ГосуДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«сЕРГИЕВО-пОСАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Адаптированная программа
занятий по интересам «УСПЕХ» для инвалидов и лиц с ОВЗ .
Рассмотрена на заседании ЦМК
« 28 » августа------------201 г.
Протокол №
Руководитель ЦМК
----------------------
Колпакова Т.В.
Составила Порошина О.Н.
2015
Вопросы воспитания и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества.
Цель воспитания учащихся –создание условий для формирования и развития личности, гармонизация личности, развитие умений и навыков, позволяющих наиболее успешно адаптироваться в обычную социокультурную среду, принять социальную роль, достигнуть позитивных изменений образа жизни, что является очень важным моментом для учащихся нашего учебного заведения, так как для многих детей в силу их физического и психического здоровья – нахождение в техникуме, в общежитии - это первый опыт тесного общения со сверстниками, с преподавателями, первый опыт проживания вне дома без помощи родных и близких. Работая над методической проблемой «Социализация инвалидов и лиц с ОВЗ» была разработана программа занятий по интересам «Успех» , направленная на успешную социальную адаптацию , «Социальная адаптация – это система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности [22, c.53].
В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:
- социально – бытовая реабилитация;
- социально – средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде [19, c.52].
Социально – бытовая реабилитация заключается в восстановлении и приобретении утраченных в результате болезни, деятельности и навыков самообслуживания в быту, приспособление к новым условиям жизни.
Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида.
Были разработаны рекомендации по реализации программы занятий по интересам «Успех», разработан цикл занятий , способствующих социально-бытовой реабилитации и адаптации.
Программа была составлена после устного опроса учащихся, в ходе которого и были выяснены наиболее интересующие вопросы и темы, которые бы ,по мнению опрошенных, содействовали бы успешной социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья .Поэтому программа состоит из нескольких блоков:
-«Уютный дом», в котором рассматриваются вопросы о необходимости соблюдения санитарно- гигиенических норм ведения домашнего хозяйства, нравственные аспекты семейного «общежития» , умения разрешать конфликты и избегать ситуаций, приводящих к стрессам;
-«Люблю готовить», в котором рассматриваются основы рационального питания и приобретаются элементарные практические навыки приготовления пищи и навыки самообслуживания в организации питания;
-«Если хочешь быть красивой», в ходе работы над которым приобретаются и формируются практические навыки и умения ухода за собой, развивается уверенность в себе, происходит выработка неприятия вредных привычек, воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, приобретаются элементарные навыки здоровьесбережения в различных жизненных ситуациях.
Программа предназначена для воспитателей общежитий, преподавателям дополнительного образования.
Цель программы: изучить, обосновать возможности программы занятий по интересам «Успех» как средства социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), обеспечивающих возможность сохранения здоровья, использование полученных знаний на практике.
Задачи:
формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
расширить знания и практические навыки по предложенной программе;
формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических заданий;
воспитывать самостоятельность , трудолюбие, аккуратность;
развивать эстетический вкус и творческую инициативу;
развивать и коррегировать мелкую моторику и координацию рук;
воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
умело использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Принципы организации занятий:
1.Взаимоотношения воспитателя и учащегося основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-ориентированный характер.
2.Организация занятия строится с учетом разновозрастного и разноуровневого развития учащихся.
3.Содержание занятий подбирается , прежде всего, с учетом реальных жизненных потребностей учащихся , обеспечивается их практическая направленность.
По целевой направленности программа развивающая и коррегирующая.
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся ,занятия рекомендуется проводить, применяя разнообразные методы и формы организации занятий:
рассказ,диалог,беседа,проблемно-игровыеситуации,конкурсы-соревнования,практическая деятельность, коллективно-творческие дела;
популярные психологические тесты, анкетирование – всегда желанное занятие, способствующее самопознанию;
при этом необходимо активно использовать наглядные материалы и образцы. Широко используется выпуск различных бюллетней, листов здоровья, пропагандирующих здоровый образ жизни. В ходе работы планируются групповые занятия, а по мере необходимости будут проводиться и индивидуальные занятия по соблюдению режима труда и отдыха, рациональному питанию, обучению навыкам самооздоровления и сохранения активного образа жизни.
Приоритетной является реализация индивидуального подхода к осуществлению адаптационных и реабилитационных мероприятий.
Учащиеся должны быть не только зрителями и слушателями, но и активными участниками, готовыми применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Предполагаемый результат реализации программы:
в содержание каждого занятия включается материал по формированию навыков личной безопасности, заложены возможности формирования у учащихся универсальных навыков:
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных и ключевых компетенций:
личностные -
ценностно-смысловая ориентация;
нравственно-этическое оценивание;
способность к самооценке;
коммуникативные универсальные учебные действия-
умение выражать свои мысли;
. постановка вопросов;
способность учащихся к индивидуальной и коллективной форме работы;
планирование совместной деятельности;
управление поведением;
регулятивные-
целеполагание;
волевая саморегуляция;
коррекция;
познавательные универсальные:
общеучебные- умение структурировать знания; планирование деятельности;
формулирование цели,
логические- анализ объектов;
синтез;
классификация объектов;
доказательство;
построение логической цепи рассуждений.
