СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа географическое краеведение

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Географическое краеведение (Новосибирская область)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа географическое краеведение»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Маяк»

Искитимского района Новосибирской области



«Согласовано» «Рассмотрено» «Утверждаю»

Руководитель МО на заседании Директор МКОУ «СОШ п. Маяк»

__________ педсовета ___________С.В. Попова

Протокол № Протокол № Приказ №

От « » августа 2016 г. От « » августа 2016 г. От « » августа 2016 г.


Рабочая программа педагога


Королькова Светлана Викторовна

1 квалификационная категория


По учебному курсу

«Географическое краеведение» 10 класс



Данная рабочая программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования 2004 года



2016-2017 учебный год







Пояснительная записка

     В соответствии с Федеральным учебным планом для образова­тельных учреждений Российской Федерации 2004 г. выделяется учебное время для организации изучения обучающимися регионального компонента и компонента образовательного учреждения содержания образования географо-краеведческой направленности в 10 классе в объеме 36 часов.

     Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента госу­дарственного стандарта общего образования  для средней школы.

 Курс «Географическое краеведение» предназначен для учащихся 10 классов  и  призван сформировать целостное представление о своей малой Родине на основании показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения и хозяйства, позволяет внедрить содержание краеведческих исследований

Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Данная рабочая программа дополняет и расширяет  знания учебного предмета, входящего в учебный план на  региональном материале в курсе 10 класса.

Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения: лекционная форма, формы диалога с учеником, проведения практикумов, проектная и исследовательская деятельность.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой проектной и исследовательской деятельности.

Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.

Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.

В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Новосибирской области» и «Топонимия».

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

     Целью курса является:

-  усвоение учащимися системы знаний в области географии Новосибирской области как элемента общей культуры современного человека, понимание современных тенденций развития территориальных систем, развития навыков исследовательской и проектной деятельности.

Задачи курса:

- ознакомить учащихся с географическими картами Новосибирской области разной тематики;

- углубление и расширение знаний о природе, экономической и социальной географии Новосибирской области;

- развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру;                                             

- вовлечение учащихся в активную практическую исследовательскую и проектную деятельность по изучению районов своей местности.

- оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения области и района.

-  оценка уровня социально-экономического развития района через систему показателей.

- оценка различия на территории Новосибирской области экономических районов друг от друга природными условиями, степенью использования природных богатств, обеспеченностью трудовыми ресурсами, сочетанием различных отраслей хозяйства.

В результате изучения курса учащиеся должны знать: содержание основных понятий и терминов.

Учащиеся должны уметь: называть и показывать основные географические объекты, виды природных ресурсов и антропогенные изменения в природе; основные народы области, численность населения, особенности и состав населения; городские агломерации; отрасли хозяйства и факторы их размещения, основных внешнеэкономических партнеров области и района. Определять характеристику территории из разных источников (карт, стат.таблиц, диаграмм). Описывать географические объекты, явления, процессы. Объяснять зональную и азональную дифференциацию природы, общие и региональные особенности населения, особенности специализации хозяйства и экономические связи, особенности экологических ситуаций региона. Особенности природных и  экономических районов Новосибирской области, экономическую структуру городов.



Содержание программы (36ч)

Введение. Экономико-географическое положение области (2ч). Экономико-географическое положение Новосибирской области. Отрицательные и положительные аспекты географического положения на хозяйство и жизнь населения. Вклад земляков в развитии знаний о Земле. Имена земляков на карте мира. Географическая карта родного края. П/р: «Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание».

Тема 1. Природа Новосибирской области (4 ч.) Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени. Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. П/р: «Определение свойств минералов и горных пород». Влияние человека на рельеф своей местности. Геологические памятники природы. Внутренние воды родного края. П/р: «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания». Гидрологические памятники природы. Климат родного края. Растительный и животный мир своей местности. Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Новосибирской области.

Тема 2. Население Новосибирской области (4ч). Численность населения области, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половозрастная структура населения. Национальный и религиозный состав, культурно-исторические особенности народов нашей области. Причины, типы и направления миграций населения. Размещение населения. Трудовые ресурсы.

Тема 3. Общая характеристика хозяйства. Угольная промышленность (1ч). Исторические особенности формирования хозяйства области. Проблемы экономического развития.  Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных месторождений. Социальные и экологические проблемы угледобывающих районов.

Тема 4. Электроэнергетика (1ч). Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Основные энергетические предприятия. НГЭС.

Тема 5. Металлургия (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

Тема 6. Машиностроение (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы и особенности  размещения предприятий. Основные центры на территории Новосибирской области. Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроение и  окружающая среда.

Тема 7. Строительный комплекс (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы и особенности  размещения предприятий. Проблемы и перспективы развития комплекса.

Тема 8. Лесная и деревообрабатывающая промышленность (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы и особенности  размещения предприятий. Проблемы и перспективы развития комплекса. Лесная и деревообрабатывающая промышленность  и  окружающая среда.

Тема 9. Агропромышленный комплекс (4ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы  размещения и типы предприятий АПК. Отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы земледелия и животноводства. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК  и  окружающая среда.

Тема 10. Легкая и пищевая промышленность (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные районы и центры  размещения предприятий. Проблемы и перспективы развития комплекса.

Тема 11. Транспорт (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства области. Особенности разных видов транспорта. Важнейшие магистрали и узлы на территории области.  Проблемы и перспективы развития комплекса. Влияние на окружающую среду.

Тема 12. Внешнеэкономические связи (2ч). Международные экономические связи Новосибирской области. Определение основных направлений и форм развития внешнеэкономических связей.

