СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прграмма по литературе для 10 класса. УМК И.Н. Сухих

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа на 105 часов. КТП

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прграмма по литературе для 10 класса. УМК И.Н. Сухих»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ Советской СОШ

____________ Т.Н.Емельяненко

Приказ № 129/3 от 30.08.2019г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2019 – 2020 учебный год

по литературе



Уровень образования (класс) полное общее, 10 класс__

Общее количество часов ___102

Количество часов в неделю ___3___


Учитель русского языка и литературы Каплина Марина Владимировна_____________________

Квалификационная категория _______высшая______


Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, Примерной программы учебного предмета «Литература» 10-11 классы, Программы литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия»; 2014г.





2019 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Литература» составлена на основе:


- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2008 г.;

- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);

- Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2019-2020 учебный год в рамках реализации БУП – 2008г.;

- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,

- Примерной программы учебного предмета «Литература» 10-11 классы,

- Программы литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014г.


- УМК:

1. И.Н.Сухих. Литература: учебник для 10 класса: среднее общее образование (базовый уровень): в 2-х частях/ И.Н. Сухих.-5-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2014г.;

2. С.П.Белокурова. Русская литература в 10 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие. –М.:Академия, 2014г.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет

Программа направлена на решение основной задачи: формирования у обучающихся 10 класса общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего общего образования являются:

-поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение, сопоставление, классификация;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезисов, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Десятиклассники познакомятся с основными теоретико-литературными понятиями:

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ. Художественное время и пространство.

- Содержание и форма. Поэтика.

- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

- Деталь. Символ. Подтекст.

-Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

- Гипербола. Аллегория.

-Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.


Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентирован­ной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство полу­чения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в об­ществе;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми уме­ниями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными дей­ствиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и за­кономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используе­мых в речи грамматических средств, совершенствование ор­фографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях об­щения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержа­тельные компромиссы.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

На изучение программы отводится 102 часа, однако в связи с праздничными днями за счёт объединения будет реализована за часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Работа по учебно-методическому комплекту на основе примерной программы основного общего образования И.Н.Сухих с учётом требований ФГОССОО призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.

Ожидается, что обучающиеся 10 класса по завершении обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении литературы


Личностные результаты:

• умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать аргументированную интерпретацию и личностную оценку произведению;

• умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;

• умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизни и творческого пути писателя;

• умение выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений; • самостоятельное выполнение различных видов творческих устных и письменных работ, написание классных и домашних сочинений по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.

метапредметных:

• в овладении понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

• приобретении читательского опыта и повышении читательской компетенции;

• умении привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;

• приобретении коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности ведения диалога (полилога), включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

предметных:

• способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида искусства, понимании культурной ценности литературного творчества; понимании места литературы в ряду других искусств;

• умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим уже накопленным читательским багажом, оценивать текстовые и визуальные интерпретации известных литературных сюжетов;

• приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;

• восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или произведений того же жанра других авторов; умении вычленять элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном;

• способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.



Предметные результаты освоения обучающимися 10 класса программы по литературе:

Обучающийся научится:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

    • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

    • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

    • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

    • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

    • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

    • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

    • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

  • осуществлять следующую продуктивную деятельность:

    • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

    • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

  • Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

  • об историко-культурном подходе в литературоведении;

  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.









Содержание учебного предмета «Литература»


№ п/п

Раздел предмета

Количество часов

на раздел

Формы контроля

1

Введение.

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских

прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении.

1


2

Русская литература первой половины XIX века.

Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права.

Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

1


3

Первый период русского реализма (1820-1830-е)

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества.

Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом », «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем ») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

14

Сочинение, тест, контрольная работа, сочинение-миниатюра, творческая работа, анализ произведения (устный, письменный), чтение наизусть, сравнительная характеристика, портрет, сообщение

4

Второй период русского реализма (1840 – 1880 годы)

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Николай Гаврилович Чернышевский.

Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

Алексей Константинович Толстой.

Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт -романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева). Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно -поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике ( «Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии.

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя, духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно -

психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно -стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской

патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман -эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико - гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов - журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца - народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме.

Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...». Теория литературы. Понятие о народности искусства.

74

Сочинение, тест, контрольная работа, сочинение-миниатюра, творческая работа, анализ произведения (устный, письменный), чтение наизусть, сравнительная характеристика героев, портрет, сообщение


Третий период русского реализма (1880 – 1890 годы)

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова.

Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент»,«Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировойлитературы.

Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова -рассказчика:открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

12

Сочинение, тест, контрольная работа, сочинение-миниатюра, творческая работа, анализ произведения (устный, письменный), чтение наизусть, сравнительная характеристика, портрет, сообщение




























Календарно-тематическое планирование Литература 10 класс


Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт


Введение. Общая характеристика эпохи XIX века

3



Литература: зачем и для кого?

1

02.09.


Девятнадцатый век: кровь, железо и золото. Век как эпоха.

1

03.09.


Новая русская литература: направления и поколения.

1

06.09.




Первый период русского реализма

17



Александр Сергеевич Пушкин: «Поэт с историей» или «поэт без истории»?

1

09.09.


Лирика Пушкина: темы и жанры.

1

10.09.


Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии.

1

13.09.


«Медный всадник»: поэма или повесть? Идейно-художественное своеобразие произведения.

1

16.09.


Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы».

1

17.09.


Образ поэта. Тайна Пушкина: книга как жизнь.

1

20.09.


М. Ю. Лермонтов: «Поэт с историей» или «поэт без истории»?

1

23.09


Лермонтов и Пушкин: диалог в жанре элегии.

1

24.09


Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. «Валерик»: война и мир.

1

27.09


Образ Родины в лирике Лермонтова. Стихотворение «Родина».

1

30.09


«Выхожу один я на дорогу…»: космос Лермонтова. Загадка Лермонтова: жизнь как книга.

1

01.10


Н. В. Гоголь. Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами».

1

04.10


«О, не верьте этому Невскому проспекту!».

1

07.10


Миссия Гоголя: наследие и наследники.

1

08.10


ВЧ. Размышления о судьбах России в современной литературе.

1

11.10


ВЧ. Читаем строки наизусть…

1

14.10


РР Сочинение по творчеству А.С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

1

15.10



Второй период русского реализма (1840 – 1880 гг.).


65



Натуральная школа: второе поколение и поиски новых путей.

1

18.10


Ф.И.Тютчев. В Европе: служба и поэзия.

1

21.10


Художественный мир Тютчева.

1

22.10


Природа как загадка: два ответа.

1

25.10


Контраст как принцип: две любви, два голоса.

1

2 четверть

05.11


А.А.Фет. «Жизнь моя – самый сложный роман…». Художественный мир поэта.

1

08.11


Поэт без истории: мир как красота. Лирическое «я» в поэзии Фета..

1

11.11


Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова.

1

12.11


«Обломов» как социально-психологический роман. Фабула и сюжет: простота и сложность.

1

15.11


Портрет и характер Обломова: конфликт с Захаром и роман с халатом.

1

18.11


Обломов на rendez-vous: поэма страсти и проза жизни.

1

19.11


Обломов и Штольц: двойники-антиподы.

1

22.11


Сон Обломова: идиллия или предостережение? Обломовщина: неоконченные споры.

1

25.11


А.Н. Островский. Нумер четвёртый: тропою Гоголя. Пьесы Островского.

1

26.11


«Гроза». Новая драма: памятник тысячелетней России.

1

29.11


«Гроза»: проблематика и персонажи.

1

02.12


Катерина и другие: грех и воля.

1

03.12


Гроза над миром: злободневное и вечное. РР Творческая работа по произведениям А.Н.Островского.

1

06.12


Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой.

1

09.12


Летописец эпохи: культурно-героический роман.

1

10.12


Герой времени: нигилист как философ.

1

13.12


Отцы и дети: оригиналы и пародии.

1

16.12


Три испытания: дуэль, любовь, смерть.

1

17.12


РР Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

1

20.12


ВЧ Читаем строки …

1

23.12


Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского: «я перерожусь к лучшему».

1

24.12


«Преступление и наказание» - первый идеологический роман: специфика сюжета, системы персонажей, пространства и времени.

1

27.12


Петербург: город странный, город страшный.

1

2 полугодие

10.01


«Униженные и оскорбленные»: некуда пойти.

1

13.01


Теория Раскольников: арифметика и алгебра. Герой и теория: проверка жизнью.

1

14.01


Эпилог: «их воскресила любовь…»

1

17.01


«Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв).

1

20.01


Обобщающий урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1

21.01


Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1

24.01


Л.Н.Толстой. Начало. Открытие диалектики души.

1

27.01


Великий перелом. Уход: из дома – в историю.

1

28.01


Роман «Война и мир». Жанр: «русская «Илиада».

1

31.01


Композиция: сцены и мысли.