К концу освоения программы учащиеся должны
знать:
что такое здоровый образ жизни,
элементарные правила здоровьесбережения,
основные санитарно-гигиенические нормы ведения домашнего хозяйства ,
основы рационального питания, способствующие нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;
основные правила и требования ухода за собой;
пагубное влияние вредных привычек на организм.
Уметь:
-соблюдать правила по техники безопасности;
- соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования;
-ухаживать за своей внешностью;
-готовить определенные блюда;
- правильно вести себя за столом;
- сервировать стол.
Условия реализации программы.
Методическое и дидактическое обеспечение:
-методические разработки, планы-конспекты, методические указания и рекомендации;
-методическая, дополнительная литература;
-развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, анкеты, игры, викторины;
-дидактические материалы;
-видео-фото каталоги: фотографии, репродукции, альбомы;
-литературные источники: стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;
-популярные журналы («Люблю готовить», «Лучшие рецепты» и мн. др.)
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач;
•умение использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки воспитатель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у учащихся сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
Эффективность программы оценивается по результатам сравнения результатов диагностик , анкет , тестирований , бесед , проведенных перед началом проведения занятий и после;
в сформированности навыков личной гигиены;
деятельного подхода к своему здоровью;
умение использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Техника безопасности во время работы:
-Учащиеся могут приступать к работе только после предварительного вводного инструктажа по охране труда и личной безопасности, подробного объяснения воспитателем безопасных приемов работы.
-Соблюдение правильного режима отдыха и труда, проведения физкульминуток.
-По окончании работы учащиеся должны убрать весь используемый инвентарь .
Достоинством программы является формирование потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи, которые позволяют человеку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование ,приобрести чувство уверенности. Таким образом,у учащиехся, в особенности у учащихся с ограниченными возможностями, уменьшается опасность «невыживания» в отсутствии взрослых в самостоятельной жизни, что значительно повышает уровень адаптации и содействует успешной социализации.
Срок реализации 1 год - 20 занятий по 2 часа.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ | Знакомство учащихся с программой клуба по интересам «Успех». «В здоровом теле-здоровый дух». Жизнь и здоровье: проблема здоровьесбережения. 10 правил здоровьесбережения-выпуск информационного листа. Тест «Образ жизни», «Сколько лет вы проживете?». | 1ч. 1ч. | Первая неделя сентября Третья неделя сентября |
1БЛОК «УЮТНЫЙ ДОМ» | 1.1 «Мой мир» или «Дом, в котором мы живем»: чистота- залог здоровья; создание благоприятного психологического климата. 1.2.Домохозяйка- хорошо или плохо? Или умеете ли вы вести домашнее хозяйство. Тест «Хорошая ли вы хозяйка?» 1.3. «Экономика семьи»: Правила ведения семейного бюджета. Тест «Тест для начинающего миллионера». 1.4. «Что такое этикет? Основные правила хорошего тона. 1.5.«Жизнь семьи, или будьте, пожалуйста, счастливы!»: этика семейных отношений; кризис семьи; конфликты-стрессы…Пути выхода из стресса. Тест «Подвержены ли вы стрессу?». Выпуск информационного листа «Осторожно- стресс» | 2ч. 2 ч. 2 ч. 2ч. 2ч. | Первая неделя октября Третья неделя октября Первая неделя ноября Третья неделя ноября Первая неделя декабря |
2БЛОК «ЛЮБЛЮ ГОТО -ВИТЬ» | 2.1.Соблюдение правил безопасности во время приготовления пищи, при работе с электроприборами, с колюще-режущими предметами .Соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами питания.Спецодежда.Аптечка. Новогодний стол: традиции праздника; меню, приготовление новогодних блюд; украшение стола. 2.2.Основы здорового питания: рациональное питание-одно из основных условий ЗОЖ; состав пищи(белки, жиры, углеводы, минеральные соли); режим питания. Диета-«за» и «против» Сервировка стола. Правила поведения за столом. Основные правила хорошего тона. 2.3.Чай-здоровье. Целебные свойства чая. Сервировка чайного стола, заваривание различного вида чая. Этикет гостеприимства. Чаепитие «Диалог за чашкой чая». 2.4.Изделия из творога и яиц: приготовление сырников, ленивых вареников, омлета. Пищевая ценность блюд из творога и яиц. 2.5.Праздник блинов. Масленица: традиции праздника. Разнообразие рецептов блинов. Культура приготовления и поедания блинов. Чаепитие с блинами «Души не чаю…» 2.6.Первые блюда. Разнообразие первых блюд, их значение в рационе человека. Приготовление куриного супа. 2.7.Изделия из круп: питательная ценность круп, обработка, способы приготовления различных каш. Гарниры.Приготовление картофельного пюре. 2.8.Разнообразие салатов .Витаминная ценность , рецепты популярных салатов. Приготовление салата( по выбору учащихся). 2.9.Волшебные превращения: свинка, грибок из яйца и помидора, «веселая глазунья» и мн. другое. 2.10.Блюда из мяса: виды мяса, питательная ценность, хранение и обработка мяса. Приготовление котлетной массы и блюд из нее. | 2 ч. 2ч. 2ч 2 ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч | Третья неделя декабря Вторая неделя января Третья неделя января Первая неделя февраля Третья неделя февраля Четвертая неделя февраля Первая неделя марта Третья неделя марта Первая неделя апреля Третья неделя апреля |
