Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 129/3 от 30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019 – 2020 учебный год
по литературе
Уровень образования (класс) полное общее, 10 класс__
Общее количество часов ___102
Количество часов в неделю ___3___
Учитель русского языка и литературы Каплина Марина Владимировна_____________________
Квалификационная категория _______высшая______
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, Примерной программы учебного предмета «Литература» 10-11 классы, Программы литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия»; 2014г.
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» составлена на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2008 г.;
- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2019-2020 учебный год в рамках реализации БУП – 2008г.;
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
- Примерной программы учебного предмета «Литература» 10-11 классы,
- Программы литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014г.
- УМК:
1. И.Н.Сухих. Литература: учебник для 10 класса: среднее общее образование (базовый уровень): в 2-х частях/ И.Н. Сухих.-5-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2014г.;
2. С.П.Белокурова. Русская литература в 10 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие. –М.:Академия, 2014г.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет
Программа направлена на решение основной задачи: формирования у обучающихся 10 класса общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего общего образования являются:
-поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение, сопоставление, классификация;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана, тезисов, конспекта;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Десятиклассники познакомятся с основными теоретико-литературными понятиями:
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
-Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
-Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
На изучение программы отводится 102 часа, однако в связи с праздничными днями за счёт объединения будет реализована за часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Работа по учебно-методическому комплекту на основе примерной программы основного общего образования И.Н.Сухих с учётом требований ФГОССОО призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Ожидается, что обучающиеся 10 класса по завершении обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении литературы
Личностные результаты:
• умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать аргументированную интерпретацию и личностную оценку произведению;
• умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;
• умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизни и творческого пути писателя;
• умение выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений; • самостоятельное выполнение различных видов творческих устных и письменных работ, написание классных и домашних сочинений по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.
метапредметных:
• в овладении понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;
• приобретении читательского опыта и повышении читательской компетенции;
• умении привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;
• приобретении коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности ведения диалога (полилога), включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.
предметных:
• способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида искусства, понимании культурной ценности литературного творчества; понимании места литературы в ряду других искусств;
• умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим уже накопленным читательским багажом, оценивать текстовые и визуальные интерпретации известных литературных сюжетов;
• приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;
• восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или произведений того же жанра других авторов; умении вычленять элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном;
• способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.
Предметные результаты освоения обучающимися 10 класса программы по литературе:
Обучающийся научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание учебного предмета «Литература»
№ п/п | Раздел предмета | Количество часов на раздел | Формы контроля |
1 | Введение. Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. | 1 | |
2 | Русская литература первой половины XIX века. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова. | 1 | |
3 | Первый период русского реализма (1820-1830-е) Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом », «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии. Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем ») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | 14 | Сочинение, тест, контрольная работа, сочинение-миниатюра, творческая работа, анализ произведения (устный, письменный), чтение наизусть, сравнительная характеристика, портрет, сообщение |
