Учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Программа «Начальная школа XXI века» ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество. Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся. Мы должны: · способствовать формированию умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельности и инициативности детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи; · способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативности школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески. Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения мы и должны приложить все усилия, знания, опыт. Одним из методов обучения является исследовательский метод. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В основе исследовательской деятельности лежат: · развитие познавательных умений и навыков учащихся; · умение ориентироваться в информационном пространстве; · умение самостоятельно конструировать свои знания; · умение интегрировать знания из различных областей наук; · умение критически мыслить. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учеников, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно. Исследование – это бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность должна быть свободной. Задачи исследовательской деятельности: Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы. Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования. Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими. Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребёнком. Представлю систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию: задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д. Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок. Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника. Начиная с 5 класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Предлагаю задания и упражнения для развития умения выявлять проблемы. Предлагаю задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняем следующие упражнения: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге); опишите один день вашей воображаемой жизни или используя данную концовку, продолжи фразу (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли; Проснулся ёжик после зимней спячки, вышел из норки и видит….); определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела); назови как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.). Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена. "Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение: Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д. Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»). Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка. Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение. Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий. Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности. Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками. С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе. Как же мы над этим работаем? Темы, которые мы используем в работе, можно разделить на три основные группы: фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках; эмпирические - проведение собственных экспериментов. Главное при этом: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организую мини-группы. Индивидуально, или в паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Мы должны иметь в виду, что имеем дело не с одним результатом, а с несколькими. В воспитательном отношении ребёнок получает опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения. Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми своих работ. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Выполненные работы рецензируются учителями, ученик может получить рекомендацию по улучшению работы. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право для участия в районных, областных научно-практических конференциях. Анализируя результативность работы по технологии учебного исследования, можно сделать выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении; способствует профессиональному росту учителей, расширет знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся. Можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, участвующих в исследовательской работе, - наличие потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе отмечается только ситуативный интерес; но уже начиная со второго класса идёт рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности, как умение: · - классифицировать; · - обобщать; · - отбирать все возможные варианты решения; · - переключаться с одного поиска решения на другой; · - составлять программу действий по своей работе; · - рассматривать объект с различных точек зрения; · - сравнивать различные объекты и их совокупности; · - составлять задания по предложенной теме; · - проводить самоконтроль. Наблюдения показывают, что увеличивается количество детей, увлекающихся исследовательской деятельностью, активизируется исследовательское поведение детей.
|