СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса ОПК 10 класс

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса ОПК 10 класс»

  1. Содержание учебного курса

10 класс

Раздел «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» — 17 часов

Тема 1. « Что такое религия?» — 1 ч.

Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве. Различные определения религии.

Тема 2. «Возникновение религии» — 1 ч.

Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований. Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Тема 3. «Классификация религий» — 1 ч.

Многообразие принципов классификации религий. Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека.

Тема 4. « Мифология» — 2 ч.

Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа. Природны е мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии. Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы. Этимологические мифы о названиях племен, народов и стран.

Тема 5. «Анимизм» — 2 ч.

Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от эфирной души первобытной биологии до невещественной души современного богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о нравственном воздаянии. Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке. Почитание деревьев. Почитание животных. Тотемизм. Высшие божества политеизма. Человеческие свойства, приписываемые божествам. Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны. Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма.

Тема 6. «Обряды и церемонии» — 2 ч.

Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы: непрерывное развитие этого обряда от низших до высших ступеней культуры. Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня. Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприношениях: части вместо целого, жизни низшего существа вместо высшего, приношение подобий. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях. Очищение огнем и водой. Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.

Тема 7. «Ведийская и брахманская религии» — 2 ч.

Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед. Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения. Жрец- чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение слова «браман». Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее божество, чудодейственное слово и молитва Богиня Сарасвати. Философские сочинения Веды — Упанишады. Космогония Упанишад. Браманические философские школы, секты.

Тема 8. «Религия древней Греции» — 2 ч.

Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. Почитание священных растений и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ животных: саламинская змея при служении Деметре в Элевсине, змея- хранитель в афинском Акрополе, змея — демон - покровитель Эллады и пр. Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и мифология. Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство.

Тема 9. «Религия древнего Рима» — 1 ч.

Божества древних римлян. Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме. Жреческие коллегии. Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.

Тема 10. «Религии древних славян» — 3 ч.

Славянское язычество. Значение слова «язычество». Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов. Обряды погребения умерших. Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни.

11 класс

РАЗДЕЛ «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА» 34часа

Тема 1. «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ» 2 ч.

Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России.

Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения церкви от государства. Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения церкви от государства в декларации о правах в 1789 г., поправка к Конституции США.

Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприятия в советской России.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобритании, СССР, Франции и др. стран.

Тема 2. «МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» 1 ч.

Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности.


Тема 3. «ХРИСТИАНСТВО»10 ч.

История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации.

Вселенские соборы. Основы христианского вероучения. Богослужение. Символ веры.

Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.

Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.

Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году.

Церковные реформы Петра I. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом. Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в ХХ веке.

Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. Особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации.

Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.

Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.


Тема 4. «БУДДИЗМ» — 4 ч.

Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма.

Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», о сансарическом бытии. Культовая система буддизма.

История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.


Тема 5. «ИСЛАМ» 4 ч.

Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племен.

Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман — Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты культа. Система запретов и предписаний.

Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства.

Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций (организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.).


Тема 6. «НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» 10 ч

Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цикле. Веды. Брахманизм, учение о кастах.

Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения.

Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII–XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов.

Китайские религии. Древняя государственная религия — синизм.

Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия.

Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история народа. Иегова.

Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии.

Последующие пророки.

Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.


Тема 7. «СЕКТАНТСТВО» 3 ч

История возникновения слова «секта», его значение. Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.



2. Тематическое планирование

10класс

Раздел «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» —17часов

Раздел

Темы, входящие в раздел

Что такое религия? 1ч



Что такое религия?

Возникновение религий. 1 ч



Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований.

Классификация религий. 1 ч



Многообразие принципов классификации религий.

Мифология. 2 ч



Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа.


Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звёзды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии.

Анимизм. 2 ч



Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах, о существовании души после смерти, о нравственном воздаянии. Теория возмездия.


Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Почитание деревьев, животных. Тотемизм.

Обряды и церемонии. 2 ч



Религиозные обряды. Молитвы. Жертвоприношения. Приношение крови. Курение. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях.


Очищение огнём и водой. Очищение в первобытном обществе людей.

Ведийская и брахманская религии. 2 ч



Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед.


Ведийские божества. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения.

Религия древней Греции. 2 ч



Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан.


Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство.

Религия древнего Рима. 1 ч



Божества древних римлян.


Религии древних славян. 3 ч



Славянское язычество. Культ природы и культ предков.


Славянские празднования.


Проявления язычества в современной жизни.

ИТОГО 17ч



11 класс

РАЗДЕЛ «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА» 34часа

Раздел

Темы, входящие в раздел

ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ



Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России. Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения церкви от государства. Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения церкви от государства в декларации о правах в 1789 г., поправка к Конституции США.




Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприятия в советской России.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобритании, СССР, Франции и др. стран.


МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 1 ч



Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности.


ХРИСТИАНСТВО 10ч



История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации.



Вселенские соборы. Основы христианского вероучения. Богослужение. Символ веры.



Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.



Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.



Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году.



Церковные реформы Петра I. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества.


Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом. Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в ХХ веке.



Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. Особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации.



Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.



Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.



БУДДИЗМ 4ч



Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски.


Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма.



Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», о сансарическом бытии. Культовая система буддизма.



История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.


ИСЛАМ 4ч



Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племен.



Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман — Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты культа. Система запретов и предписаний.



Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства.



Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций (организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.).


НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 10ч



Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цикле. Веды. Брахманизм, учение о кастах.



Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения.



Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII–XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов.



Китайские религии. Древняя государственная религия — синизм.



Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия.



Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея.


Ветхий Завет и история народа. Иегова.



Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии.



Последующие пророки.



Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.


СЕКТАНТСТВО 3ч



История возникновения слова «секта», его значение.


Современные секты, действующие на территории нашей страны.


Тоталитарные секты, их особенности.



ИТОГО 34ч




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания творческой группы Заместитель директора по УВР

учителей - предметников ________М. И. Гриценко

от __________2017года №1

«___» __________ 2017года _____________________ / С. Я.Колесник/




























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 ПОСЁЛКА РИСОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от «31» августа 2016 года протокол № 1

Председатель_____Масленникова Н. Ю.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По основам православной культуры (первый год обучения)


Уровень образования: основное общее образование 10-11 классы


Количество часов 68 часов


Учитель: Карасюк М. С.











Программа разработана на основе программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры», Москва 2016 г.









МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 ПОСЁЛКА РИСОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от «31» августа 2016 года протокол № 1

Председатель_____Масленникова Н. Ю.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По основам православной культуры (первый год обучения)


Уровень образования: основное общее образование 7-9 классы


Количество часов 51 часов


Учитель: Карасюк М. С.














Программа разработана на основе программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры», Москва 2016 г.





Знания, умения и навыки, которыми овладевает школьник по окончании курса.