4 | Второй период русского реализма (1840 – 1880 годы) Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Николай Гаврилович Чернышевский. Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. Алексей Константинович Толстой. Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации. Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт -романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева). Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно -поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике ( «Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова). Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя, духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно - психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно -стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман -эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия). Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико - гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления). Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов - журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца - народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...». Теория литературы. Понятие о народности искусства. | 74 | Сочинение, тест, контрольная работа, сочинение-миниатюра, творческая работа, анализ произведения (устный, письменный), чтение наизусть, сравнительная характеристика героев, портрет, сообщение |
| Третий период русского реализма (1880 – 1890 годы) Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент»,«Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировойлитературы. Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова -рассказчика:открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. | 12 | Сочинение, тест, контрольная работа, сочинение-миниатюра, творческая работа, анализ произведения (устный, письменный), чтение наизусть, сравнительная характеристика, портрет, сообщение |
Календарно-тематическое планирование Литература 10 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Введение. Общая характеристика эпохи XIX века | 3 | | |
| Литература: зачем и для кого? | 1 | 02.09. | |
| Девятнадцатый век: кровь, железо и золото. Век как эпоха. | 1 | 03.09. | |
| Новая русская литература: направления и поколения. | 1 | 06.09. | |
| Первый период русского реализма | 17 | | |
| Александр Сергеевич Пушкин: «Поэт с историей» или «поэт без истории»? | 1 | 09.09. | |
| Лирика Пушкина: темы и жанры. | 1 | 10.09. | |
| Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. | 1 | 13.09. | |
| «Медный всадник»: поэма или повесть? Идейно-художественное своеобразие произведения. | 1 | 16.09. | |
| Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы». | 1 | 17.09. | |
| Образ поэта. Тайна Пушкина: книга как жизнь. | 1 | 20.09. | |
| М. Ю. Лермонтов: «Поэт с историей» или «поэт без истории»? | 1 | 23.09 | |
| Лермонтов и Пушкин: диалог в жанре элегии. | 1 | 24.09 | |
| Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. «Валерик»: война и мир. | 1 | 27.09 | |
| Образ Родины в лирике Лермонтова. Стихотворение «Родина». | 1 | 30.09 | |
| «Выхожу один я на дорогу…»: космос Лермонтова. Загадка Лермонтова: жизнь как книга. | 1 | 01.10 | |
| Н. В. Гоголь. Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами». | 1 | 04.10 | |
| «О, не верьте этому Невскому проспекту!». | 1 | 07.10 | |
| Миссия Гоголя: наследие и наследники. | 1 | 08.10 | |
| ВЧ. Размышления о судьбах России в современной литературе. | 1 | 11.10 | |
| ВЧ. Читаем строки наизусть… | 1 | 14.10 | |
| РР Сочинение по творчеству А.С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. | 1 | 15.10 | |
| Второй период русского реализма (1840 – 1880 гг.). | 65 | | |
| Натуральная школа: второе поколение и поиски новых путей. | 1 | 18.10 | |
| Ф.И.Тютчев. В Европе: служба и поэзия. | 1 | 21.10 | |
| Художественный мир Тютчева. | 1 | 22.10 | |
| Природа как загадка: два ответа. | 1 | 25.10 | |
| Контраст как принцип: две любви, два голоса. | 1 | 2 четверть 05.11 | |
| А.А.Фет. «Жизнь моя – самый сложный роман…». Художественный мир поэта. | 1 | 08.11 | |
| Поэт без истории: мир как красота. Лирическое «я» в поэзии Фета.. | 1 | 11.11 | |
| Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. | 1 | 12.11 | |
| «Обломов» как социально-психологический роман. Фабула и сюжет: простота и сложность. | 1 | 15.11 | |
| Портрет и характер Обломова: конфликт с Захаром и роман с халатом. | 1 | 18.11 | |
| Обломов на rendez-vous: поэма страсти и проза жизни. | 1 | 19.11 | |
| Обломов и Штольц: двойники-антиподы. | 1 | 22.11 | |
| Сон Обломова: идиллия или предостережение? Обломовщина: неоконченные споры. | 1 | 25.11 | |
| А.Н. Островский. Нумер четвёртый: тропою Гоголя. Пьесы Островского. | 1 | 26.11 | |
| «Гроза». Новая драма: памятник тысячелетней России. | 1 | 29.11 | |
| «Гроза»: проблематика и персонажи. | 1 | 02.12 | |
| Катерина и другие: грех и воля. | 1 | 03.12 | |
| Гроза над миром: злободневное и вечное. РР Творческая работа по произведениям А.Н.Островского. | 1 | 06.12 | |
| Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. | 1 | 09.12 | |
| Летописец эпохи: культурно-героический роман. | 1 | 10.12 | |
| Герой времени: нигилист как философ. | 1 | 13.12 | |
| Отцы и дети: оригиналы и пародии. | 1 | 16.12 | |