1

03.02


Герои: диалектика души и диалектика поведения.

1

04.02


Живая мысль: Андрей Болконский.

1

07.02


Живая душа: Пьер Безухов

1

10.02


Живая жизнь: Наташа Ростова.

1

11.02


Война: Наполеон, Кутузов и незаметные герои.

1

14.02


Философия истории: мысль народная и свобода мысли.

1

17.02


Эпилог: концы и начала. Судьба: эпопея и история.

1

18.02


Роман-эпопея как начало новой жанровой традиции.

1

21.02


Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.

1

25.02


ВЧ Чтение произведений о Великой Отечественной войне.

1

28.02


Судьба писателя: чиновник Салтыков и писатель Щедрин. Проблема жанра: от очерка к историческому роману.

1

02.03


«История одного города». История: Глупов и Россия.

1

03.03


Один город: времена и нравы.

1

06.03


Оно: что случилось с историей?

1

10.03


РР Размышления о прочитанном.

1

13.03


Н.А. Некрасов. Суровая школа: борьба за жизнь. Редактор и издатель.

1

16.03


Художественный мир лирики Некрасова. Спор об искусстве.

1

17.03


Лица и голоса: страдание и сострадание.

1

30.03


Лирический герой: нервы, слёзы, веселье.

1

31.03


«Кому на Руси жить хорошо». Экспозиция: в мире сказки.

1

03.04


Современность: в поисках счастливого.

1

06.04


Портреты: три судьбы.

1

07.04


Пир на весь мир: счастье поэта.

1

10.04


РР Классное сочинение по лирике Н.А. Некрасова.

1

13.04




Третий период русского реализма (1880 – 1890 годы)



12



Третий период русского реализма. Общая характеристика.

1

14.04


А.П. Чехов. Таганрог – Москва.

1

17.04


Сахалин – Мелихово - Ялта.

1

20.04


«Вишнёвый сад». Первые оценки: старое и новое.

1

21.04


Герои: типы и исключения.

1

24.04


Персонажи: второстепенные и главные.

1

27.04


Конфликт: человек и время.

1

28.04


Жанр: смех и слёзы.

1

05.05


Атмосфера: нервность и молчание.

1

08.05


Символы: сад и лопнувшая струна.

1

12.05


ВЧ О Чехове…

1

15.05


РР Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова.

1

18.05



Итоги века


5



Итоги века: Блок и Ахматова.

1

19.05


Итоги века: Блок и Ахматова.

1

22.05


Итоги века: Блок и Ахматова.

1

25.05


Итоговая диагностическая работа.

1

26.05


Подводим итоги

1

29.05



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

Протокол № 1 от 27.08.2019г. 28.08.2019г._________ Старун Е.С.


__________________________













Лист коррекции (корректировки) календарно-тематического планирования


№ п/п

Предмет

Учитель

Класс

Причина

коррекции

(корректировки)

Способ

коррекции

(корректировки)

Дата, тема

урока

Кол-во часов

по плану за год

Кол-во фактических часов с учётом коррекции

(корректировки)

Литература

Каплина М.В.

10

Согласно производственному календарю праздничный день

04.11.2019

Объединение тем уроков

33 и 34

Сон Обломова: идиллия или предостережение? Обломовщина: неоконченные споры.

2

1

Литература

Каплина М.В.

10

Согласно производственному календарю праздничный день

23.02.2020 перенесен на 24.02.2020

Объединение тем уроков

39 и 40

09.12. 2019,

Гроза над миром: злободневное и вечное. РР Творческая работа по произведениям А.Н.Островского.


2

1

  1. 2.

Литература

Каплина М.В.

10

Согласно производственному календарю праздничный день

08.03.2020 перенесен на 09.03.2020

Объединение тем уроков 69 и 70


02.03

Эпилог: концы и начала. Судьба: эпопея и история.

2

1

  1. 3.

Литература

Каплина М.В.

10

Согласно производственному календарю праздничный день

01.05.2020

Объединение тем уроков 61 и 62

04.02

Живая мысль: Андрей Болконский.

2

1

Литература

Каплина М.В.

10

Согласно производственному календарю праздничный день

02.05.2020 перенесен на 04.05.2020

Объединение тем уроков 63 и 64

07.02

Живая душа: Пьер Безухов



Литература

Каплина М.В.

10

Согласно производственному календарю праздничный день

09.05.2020 перенесен на 11.05.2020

Объединение тем уроков 65 и 66

10.02

Живая жизнь: Наташа Ростова.



24