлупа). | 06.04 | |
51 52 | Покраска скорлупы. | 2 | Материалы и инструменты. Создание структуры поверхности. Цвет и его свойства. Смешивание красок. Способы просушки. | 07.04 13.04 | |
53 | Подготовка материала. | 1 | Подготовка основы (перенос контуров рисунка) | 14.04 | |
54 55 | Размещение элементов. | 2 | Размещение элементов на основе. | 20.04 21.04 | |
56 57 58 | Приклеивание скорлупы на основу. | 3 | Приклеивание скорлупы на основу, с учетом цвета и тонов. | 27.04 28.04 | |
59 | Устранение дефектов. | 1 | Устранение дефектов(подкрашивание и обрезка лишних кусочков). | 18.05 | |
60 | Покрытие лаком. | 1 | Покрытие лаком (ТБ при работе с лаком, условие и сроки просушки изделия, виды лака). | 19.05 | |
61 | Соединение картины с рамкой. | 1 | Соединение картины с рамкой. | 25.05 | |
62 | Заключительное занятие. Выставка поделок. | 1 | Выставка поделок (самооценка изделия) | 26.05 | |