8 класс БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе
Государственного стандарта общего образования,
Федерального базисного учебного плана,
программы по биологии для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) разрешенных Министерством образования Российской федерации.
В разделе «Человек и его здоровье» (8 класс) содержатся сведения о человека как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Количество часов
Всего 70 часов. 2 часа в неделю,
Количество лабораторных работ – 7
Количество контрольных работ - 5
Учебник: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.
Авторы Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев
Издательство: М.;«Дрофа» 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки, тканей, органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
Учащиеся должны уметь:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-получать информацию об организме человека из разных источников
Метопредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- проводить исследовательскую и проектную работу;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;
- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм
Тематический план.
Название темы | Количество часов |
Введение. Науки, изучающие организм человека Тема 1. Происхождение человека Тема 2. Строение организма Тема 3. Опорно-двигательная система Тема 4. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма Тема 5. Дыхание Тема 6. Пищеварение Тема 7. Обмен веществ и энергии Тема 8. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение Тема 9. Нервная система Тема 10. Анализаторы. Органы чувств Тема 11. Основы учения о высшей нервно деятельности. Железы внутренней секреции (эндокринная система) Тема 12. Индивидуальное развитие организма. | 1 2 5 7 11 5 7 3 4 5 6 7 5 |
Общее количество часов Резерв | 70 1 |
Лабораторных/практических работ Контрольных работ | 7 5 |
Содержание курса
Введение. Науки, изучающие организм человека
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Тема 1. Происхождение человека
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Тема 2. Строение организма
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Жизненные процессы клетки. Ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
Тема 3. Опорно-двигательная система
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека. Типы соединения костей. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Работа скелетных мышц и их регуляция. Последствия гиподинамии. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация
Скелет человека
Приемы оказания первой помощи при травмах
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется дома)
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия (выполняется дома)
Тема 4. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровь, её состав. Функции клеток крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Иммунитет, его виды. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Вакцины, прививки и сыворотки. Аллергические реакции. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Кровеносная и лимфатическая системы, их роль в организме. Строение сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Приемы измерения артериального давления.
Приемы остановки кровотечений.
Лабораторные практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 6. Дыхание
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Жизненная ёмкость легких. Гигиена органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Вред табакокурения.
Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 7. Пищеварение
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдение: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Тема 8. Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания и после нагрузки (выполняется дома).
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат (выполняется дома).
Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевание органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение почки»
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдение: рассматривание под лупой тыльной ладонной поверхности кисти.
Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Тема 10. Нервная система
Значение нервной системы. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Демонстрация
Модель головного мозга человека
Лабораторные и практические работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Тема 11. Анализаторы. Органы чувств
Органы чувств и анализаторы, их значение. Строение и функции органов зрения и слуха. Зрительный и слуховой анализаторы. Гигиена зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха и их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные и тактильные иллюзии.
Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Врожденные и приобретенные программы поведения. Сон. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Воля. Эмоции. Внимание.
Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Заболевания, связанные с нарушением деятельности желёз внутренней секреции и их предупреждение.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа месторасположения гипофиза.
Тема 14. Индивидуальное развитие организма
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Роды. Развитие после рождения. Половое созревание. Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Биологическая и социальная зрелость. Темперамент и характер. Интересы, склонности, способности.
Демонстрация
Тесты, определяющие темперамент.
Тематическое планирование 8 класс. |
№ УРОКА | ТЕМА УРОКА | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | ДОМАШ НЕЕ ЗАДАНИЕ | Дата проведения | Вид контроля | корректировка |
По плану | фактически |
| Введение. Раздел 1. Происхождение человека. (3 часа) |
1 | Биологическая природа человека и науки, изучающие его. Становление наук о человеке. | Составление таблицы «история развития наук» | п.1 ст.6-8 п.2 ст.9-12 | | | | |
2 | Систематическое положение человека. | | п.3 ст.14-17 | | | | |
3 | Историческое прошлое людей. Расы человека. | Составление таблицы «Предшественники человека» | п.4 ст.18-21 п.5 ст.21-23 | | | | |
| Раздел 2. Организм человека и его строение (5 часов) |
4 | Общий обзор организма. | | п.6 ст.26-27 | | | | |
