СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложное предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цель:  формировать навык  распознавания простых и сложных  предложений; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ново-Фригская СОШ» Хивский район




Простые и сложные предложения

5 класс






Рамазанова Сувара Гюлахмедовна ,учитель русского языка и литературы




2017 год














Тема урока: Простые и сложные предложения.


  • Цель: формировать навык распознавания простых и сложных предложений; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

  • Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

  • Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

  • Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи.

  • Самостоятельно конструировать сложные предложения.

  • Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

  • Извлекать нужную информацию.

Тип урока: «открытие» нового знания(способа деятельности).

Оборудование:1) мультипроектор,2) презентация к уроку; 3)конспект урока Ход урока.

1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Это мои коллеги, т е учителя русского языка и литературы. Посмотрите на них и подарите им улыбку. Пусть в нашем классе станет чуточку светлее. (Слайд№1 )


2.Подготовка к восприятию нового материала.

А начать свой урок я хочу с притчи.

Что такое притча? (Слайд№ 2 )

Читаю притчу на фоне музыки (Слайд№ 3 )


За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

- Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, что я должен делать в этом мире?

Бог ответил:

- Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой.

Затем ребенок спросил:

- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?

- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…

- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.

В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:

- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?

- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

ВОПРОС: О ком же пойдёт речь на уроке?( О самом дорогом и любимом нам человеке– нашей мамочке).

В одной песне(хорошо вам знакомой) есть такие слова: (слайд № 4)

Звучит музыка.

Действительно, слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец.

Мама, Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости .

Ребята, какой же праздник отмечаем мы в последнее воскресенье ноября?

29 ноября (День матери). (Слайд№ 5 )

Но не будем забывать, что у нас урок русского языка. Значит, мы будем изучать что-то новое. А вот что, вы узнаете чуть позже.

3.ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ

1.Вспомним изученный материал по теме «Синтаксис»

(слайд № 6 )

Блиц-опрос «Кто быстрее»

  1. Самая маленькая синтаксическая единица?(словосочетание)

  2. Словосочетание, предложение изучает раздел науки..? (синтаксис)

  3. Предложение «Берегите матерей!» по цели..? (побудительное)

  4. Предложение, которое содержит в себе сообщение о чем-либо, по цели высказывания ..? (повествовательное)

  5. Без чего не может существовать предложение? (без грамматической основы)

  6. В предложении «Маму любят все» грамматическая основа …? (все любят)

2. А теперь вам предстоит вспомнить и применить полученные знания при изучении темы на практике:

Работа в тетради ( записываем число, классная работа)

Выполните синтаксический разбор предложения, дайте характеристику предложению

Материнская любовь греет нас до старости. (Слайд№7 )

3.Самопроверка

Слайд №8

4. Работа с интерактивной доской (Слайд№9)

Мама - душа и сердце семьи.

Мама очень добрая.

Мамочка добрая, и я её очень люблю.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.


ВОПРОСЫ: (по вариантам)

1вариант Прочитайте 1 и 2 предложения. Отметьте в них общее(1 грамматическая основа) (Слайд№ 10 )

2Вариант Прочитайте 3 и 4 предложения. Отметьте общее.(2 грамматические основы)

3.Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие сложными? (Слайд№11 )

4.Сформулируйте тему урока, исходя из наших рассуждений.

(ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

5.Записываем тему в тетради.(Слайд №12)

6.Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске. (Слайд 13)

1)Учиться различать … и …

2).Учиться ставить …

(Слайд№ 14 )


4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (Слайд №15)

Учитель. Итак, мы выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.

А теперь запишем сложные предложения в тетради.

Подчеркните в них грамматические основы.

- Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?(В каждом сложном по два простых предложения).

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?

- Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу.

Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных?.

(Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно). (Слайд№ 16 )

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного? (учитель обводит кружочком союз и).

(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Учитель. Как называются такие сложные предложения — союзными или бессоюзными?

(Такие сложные предложения называются союзными). (Слайд№ 17 )

Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение?

(Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение).


Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (учитель выделяет запятые).

Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану: Слайд №18

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

2. Из чего состоит сложное предложение?

3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?

5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Слайд№ 19)

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами.(Стр.107-108 ) (Слайд№ 20 )

5.ФИЗМИНУТКА

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Продолжим наш разговор о сложном предложении и о маме.

А)Работа в парах: 1. Соедините между собой подходящие по смыслу части из левого и правого столбиков так, чтобы получились сложные предложения. Поставьте недостающие знаки препинания.

Птица радуется весне

и я её очень люблю

Моя мамочка самая лучшая на свете

матушка жалеет

Красно солнышко греет

а младенец радуется матери


2.Проверка. См! Алгоритм Слайд №22

1 ученик строит схемы предложений на доске

Б)Тренировочные упражнения

Вы любите свою маму?

- ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ…. Слайд№23

Я люблю свою маму, потому что…

Я люблю свою маму, так как…

Я люблю вою маму, которая …

Я люблю свою маму за то, что…

Слайд №24

Я люблю свою маму, и …

Я люблю свою маму и … Подчеркиваем главные члены.

Я люблю свою маму, и она меня тоже очень любит. ( Это сложное предложение, потому что две грамматические основы: я люблю, она любит. Предложения связаны с помощью интонации и союза И.)

Я люблю свою маму и желаю ей счастья. (Это простое предложение с однородными членами (сказуемыми)).

В) Самостоятельная работа Слайд № 26

Прочитайте текст

Мама! Самое прекрасное слово на Земле – мама. Это слово первым произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь, и оно ни к чему не останется равнодушным.

Тебе всегда нужна мама. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

ЗАДАНИЕ: найдите сложные предложения, подчеркните основы, определите , какие они(союзные или бессоюзные), постройте схему 1 предложения.

7. Рефлексия Слайд № 27

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Помогал(а) мне …

Лучше всех на уроке работал…

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было…

9.ДОМАШНЯЯ РАБОТА Слайд №28

Параграф 46

(По выбору учащихся)

1.№235

2.Составить и записать 5 сложных про маму. Выделить грамматические основы, составить схемы.

3.Творческий проект «Моя мама» (презентация, сочинение, оформленное фотографиями или рисунками)

10.Напутствие учителя

А заканчивая наш урок , я хочу познакомить вас(Слайд№29 )

Пять замечательных правил

1.Никогда не обижай маму

2.Никогда не огорчай маму.

3.Всегда по утрам говори маме: «Доброе утро, мамочка», а вечером: «Спокойной ночи»

4. Всегда приходи вовремя

5.Всегда помогай маме.

Если вы будете придерживаться этих правил, вы вырастите замечательными людьми. А ваши мамы будут счастливы и будут гордиться вами.