| Три испытания: дуэль, любовь, смерть. | 1 | 17.12 | |
| РР Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева. | 1 | 20.12 | |
| ВЧ Читаем строки … | 1 | 23.12 | |
| Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского: «я перерожусь к лучшему». | 1 | 24.12 | |
| «Преступление и наказание» - первый идеологический роман: специфика сюжета, системы персонажей, пространства и времени. | 1 | 27.12 | |
| Петербург: город странный, город страшный. | 1 | 2 полугодие 10.01 | |
| «Униженные и оскорбленные»: некуда пойти. | 1 | 13.01 | |
| Теория Раскольников: арифметика и алгебра. Герой и теория: проверка жизнью. | 1 | 14.01 | |
| Эпилог: «их воскресила любовь…» | 1 | 17.01 | |
| «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв). | 1 | 20.01 | |
| Обобщающий урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | 21.01 | |
| Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | 24.01 | |
| Л.Н.Толстой. Начало. Открытие диалектики души. | 1 | 27.01 | |
| Великий перелом. Уход: из дома – в историю. | 1 | 28.01 | |
| Роман «Война и мир». Жанр: «русская «Илиада». | 1 | 31.01 | |
| Композиция: сцены и мысли. | 1 | 03.02 | |
| Герои: диалектика души и диалектика поведения. | 1 | 04.02 | |
| Живая мысль: Андрей Болконский. | 1 | 07.02 | |
| Живая душа: Пьер Безухов | 1 | 10.02 | |
| Живая жизнь: Наташа Ростова. | 1 | 11.02 | |
| Война: Наполеон, Кутузов и незаметные герои. | 1 | 14.02 | |
| Философия истории: мысль народная и свобода мысли. | 1 | 17.02 | |
| Эпилог: концы и начала. Судьба: эпопея и история. | 1 | 18.02 | |
| Роман-эпопея как начало новой жанровой традиции. | 1 | 21.02 | |
| Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. | 1 | 25.02 | |
| ВЧ Чтение произведений о Великой Отечественной войне. | 1 | 28.02 | |
| Судьба писателя: чиновник Салтыков и писатель Щедрин. Проблема жанра: от очерка к историческому роману. | 1 | 02.03 | |
| «История одного города». История: Глупов и Россия. | 1 | 03.03 | |
| Один город: времена и нравы. | 1 | 06.03 | |
| Оно: что случилось с историей? | 1 | 10.03 | |
| РР Размышления о прочитанном. | 1 | 13.03 | |
| Н.А. Некрасов. Суровая школа: борьба за жизнь. Редактор и издатель. | 1 | 16.03 | |
| Художественный мир лирики Некрасова. Спор об искусстве. | 1 | 17.03 | |
| Лица и голоса: страдание и сострадание. | 1 | 30.03 | |
| Лирический герой: нервы, слёзы, веселье. | 1 | 31.03 | |
| «Кому на Руси жить хорошо». Экспозиция: в мире сказки. | 1 | 03.04 | |
| Современность: в поисках счастливого. | 1 | 06.04 | |
| Портреты: три судьбы. | 1 | 07.04 | |
| Пир на весь мир: счастье поэта. | 1 | 10.04 | |
| РР Классное сочинение по лирике Н.А. Некрасова. | 1 | 13.04 | |
| Третий период русского реализма (1880 – 1890 годы) | 12 | | |
| Третий период русского реализма. Общая характеристика. | 1 | 14.04 | |
| А.П. Чехов. Таганрог – Москва. | 1 | 17.04 | |
| Сахалин – Мелихово - Ялта. | 1 | 20.04 | |
| «Вишнёвый сад». Первые оценки: старое и новое. | 1 | 21.04 | |
| Герои: типы и исключения. | 1 | 24.04 | |
| Персонажи: второстепенные и главные. | 1 | 27.04 | |
| Конфликт: человек и время. | 1 | 28.04 | |
| Жанр: смех и слёзы. | 1 | 05.05 | |
| Атмосфера: нервность и молчание. | 1 | 08.05 | |
| Символы: сад и лопнувшая струна. | 1 | 12.05 | |
| ВЧ О Чехове… | 1 | 15.05 | |
| РР Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова. | 1 | 18.05 | |
| Итоги века | 5 | | |
| Итоги века: Блок и Ахматова. | 1 | 19.05 | |
| Итоги века: Блок и Ахматова. | 1 | 22.05 | |
| Итоги века: Блок и Ахматова. | 1 | 25.05 | |
| Итоговая диагностическая работа. | 1 | 26.05 | |
| Подводим итоги | 1 | 29.05 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2019г. 28.08.2019г._________ Старун Е.С.
__________________________
Лист коррекции (корректировки) календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактических часов с учётом коррекции (корректировки) |
| Литература | Каплина М.В. | 10 | Согласно производственному календарю праздничный день 04.11.2019 | Объединение тем уроков 33 и 34 | Сон Обломова: идиллия или предостережение? Обломовщина: неоконченные споры. | 2 | 1 |
| Литература | Каплина М.В. | 10 | Согласно производственному календарю праздничный день 23.02.2020 перенесен на 24.02.2020 | Объединение тем уроков 39 и 40 | 09.12. 2019, Гроза над миром: злободневное и вечное. РР Творческая работа по произведениям А.Н.Островского. | 2 | 1 |
2. | Литература | Каплина М.В. | 10 | Согласно производственному календарю праздничный день 08.03.2020 перенесен на 09.03.2020 | Объединение тем уроков 69 и 70 | 02.03 Эпилог: концы и начала. Судьба: эпопея и история. | 2 | 1 |
3. | Литература | Каплина М.В. | 10 | Согласно производственному календарю праздничный день 01.05.2020 | Объединение тем уроков 61 и 62 | 04.02 Живая мысль: Андрей Болконский. | 2 | 1 |
| Литература | Каплина М.В. | 10 | Согласно производственному календарю праздничный день 02.05.2020 перенесен на 04.05.2020 | Объединение тем уроков 63 и 64 | 07.02 Живая душа: Пьер Безухов | | |
| Литература | Каплина М.В. | 10 | Согласно производственному календарю праздничный день 09.05.2020 перенесен на 11.05.2020 | Объединение тем уроков 65 и 66 | 10.02 Живая жизнь: Наташа Ростова. | | |
24