Просмотр содержимого документа
«Путешествие в мир песен»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр Детского Творчества «Светлячок» г. Ртищево Саратовской области
Тематическая разработка Музыкального занятия в предшкольной группе «Капельки»
Педагог ДО Кравчук Т.Н.
2017 год
Тема: «Путешествие в мир песен». Цели: - познакомить детей с инструментальной музыкой и колыбельной
песней; - уметь различать инструментальную музыку, жанр колыбельной песни. - систематизировать имеющиеся знания у детей о правилах культурного поведения, культуру слушания музыки;
Оборудование: Портрет П.И.Чайковского, Пьеса «Песня жаворонка», Фонограмма с пением жаворонка, Карточки с музыкальными инструментами, Надписи с названиями остановок, Кукла, кроватка, ТСО – инструмент фортепиано, музыкальный центр, флешка, диск.
Ход занятия
Организационный момент. Под музыку песни «Паровоз – Букашка» дети продвигаются по кругу, выполняя круговые движения руками, имитируя движущийся поезд. На припеве песни останавливаются и повторяют за педагогом танцевальные движения. Затем садятся на стульчики. Музыкальное приветствие. «Здравствуйте ребята», «Добрый день». - Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в мир песен. Отправимся в путешествие на поезде. Вы готовы? Тогда поехали. (Звучит фонограмма песни «Веселые путешественники»).
Первая остановка – «Песня жаворонка». (Выставляется картинка жаворонка.) - Ребята, а вы знаете, что песни не только можно петь, но и слушать? (Ответы детей). Сегодня вы услышите музыку русского композитора П.И.Чайковского. (Портрет композитора). - Чайковский очень любил гулять по лесам и полям, слушать пение птиц. Композитор Чайковский увидел маленькую, невзрачную птичку, которая летала, поднимаясь высоко в небо, порхала, радуясь солнечной погоде, теплому лету и очень красиво пела. Послушайте, как поет жаворонок. (Звучит в записи пение жаворонка). - Чайковскому захотелось повторить прекрасное пение жаворонка на фортепиано. Он сочинил пьесу, которую назвал «Песня жаворонка». Музыка ее звонкая, прозрачная, напоминает птичье щебетанье. Когда поют жаворонки, кажется, что все небо залито песнями. Жаворонка не видно в небе, только песня его слышится где – то в вышине. И сейчас вы послушаете, что из этого получилось. (Звучит пьеса на фортепиано). Педагог задает вопросы детям. – На каком инструменте прозвучала эта пьеса? Ответы детей. Детям предлагается из карточек выбрать музыкальный инструмент. Это фортепиано. - Композитору П.И.Чайковскому захотелось, чтобы в пьесе «Песня жаворонка» не один жаворонок радовался теплому лету, а несколько птиц летали высоко в небе и пели свои прекрасные песни. Поэтому зазвучали и другие инструменты. Ребята, послушайте внимательно и скажите, какие инструменты звучат во втором прослушивании? (Педагог предлагает детям послушать пьесу в оркестровом исполнении.) - Это инструментальная музыка, потому что мы с вами услышали несколько музыкальных инструментов. А какие инструменты вы услышали? Какие духовые инструменты вы услышали? Почему они называются духовыми? Ответы детей: флейта, гобой, саксофон, туба. Детям предлагается выбрать из карточек соответствующие духовые инструменты. – Мы послушали, как звучит «Песня жаворонка» на фортепиано и в исполнении духовых инструментов. - Мы отправляемся в путь дальше. ( Дети встают и выполняют движения движущегося поезда под песню «Веселые путешественники»).
Вторая остановка - «Колыбельная песня». – Что такое «Колыбельная песня»? Для чего нам нужна колыбельная песня? Дети: Колыбельную песню поют детям, чтобы успокоить их, приласкать, чтобы дети уснули. - Послушайте мелодию. (Звучит «Колыбельная песня» Островского). Педагог играет на фортепиано первый куплет песни. - Ребята, а вы смотрите телепередачу Спокойной ночи малыши? Давайте с вами вспомним, какая песня звучит в этой детской передаче? Ответы детей. – Какой характер у колыбельной песни? Ответы детей: Она плавная, спокойная, убаюкивающая, задумчивая, нежная. – Давайте сейчас попробуем спеть первый куплет Колыбельной песни в характере: плавно, спокойно, распевая гласные звуки. Девочка возьмет куклу в руки и попробует убаюкать ее под ваше пение. Дети поют вместе с педагогом Колыбельную песню. – Молодцы, у вас это получилось, кукла уснула! Значит, вы спели
Колыбельную песню правильно, спокойно, плавно, распевали гласные звуки.
Звучит песня «Веселые путешественники». Дети отправляются в путь дальше. 3.Третья остановка - Игра «Музыкальный ручеек». – Песня знакомая детям «Мамочка милая». Правила игры: (Педагог поет первую фразу песни, а остальные дети по очереди, без остановки, поют следующие музыкальные фразы). Затем все вместе поют под музыкальное сопровождение.
4. Итог занятия. Музыку, какого композитора слушали? Как называется пьеса? Какие музыкальные инструменты звучали в пьесе «Песне жаворонка»? Как называется песня, под которую дети засыпают?
Самоанализ музыкального занятия в группе «Капельки»
Данное занятие в системе обучения третье. На прошлых занятиях дети познакомились с музыкальным жанром - Песня. На этом занятии дети отправились путешествовать в мир песен. Тема занятия: «Путешествие в мир песен».
Цели: - познакомить детей с инструментальной музыкой и колыбельной песней; - уметь различать инструментальную музыку, жанр колыбельной песни. - систематизировать имеющиеся знания у детей о правилах культурного поведения, культуру слушания музыки;
В целом содержание занятия соответствует его цели. Данного музыкального занятия, является закреплением темы, запланированным в календарно- тематическом плане. Во время путешествия дети останавливались на остановках, название которых соответствовало смысловому содержанию. На музыкальном занятии я использовала такие методы как: словесный (рассказ о композиторе, о духовых музыкальных инструментах, беседа). На занятии чередовались разнообразные виды деятельности, объединенные одной темой – исполнительская, ролевая, игровая. Использовала дифференцированный подход и коллективную работу детей. Применяла ТСО, инструмент фортепиано. Познавательная деятельность заключалась в знакомстве с инструментальной музыкой и колыбельной песней, через слушание и определение жанра. Практическая деятельность заключалась в том, чтобы запомнить название инструментов фортепиано и флейта, с чем дети справились. На будущее, развивать вокально – хоровые и интонационные навыки, добиваясь эмоционально-выразительного пения.