СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пространственная скорость звезд

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробные поурочные планы по астрономии в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Пространственная скорость звезд»

Урок 6/23

подробно   презентация

Тема: Пространственная скорость звезд.

Ход урока:

  1. Опрос учащихся.

    У доски:

    1) Параллактический способ определения расстояния.

    2) Определить расстояние через блеск ярких звезд.

    3) Решение задач из домашней работы №3, №4, №5 - показать решения.

    Остальные:

    1) На компьютере найти яркие звезды и охарактеризовать их.

    2) Задача 1: Во сколько раз Сириус ярче чем Альдебаран?

    3) Задача 2: Одна звезда ярче другой в 16 раз. Чему равна разность их звездных величин?

    4) Задача 3: Параллакс Альдебарана 0,05". Сколько времени свет от этой звезды идет до нас?

  2. Новый материал.

   В 720г И. Синь (Китай)  впервые высказывает догадку о перемещении звезд. Дж. Бруно также утверждал, что звезды движутся.

   В 1718г Э. Галлей (Англия) открывает собственное движение звезд, исследуя и сравнивая каталоги Гиппарха (125г до НЭ) и Дж. Флемстида (1720г) установил, что за 1900 лет некоторые звезды переместились почти на 10 (например Процион -  М. Пса).

   К концу 18 века измерено собственное движение 13 звезд, а В. Гершель в 1783г открыл , что Солнце также движется в пространстве.

 

Пусть - угол, на который сместилась звезда за год (собственное движение - "/ год).

Из рисунка по теореме Пифагора υ= √(υr2τ2), где υr- лучевая скорость (по лучу зрения), а υτ- тангенциальная скорость ( лучу зрения).

   Так как  r =a , то с учетом смещения r. =a.π; но r. 1год= , тогда подставляя числовые данные получим тангенциальную скорость υτ =4,74.π (форм. 43)

   Лучевую скорость υr  определяют по эффекту Х. Доплера (Австрия), установившего в 1842г, что длина волны источника изменяется в зависимости от направления движения.  υr =∆λ.с/λо.

П риближение источника - смещается к Фиолетовому (знак "-").

Удаление источника - смещается к Красному (знак "+").

   Первым измерил лучевые скорости нескольких ярких звезд  в 1868г У. Хеггинс (Англия).

    Самая быстро перемещающаяся по небу звезда ß Змееносца (летящая Барнарда, открыта в 1916г Э. Барнард (США)),  m=9,57mr=1,828 пк , =10,31" , красный карлик. Ее  лучевая скорость=106,88км/с, пространственная (под углом 38°)=142км/с. После измерения собственных движений 50000 звезд, выяснилось, что самая быстрая звезда неба в созвездии Голубя ( Col) имеет пространственную скорость=583км/с.

 

III . Закрепление материала.

1. Пример №10 (стр. 135) - просмотреть

2.Самостоятельно: Из предыдущего урока для своей звезды найти пространственную скорость (взяв из таблицы r) и я называю   и υ. Найти и определить координаты звезды по ПКЗН.

Звезда

υr

Звезда

υr

Звезда

υr

Звезда

υr

Альдебаран

0,199

+54

Бетельгейзе

0,029

+21

Кастор

0,254

+5,2

Регул

0,249

+6

Альтаир

0,661

-26

Вега

0,350

-14

Поллукс

0,628

+3

Ригель

0,002

+21

Антарес

0,025

-3

Денеб

0,002

-4,5

Полярная

0,046

-17

Сириус

1,339

-8

Арктур

2,279

-5,3

Капелла

0,434

+30

Процион

1,258

-4,1

Спика

0,054

+1

 

3. Самостоятельная работа №12

Итог:

 1. Что такое собственное движение звезды?

2. Какую скорость мы называем пространственной, тангенциальной, лучевой? Как они находятся?

3. В чем заключается эффект Доплера?

4. Оценки.

Дома: §23, вопросы стр. 135