Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза
С.Н.Решетова» Кардымовского района Смоленской области
Программа
«Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».
Составитель
Баранова Елена Владимировна
учитель начальных классов 1 категории
2017г.
Актуальность проблемы.
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе дополнительного образования.
Пояснительная записка
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.
При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы.
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
Диагностики:
1) Методика «Карта одаренности младших школьников» автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
2) Диагностика умственных способностей детей Э. Ф. Замбацявичене (Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
3) Методика "Настроение"
4) Методика «Палитра интересов», Н.А. Савенков
Портрет одаренного ребенка:
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- накопление литературы по данному вопросу;
знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе (1-4 классы) считается подготовительным этапом.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать учащихся из начальных классов.
На подготовительном этапе происходит:
формирование навыков научной организации труда
вовлечение в активные формы познавательной деятельности
формирование познавательного интереса
выявление способных учащихся
Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Основные мероприятия по реализации программы Диагностика:
Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, изучение личностных потребностей, одаренных обучающихся путем собеседования.
Развитие творческих и познавательных способностей:
доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).
Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.
Формы работы с одаренными и способными детьми
Олимпиады;
Творческие выставки;
Групповые занятия с сильными обучающимися;
Проектная деятельность;
Предметный кружок;
Творческие мастерские;
Конкурсы различного уровня;
Внеурочная деятельность;
Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей. Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.
Формы работы с родителями:
Творческие и проблемные родительские собрания;
Групповые и индивидуальные консультации;
Привлечение родителей к проведению мероприятий;
Выполнение рекомендаций литературы.
Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социальнопсихологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
Повышение качества образования.
План работы по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ожидаемый результат |
1 | Работа кружков | В течение года раз в неделю | Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности |
2 | Предметные недели | В течение года 4 раза | Расширение познавательной активности |
3 | Участие в конкурсах и выставках различного уровня | В течение года | Создание образовательной среды, способствующей познавательной активности обучающихся |
4 | Родительские собрания, консультации | В течение года | Способствование формированию интеллектуальной культуры родителей |
5 | Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой | В течение года | Выявление способностей |
6 | Изучение опыта работы учителей школы с одарѐнными детьми | В течение года | Расширение опыта работы с одарёнными и способными детьми |
7 | Активное участие во внеклассных мероприятиях (интелектуальных, творческих ,спортивных) | В течение года | Создание условий, способствующих творческой активности обучающихся |
| |