«Рекомендовано» Протокол № 1 заседании ШМО учителей гуманитарного цикла от «26» августа 2016 г. Рук. ШМО _____/Якупова О. Н./ | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ СОШ№4 __________ /Халимова Г. З../ «27» августа 2016 г. | «Утверждено» Протокол заседания ПС № 1 от «29» августа 2016 г. «Введено в действие» Приказ №275от «29» августа 2016 г Директор МБОУ СОШ №4 _______________/ Гаврилов Ю.В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 6 класса (основное общее образование)
Якуповой Ольги Николаевны,
учителя истории и обществознания первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №4 г.Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 г. № 1897 в ред. приказа от 29.12.2014г. №1644),
-Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-Примерной основной образовательной программы основного общего образования по истории (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию), протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15
-Основной образовательной программы Основного общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Лениногорска» МО «ЛМР» (педсовет протокол №1 от 28.08.15)
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
-Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)
-Устава МБОУ СОШ№4 (действующий), учебного плана на текущий 2016-2017 учебный год
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета обществознание 6 класс.
-относительно целостное представление об обществе, о сферах общественной жизни; - знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения
научится:
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
-различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; - выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; - характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; - использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; - использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ
2.Содержание курса «Обществознание» 5-9 кл.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. .Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Содержание учебного предмета, с распределением учебных часов по основным разделам обществознание 6 класс
В 6 классе изучаются:
Человек. Деятельность человека. 13 часов
Социальное в человеке. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Общество. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ.
Социальные нормы 4 часа. Моральные нормы и нравственный выбор. Золотое правило нравственности. Добро и зло. Социальный контроль.
Социальная сфера жизни общества 5 часов
Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Сфера духовной культуры 3 часа.
Культура. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Гражданин и государство 8 часов.
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Гражданство Российской Федерации.
Итоговое обобщение 2 часа.
Всего 35 часов
3.Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
План | Факт |
| Человек. Деятельность человека | 13 часов | | | |
1 | Введение. Значение изучения общества для человека. | 1 | 3.09 | | |
2 | Социальное в человеке. | 1 | 10.09 | | |
3 | Познание человеком мира и самого себя. | 1 | 17. 09 | | |
4 | Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя" | 1 | 24.09 | | |
5 | Многообразие видов деятельности. | 1 | 1.10 | | |
6 | Роль деятельности в жизни человека и общества. | 1 | 8.10 | | |
7 | Практикум на пути к жизненному успеху. «Учимся правильно организовывать свою деятельность» | 1 | 15.10 | | |
8 | Общение. Практикум «Учимся размышлять» | 1 | 22.10 | | |
9 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | 29.10 | | |
10 | Основные сферы жизни общества | 1 | 12.11 | | |
11-12 | Типы обществ | 2 | 19.11 26.11 | | |
13 | Повторение по теме: «Человек. Деятельность человека» | 1 | 3.12 | | |
| Социальные нормы | 4 часа | | | |
14 | Моральные нормы и нравственный выбор. | 1 | 10.12 | | |
15 | Добро и зло. | 1 | 17.12 | | |
16 | Практикум. «Человек и человечность» | 1 | 24.12 | | |
17 | Социальный контроль. | 1 | 14.01 | | |
| Социальная сфера жизни общества | 5 часов | | | |
18 | Социальные общности и группы. | 1 | 21.01 | | |
19 | Социальная мобильность. | 1 | 28.01 | | |
20 | Социальные конфликты и пути их разрешения. | 1 | 4.02 | | |
21 | Практикум. «Учимся вести себя в ситуации конфликта» | 1 | 11.02 | | |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера жизни общества. Социальные нормы» | 1 | 18.02 | | |
| Сфера духовной культуры | 3 часа | | | |
23 | Культура. Понятие культуры. | 1 | 25.02 | | |
24 | Искусство как элемент духовной культуры общества. | 1 | 4.03 | | |
25 | Влияние искусства на развитие личности. | 1 | 11.03 | | |
| Гражданин и государство | 8 часов | | | |
26 | Наше государство – Российская Федерация. | 1 | 18.03 | | |
27 | Конституция Российской Федерации – основной закон государства. | 1 | 1.04 | | |
28 | Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. | 1 | 8.04 | | |
29 | Гражданство Российской Федерации. | 1 | 15.04 | | |
30 | Урок-практикум «Моя малая Родина». | 1 | 22.04 | | |
31 | Государственные символы России. | 1 | 29.04 | | |
32 | Промежуточная аттестация. Форма проведения контрольная работа. | 1 | 6.05 | | |
33 | Социальный проект: Я Гражданин России. «Россия – Родина моя». Индивидуальная работа | 1 | 13.05 | | |
34-35 | Итоговое обобщение по курсу: Обществознание 6 класс. | 2 | 20.05 27.05 | | |