Собственные наблюдения человека за тем,
Что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая
Медицина для сохранения здоровья.
Ф.Бэкон
Оценить психическое состояние учащихся данного возраста достаточно сложно. Обычно для этого используют косвенные признаки. К ним относятся: наличие или отсутствие чувства тревоги, желание выполнять мышечную работу, спокойный сон, хороший аппетит, коммуникабельность, высокая работоспособность в течение дня. Необходимо указать, что психическое состояние находится в тесной связи с физическим состоянием организма. Так при плохом психическом состоянии, например, после неудачи в соревновании, ссоры с другом резко снижаются физические кондиции человека, и наоборот, ухудшение физического состояния отражаются на устойчивости психики к внешним неблагоприятным факторам. Для того чтобы учащиеся овладели навыками оценки своего психического состояния, полезно записывать свои наблюдения. Это поможет лучше узнать свой организм и внести в случае свои коррективы в тренировочный режим или распорядок дня.
Р
егуляция физического состояния осуществляется при помощи изменения физической ежедневной нагрузки, которая используется в тренировочных занятиях различными видами спорта или во время самостоятельных занятий ФУ. Саморегуляция физического состояния может условно подразделяться на 2 вида: срочная (непосредственно перед выполнением мышечной работы различного характера – так называемая разминка) и саморегуляция уровня тренированности (рассчитанная на длительный период – месяц, квартал, год или на длительный период).
Р
азминка, выполняемая непосредственно перед работой различного характера (силового, скоростно-силового, на выносливость), проводится строго специфично. Так перед работой на выносливость необходимо больше внимания обращать на подготовку сердечно-сосудистой системы и мышечного аппарата. Для этого используется мышечная работа малой и средней интенсивности, выполняемая в течение примерно 5-10 мин (медленный бег, гимнастические упражнения средней интенсивности, дыхательная гимнастика). Перед работой силового характера необходимо больше внимания уделять повышению работоспособности мышечного
аппарата. Можно использовать упражнения прыжкового характера, метания набивных мячей, упражнения с гантелями, упражнения для повышения гибкости.
Регуляция долгосрочного физического состояния осуществляется при помощи тренировочной работы разного характера (на выносливость, мышечную силу, гибкость). Важно придерживаться в этом вопросе разумной достаточности. При чрезмерных нагрузках быстро наступает снижение интереса к занятиям, а не достаточная нагрузка не дает возможности увеличивать уровень физической подготовленности.
Р
егулировать психические состояния человека так же сложно, как оценивать. Сложные методы психорегуляции требуют специальной подготовки занимающихся и систематического их совершенствования. В условиях школы этот подход практически невыполним. Более доступны для старшеклассников методы регуляции психического состояния, основанные на использовании ФУ различной интенсивности и продолжительности. Например, чтобы погасить эмоциональное возбуждение, рекомендуется использовать длительный бег, плавание, катание на коньках, лыжах с малой интенсивностью. Можно просто выполнять танцевальные движения под спокойную музыку. Для повышения тонуса используются упражнения, выполняемые в быстром темпе при средних мышечных усилиях. Для этой цели так же используется бег на короткие дистанции с максимальной скоростью, метания мячей, спортивные игры, прыжки, а так же упражнения скоростно-силового характера. Дополнительным средством повышения тонуса является дыхательные упражнения с резкими выдохами, контрастный душ, обливания холодной водой.
С
ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Г. П. Богданова.
«Уроки физической культуры». - М.: Просвещение 1982г. – 191с.
2. А. В. Борезин, А. А. Здакевич, Б. Д. Ионов; под ред. В. И. Ляха.
«Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя». - М.: Просвещение 1997г. – 125с.
3. И. А. Зимняя.
«Педагогическая психология».- М.: Логос 2001г. – 384с.
4. В. Ф. Новосельский.
«Физическое воспитание учащихся 9-10 классов - К.: Рад. школа 1980г. – 128с.
5. Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова.
«Психология развития и возрастная психология».
Ростов н/Д: Феникс 2004г. – 384с.
6. А. М. Столяршко.
«Психология и педагогика». - М.: ЮНИТА – ДАНА 2001г. – 423с.
7. Ю. А. Янсон.
«Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии». (Библиотека учителя)
Ростов н/Д: Феникс 2005г. – 432с.
8. «Научно-методический журнал. Физическая культура в школе».
№ 1, 2, 4, 5, 6 2002г. – 80с.