5 | Клеточное строение организма. | | п.7 ст.27-33 | | | | |
6 | Ткани. Типы тканей и хи свойства | Рассматривание готовых микропрепаратов тканей | п.8 ст.33-39 | | | | |
7 | Рефлекторная регуляция организма. | | п.9 ст.40-43 | | | | |
8 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Организм человека и его строение» | | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 3. Система опоры и движения. (7 часов) |
9 | Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. | | п.10 ст.46-49 | | | | |
10 | Скелет человека. Осевой скелет. | | п.11 ст.50-55 | | | | |
11 | Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. | | п.12 ст.56-61 | | | | |
12 | Строение мышц. | | п.13 ст.62-64 ст.64-68 | | | | |
13 | Работа скелетных мышц и их регуляция | Л.р. Утомление при статической работе. | п.14 ст.69-71 ст.72 | | | | |
14 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | Лр.Осанка. Плоскостопие | п.15 ст.73-75 ст75 | | | | |
15 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Наложение шины при переломах | п.16 ст.76-79 | | | | |
16 | Обобщающий урок. Контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система». | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 4. Внутренняя среда организма (11 часов) |
17 | Кровь и основные компоненты внутренней среды организма. | Рассматривание готовых микропрепаратов клеток крови | п.17 ст.82-89 | | | | |
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | | п.18 ст.89-93 | | | | |
19 | Иммунология на службе здоровья. | | п.19 ст.94-98 | | | | |
20 | Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма» | | | | | |
21 | Транспортные системы организма. Круги кровообращения | Л.р. Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. | п.20 ст.102-103 п.21 ст. 105-108 ст.109 | | | | |
22 | Строение и работа сердца. | | п.22 ст.110-114 | | | | |
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | Л.р. измерение пульса и артериального давления | п. 23 ст.115-120 | | | | |
24 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. | | п.24 ст.121-125 | | | | |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | Приемы остановки кровотечений | п.25 ст.125-129 | | | | |
26 | Обобщающий урок. Контрольная работа по теме «Кровеносная и лимфатическая система» | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 5. Дыхание. (5 часов) |
27 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. | | п.26 ст.132-138 | | | | |
28 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | | п.27 ст.140-141 | | | | |
29 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | Измерение окружности груди при вдохе и выдохе | п.28 ст.142-146 | | | | |
30 | Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания. Приёмы реанимации. | Приемы первой помощи при остановке дыхания | п.29 ст.147-153 | | | | |
| Раздел 6. Пищеварение. ( 7 часов) |
31 | Питание и пищеварение. | | П.30 ст.156-160 | | | | |
32 | Пищеварение в ротовой полости. | Л.Р. Действие слюны на крахмал. | П.31 ст.161-165 | | | | |
33 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. | Л.Р. Действие желудочного сока на белок. | П.32 ст.166-170 ст.170 | | | | |
34 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит | Л.Р.Действие антибиотиков и алкоголя на белки и ферменты | п.33 ст.171-174 | | | | |
35 | Регуляция пищеварения. | | П.34 ст.174-177 | | | | |
36 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | | п.35 ст.177-181 | | | | |
37 | Обобщающий урок. Контрольная работа по теме «Пищеварение» | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 7. Обмен веществ и энергии. (3 часа) |
38 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов. | | П.36 ст.186-187 | | | | |
39 | Витамины. | | П.37 ст.188-192 | | | | |
40 | Энерготраты человека и пищевой рацион. | | П.38 ст193-195 | | | | |
| Раздел 8. Выделение и кожа. (4 часа) |
41 | Кожа – наружный покровный орган. | | п.39 ст.200-203 | | | | |
42 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | | п.40 ст. 204-208 | | | | |
43 | Терморегуляция организма. Закаливание. | | п.41 ст.209-213 | | | | |
44 | Выделение. | | п.42 ст.213-217 | | | | |
| Раздел 9. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. (5 часов) |
45 | Значение нервной системы. | | П.43 ст.220-221 | | | | |
46 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | | П.44 ст.222-226 | | | | |
47 | Строение головного мозга. Функции отделов головного мозга. | | П.45 ст. 227-230 | | | | |
48 | Функции переднего мозга. | | П.46 ст.231-234 | | | | |
49 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | | П.47 ст.235-239 | | | | |
| Раздел 10. Сенсорные системы. (6 часов) |
50 | Анализаторы. | | п.48 ст.242-243 | | | | |
51 | Зрительный анализатор. | Изменение размера зрачка | п.49 ст.244-248 | | | | |
52 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | | п.50 ст249-253 | | | | |
53 | Слуховой анализатор. | | п.51 ст.253-257 | | | | |
54 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | | п.52 ст.258-263 | | | | |
55 | Контрольно –обобщающий урок по теме «Анализаторы». | | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 11. Основы учения о высшей нервной деятельности. (7 часов) |
56 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | | п.53 ст.266-272 | | | | |
57 | Врождённые и приобретённые программы поведения. | | п.54 ст.273-276 | | | | |
58 | Сон и сновидения. | | п.55 ст.279-280 | | | | |
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | | п.56 ст.281-287 | | | | |
60 | Воля, эмоции, внимание. | | п.57ст.288-294 | | | | |
61 | Роль эндокринной системы. | | п.58 ст.298-301 | | | | |
62 | Функция желёз внутренней секреции. | | п.59 ст.302-305 | | | | |
| Раздел 12. Индивидуальное развитие человека. (5 часов) |
63 | Жизненные циклы. Размножение. | | п.60 ст.308-316 | | | | |
64 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | | п.61 ст.312-316 | | | | |
65 | Наследственные и врождённые заболевания и заболевания передаваемые половым путём. | | п.62 ст.317-319 | | | | |
66 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. | | п.63 ст.320-324 | | | | |
67 | Интересы, склонности, способности. | | п.64ст.324-326 | | | | |
68 | Обобщающий урок. | | | | | | |
69 | Повторение. | | | | | | |
70 | резерв | | | | | | |