3БЛОК «Если хочешь быть красивой» | 3.1.«Кто я?» Самооценка. Самые распространенные заблуждения в оценке себя. Тест «Твоя самооценка». 3.2. «Береги здоровье смолоду»: Влияние вредных привычек на внешний вид. 3.3.Секреты красоты. (уход за кожей лица, тела, рук, ног, за полостью рта и зубами, за ресницами, за бровями). Макияж- это настоящее искусство. Косметика на каждый день. Как правильно подобрать цветовую гамму.Мини-тест «Разбираешься ли ты в косметике?» 3.4. «Быть не рабыней моды, а повелительницей!» Рационально о моде. Стили одежды. | 2ч 2ч 2ч 2ч | Первая неделя мая Третья неделя мая Первая неделя июня Третья неделя июня |
Библиографический список:
Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов / О.С. Андреева // М., 2013. – 122 с.
Андреева О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / О.С. Андреева // – М., 2012. – №4. – 154 с.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева // - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 c.
Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко. Под ред. В.А. Сластенин // - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 c.
Антонов В.А. Социальная работа с инвалидами / В.А. Антонов // СПб.: Питер, 2012. – 201 с.
Богданова О.А. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах / О.А. Богданова // Вологда 2013. – 58 с.
Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 c.
Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / М.Г. Гераськина; Под ред. А.Н. Сухова // - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 c.
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина // – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.
Дементьева Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / Н.Ф. Деменьтева // – 2012. – №1- 142 с.
Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. /Социальная реабилитация. Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова // Москва, 2013. – 300 с.
Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социальная работа в учреждениях здравоохранения / Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова // Москва, 2013. – 220 с.
Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов. Человек: его сущность, развитие и проблемы. / Б.А. Долгалев, В.Н. Ладикова // М.: 2013. - №1. – 268 с.
Ежев С.В. Методические основы социальной реабилитации с инвалидами / С.В. Ежев // СПб.: Питер, 2006. – 301 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев // - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
Ефимова Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова // М.: Юрайт, 2012. - 442 c.
Иванов И.С. Общественные организации инвалидов в России / М.С. Иванов // М.: Инфра-М, 2011. – 97 с.
Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. / В.А. Качесов // Москва, 2000. – 367 с.
Маршинин Б.А. Оккупационная терапия: курс лекций. / Б.А. Маршинин // – М.,2002.
Матафонова Т.Ю., Бронников В.А., Надымова М.С. Психологические аспекты инвалидности. XX Мерлиновские чтения. Материалы межрегиональной юбилейной научно-практической конференции, 19-20 мая 2005 г., / Т.Ю. Матрафанова, В.А. Бронников, М.С. Надымова // Пермь, 2005. – 276 с.
Модестов А.А. Дома-интернаты: От призрения к реабилитации / А.А. Модестов // Красноярск, 2013. – 159 с.
Реабилитация инвалидов с нарушенными функциями опоры и движения / Под ред. Л.В. Сытина, Г.К. Золоева, Е.М. Васильченко // Новосибирск, 2003. – 384 с.
Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков // Рн/Д: Феникс, 2012. - 381 c.
Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов / Э.В. Устинова // Тюмень, 2011. – 367 с.
Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Э.В. Устинова // М., 2011. – 230 с.
Холостова Е.И. Словарь – справочник по социальной работе / Е.И. Холостова // Москва: Юрист, 2013. – 115 с.
Холостова Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии. Развитие социальной реабилитации в России / Е.И. Холостова // М., 2012. – 245 с.
Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова // М:ИНФРА, 2013–400 с.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Деменьтева // М., 2012. – 274 с.
Шаталова Е.Ю. Организационно – методические аспекты деятельности социального работника / Е.Ю. Шаталова / Москва, 2013. – 236 с.
Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина // СПб.: Питер, 2005. – 316 с.