Содержание учебного курса
10 класс
Раздел «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» — 17 часов
Тема 1. « Что такое религия?» — 1 ч.
Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве. Различные определения религии.
Тема 2. «Возникновение религии» — 1 ч.
Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований. Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Тема 3. «Классификация религий» — 1 ч.
Многообразие принципов классификации религий. Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека.
Тема 4. « Мифология» — 2 ч.
Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа. Природны е мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии. Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы. Этимологические мифы о названиях племен, народов и стран.
Тема 5. «Анимизм» — 2 ч.
Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от эфирной души первобытной биологии до невещественной души современного богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о нравственном воздаянии. Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке. Почитание деревьев. Почитание животных. Тотемизм. Высшие божества политеизма. Человеческие свойства, приписываемые божествам. Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны. Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма.
Тема 6. «Обряды и церемонии» — 2 ч.
Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы: непрерывное развитие этого обряда от низших до высших ступеней культуры. Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня. Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприношениях: части вместо целого, жизни низшего существа вместо высшего, приношение подобий. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях. Очищение огнем и водой. Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.
Тема 7. «Ведийская и брахманская религии» — 2 ч.
Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед. Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения. Жрец- чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение слова «браман». Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее божество, чудодейственное слово и молитва Богиня Сарасвати. Философские сочинения Веды — Упанишады. Космогония Упанишад. Браманические философские школы, секты.
Тема 8. «Религия древней Греции» — 2 ч.
Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. Почитание священных растений и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ животных: саламинская змея при служении Деметре в Элевсине, змея- хранитель в афинском Акрополе, змея — демон - покровитель Эллады и пр. Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и мифология. Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство.
Тема 9. «Религия древнего Рима» — 1 ч.
Божества древних римлян. Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме. Жреческие коллегии. Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.
Тема 10. «Религии древних славян» — 3 ч.
Славянское язычество. Значение слова «язычество». Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов. Обряды погребения умерших. Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни.
11 класс
РАЗДЕЛ «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА» — 34часа
Тема 1. «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ» — 2 ч.
Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России.
Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения церкви от государства. Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения церкви от государства в декларации о правах в 1789 г., поправка к Конституции США.
Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприятия в советской России.
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобритании, СССР, Франции и др. стран.
Тема 2. «МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» — 1 ч.
Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности.
Тема 3. «ХРИСТИАНСТВО» — 10 ч.
История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации.
Вселенские соборы. Основы христианского вероучения. Богослужение. Символ веры.
Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.
Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.
Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году.
Церковные реформы Петра I. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом. Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в ХХ веке.
Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. Особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации.
Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.
Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.
Тема 4. «БУДДИЗМ» — 4 ч.
Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма.
Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», о сансарическом бытии. Культовая система буддизма.
История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.
Тема 5. «ИСЛАМ» — 4 ч.
Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племен.
Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман — Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты культа. Система запретов и предписаний.
Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства.
Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций (организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.).
Тема 6. «НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» — 10 ч
Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цикле. Веды. Брахманизм, учение о кастах.
Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения.
Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII–XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов.
Китайские религии. Древняя государственная религия — синизм.
Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия.
Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история народа. Иегова.
Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии.
Последующие пророки.
Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.
Тема 7. «СЕКТАНТСТВО» — 3 ч
История возникновения слова «секта», его значение. Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.
2. Тематическое планирование
10класс
Раздел «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» —17часов
Раздел | Темы, входящие в раздел |
Что такое религия? 1ч | |
| Что такое религия? |
Возникновение религий. 1 ч | |
| Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований. |
Классификация религий. 1 ч | |
| Многообразие принципов классификации религий. |
Мифология. 2 ч | |
| Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа. |
| Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звёзды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии. |
Анимизм. 2 ч | |
| Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах, о существовании души после смерти, о нравственном воздаянии. Теория возмездия. |
| Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Почитание деревьев, животных. Тотемизм. |
Обряды и церемонии. 2 ч | |
| Религиозные обряды. Молитвы. Жертвоприношения. Приношение крови. Курение. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях. |
| Очищение огнём и водой. Очищение в первобытном обществе людей. |
Ведийская и брахманская религии. 2 ч | |
| Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед. |
| Ведийские божества. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения. |
Религия древней Греции. 2 ч | |
| Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. |
| Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство. |
Религия древнего Рима. 1 ч | |
| Божества древних римлян. |
Религии древних славян. 3 ч | |
| Славянское язычество. Культ природы и культ предков. |
| Славянские празднования. |
| Проявления язычества в современной жизни. |
ИТОГО 17ч | |
11 класс
РАЗДЕЛ «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА» — 34часа
Раздел | Темы, входящие в раздел |
ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ 2ч | |
| Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России. Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения церкви от государства. Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения церкви от государства в декларации о правах в 1789 г., поправка к Конституции США. |
| Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприятия в советской России. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобритании, СССР, Франции и др. стран. |
МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 1 ч | |
| Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности. |
ХРИСТИАНСТВО 10ч | |
| История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации. |
| Вселенские соборы. Основы христианского вероучения. Богослужение. Символ веры. |
| Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви. |
| Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь. |
| Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году. |
| Церковные реформы Петра I. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. |
| Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом. Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в ХХ веке. |
| Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. Особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации. |
| Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом. |
| Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма. |
БУДДИЗМ 4ч | |
| Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. |
| Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма. |
| Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», о сансарическом бытии. Культовая система буддизма. |
| История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии. |
ИСЛАМ 4ч | |
| Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племен. |
| Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман — Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты культа. Система запретов и предписаний. |
| Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства. |
| Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций (организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.). |
НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 10ч | |
| Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цикле. Веды. Брахманизм, учение о кастах. |
| Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения. |
| Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII–XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов. |
| Китайские религии. Древняя государственная религия — синизм. |
| Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия. |
| Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. |
| Ветхий Завет и история народа. Иегова. |
| Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии. |
| Последующие пророки. |
| Отношение к учению Христа. Современный иудаизм. |
СЕКТАНТСТВО 3ч | |
| История возникновения слова «секта», его значение. |
| Современные секты, действующие на территории нашей страны. |
| Тоталитарные секты, их особенности. |
ИТОГО 34ч | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания творческой группы Заместитель директора по УВР
учителей - предметников ________М. И. Гриценко
от __________2017года №1
«___» __________ 2017года _____________________ / С. Я.Колесник/
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 ПОСЁЛКА РИСОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «31» августа 2016 года протокол № 1
Председатель_____Масленникова Н. Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам православной культуры (первый год обучения)
Уровень образования: основное общее образование 10-11 классы
Количество часов 68 часов
Учитель: Карасюк М. С.
Программа разработана на основе программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры», Москва 2016 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 ПОСЁЛКА РИСОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «31» августа 2016 года протокол № 1
Председатель_____Масленникова Н. Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам православной культуры (первый год обучения)
Уровень образования: основное общее образование 7-9 классы
Количество часов 51 часов
Учитель: Карасюк М. С.
Программа разработана на основе программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры», Москва 2016 г.
Знания, умения и навыки, которыми овладевает школьник по окончании курса.