Тема 13. Административно-территориальное деление области (6 ч). Виды районирования территории Новосибирской области. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Искитимский район и город Искитим. Природный и экономический комплекс своей местности. Составление описания природного комплекса своей местности. Культурные и природные ландшафты своей местности

Тема 14. Край, в котором я живу (3ч). История образования посёлка Маяк. Основные вехи социального и экономического развития. Современный образ посёлка.

Итоговый (3 ч.) Защита проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения курса «Географическое краеведение»











Тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Тема занятия

Проектно-исследовательская деятельность

1


Введение (2 часа)

Экономико-географическое положение Новосибирской области.

Составление картосхемы

2


Географическая карта родного края.

Вклад земляков в развитии знаний о Земле. Имена земляков на карте мира. П/р: «Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание».

3


Тема 1. Природа Новосибирской области (4 ч.)

Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени.

П/р: «Определение свойств минералов и горных пород». Влияние человека на рельеф своей местности. Геологические памятники природы.

Заочная экскурсия по геологическим памятникам природы

Камень в городе (использование полезных ископаемых в архитектуре)

4


Внутренние воды родного края.

П/р: «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания». Гидрологические памятники природы

Художественный образ реки (озера, родника)

Исследование качества питьевой воды

5.


Климат родного края

Народные приборы наблюдения за погодой

Обработка результатов наблюдений

Картирование источники загрязнение атмосферы

Оценка экологического состояния атмосферы

6.


Растительный и животный мир своей местности.

Лекарственные растения

Отражения флоры и фауны

Проблемы использование населением даров леса

7.


Тема 2. Население Новосибирской области (4ч). Численность населения области, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения.

Сформировать знания о стоянках первых людей на территории края, их связь с природой

8.


Половозрастная структура населения.


Составление половозрастной пирамиды

9


Национальный и религиозный состав, культурно-исторические особенности народов нашей области.

Народные промыслы и умельцы края

Национальная одежда, традиции


10


Причины, типы и направления миграций населения. Размещение населения. Трудовые ресурсы

Составление картосхемы

11.


Тема 3. Общая характеристика хозяйства. Угольная промышленность (1ч).

Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных месторождений. Социальные и экологические проблемы угледобывающих районов.

12


Тема 4. Электроэнергетика (1ч).


Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Основные энергетические предприятия.

13


Тема 5. Металлургия (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами.


Основные факторы размещения предприятий. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

14


Тема 6. Машиностроение (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами.


Факторы и особенности  размещения предприятий. Основные центры на территории Новосибирской области. Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроение и  окружающая среда.

15


Тема 7. Строительный комплекс (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами.

Факторы и особенности  размещения предприятий. Проблемы и перспективы развития комплекса.

16


Тема 8. Лесная и деревообрабатывающая промышленность (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами..


Факторы и особенности  размещения предприятий. Проблемы и перспективы развития комплекса. Лесная и деревообрабатывающая промышленность  и  окружающая среда

17


Тема 9. Агропромышленный комплекс (4ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона,

Факторы  размещения и типы предприятий АПК. Отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства

18


Связь АПК с другими межотраслевыми комплексами.

. Главные районы земледелия и животноводства.

19


АПК Искитимского района

Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК  и  окружающая среда.

20


ЗАО «Агрофирма Лебедёвская»




Исследование «Продукция агрофирмы»

21


Тема 11. Транспорт (1ч). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона, связь с другими межотраслевыми комплексами.


Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства области. Особенности разных видов транспорта. Важнейшие магистрали и узлы на территории области.  Проблемы и перспективы развития комплекса. Влияние на окружающую среду.

22-23


Тема 12. Внешнеэкономические связи (2ч). Международные экономические связи Новосибирской области. Определение основных направлений и форм развития внешнеэкономических связей.


Составление картосхемы

24


Тема 13. Административно-территориальное деление области (6 ч). Виды районирования территории Новосибирской области. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения.


Составление картосхемы

25


Искитимский район и город Искитим.


Составление викторины

26


Природный и экономический комплекс своей местности.


Компьютерная презентация «Памятники природы»

27


Составление описания природного комплекса своей местности.

Сформировать знания о творческих работах

Мой любимый уголок природы


28


Культурные и природные ландшафты своей местности

Культурное наследие своего края

29


Защита творческих проектов «Родной искитимский край»



30


Тема 14. Край, в котором я живу (4ч). История образования посёлка Маяк.

Исследование «Воспоминания старожилов»

31


Основные вехи социального и экономического развития.


Исследование «Перспективы социально-экономического развития посёлка»

32-33


Современный образ посёлка.


Мини-проект «Будущее посёлка»

34,35,36


Итоговый (3 ч.) Защита проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения курса «Географическое краеведение»




Рекомендуемая литература для учащихся.

1. Атлас для школьников. Новосибирская область

Рекомендуемая литература для учителей.

1. Краеведение. Пособие для учителя. – Москва: «Просвещение»,1997

2.  Воробьева И.А. Язык земли. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973. - 78с

3. Архандеева Г.А. Учебно-исследовательская краеведческая работа в дополнительном образовании: теория и практика. Кемерово: Издательство обл. ИУУ, 1999. - 96с.

4. Грачёва М.Н. Поисково-исследовательская работа школьников. География в школе. – 1998, №6. С. 23-24.

5. Ивановский В.А. Проблемы региональных компонентов школьных курсов географии. География в школе. – 1999, №1. С. 48-52.

6. Коцюба Д.В. Краеведение в воспитание учащихся.  М.: Просвещение, 1965. - 112с.

7. Эко-бюллетень / РОО «Информационное экологическое агентство» (ИнЭкА). – Новокузнецк: Принт-Сервис, 2001, № 1-3; 2002, № 1-3; 2003, № 1-3; 2004, № 1-3; 2005, № 1-3;

8. Воробьёва И.А. Язык земли.  Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973. - 112