МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№17»
(МАОУ СОШ)
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей начальных классов /____________ А.М. Токмакова подпись Протокол №______ от «___» ____________2017 г | | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №17 __________/_И.Ю.Номогоева подпись Приказ №__________ от «___» ____________2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 1 «б» класса
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель программы:
Максимова И.Е.,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по предмету «Технология» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом под руководством Н. А. Цирулика, на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников универсальных учебных действий. В программу внесены изменения с учетом национально-регионального компонента.
Программа обеспечена учебником Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г., Рабочая тетрадь «Школа волшебников», автор Т.Н. Проснякова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014
Цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Программа курса «Технология» в 1 классе (автор Н.А.Цирулик) рассчитана на 33 ч. (1 ч. в неделю). Тематический план рассчитан на 33 часа в год.
Цели и задачи курса «Технология» в 1 классе
Основная идея курса «Технология» – максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда на основе педагогической поддержки его индивидуальных способностей в процессе специально организованной духовно-практической деятельности, результатом которой является материальный продукт –поделка, игрушка, модель, изделие, выполненное самим ребенком. Особо организованная система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
Особую важность данный курс приобретает именно в первом классе, в период адаптации детей к школе, так как он лучше других учебных предметов позволяет развивать еще не достаточно хорошо сформировавшиеся функциональные возможности, в частности подготовку руки к овладению навыками письма.
Развитие личности ребенка – приоритетное направление современного образования, положенное в основу Государственных стандартов. В связи с этим цели и задачи курса «Технология» совпадают с концепцией новых стандартов образования и направлены на:
- Развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, технического мышления, конструкторских способностей, формирования познавательных интересов.
- Развитие умения составлять план действий и применять его в творческом процессе, основанном на поэтапных преобразовательных действиях.
- Развитие коммуникативной компетентности первоклассников на основе организации совместной деятельности.
- Воспитание социально-психологической адаптированности к трудовой деятельности в коллективе: формирование навыков общения со сверстниками и со старшими, умения оказывать помощь другим, принимать различные роли – ведомого-ведущего, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
- Формирование эстетической восприимчивости и художественного вкуса на основе знакомства с различными видами прикладного художественного творчества из наследия мировой и национальной культуры, воспитания эстетических чувств и закрепление их в творческом опыте учащихся.
- Воспитание гармоничной личности, здоровой физически, психически и духовно.
- Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, расширение сенсорного опыта.
- Формирование умения находить необходимую информацию и использовать ее в процессе творческой деятельности.
- Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний, умений и навыков в области технологии обработки различных материалов.
- Ознакомление с миром профессий, историей их развития.
Обучение, направленное на активизацию образного компонента мышления, выполняет важную психологическую функцию. Способность к творческой деятельности повышает
адаптивные возможности человека, его устойчивость к стрессам и возникновению различных заболеваний. Особенно большое значение имеет воспитание искусством, причем не только и не столько путем пассивного ознакомления, сколько путем приобщения к активной художественно-прикладной деятельности в меру индивидуальных возможностей.
В процессе такой деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Уровень развития речи у детей также находится в прямой зависимости от степени развития у них тонких движений пальцев рук.
Содержание курса «Технология» предполагает создание такой системы учебной деятельности, при которой происходит гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга (левого – ответственного за формально-логическое, понятийное мышление и речь, правого – за образное мышление, создание многозначных контекстов). Такой подход в итоге должен привести к гораздо более высокому уровню развития практического мышления, эстетического восприятия и творческого отношения к миру.
Содержание, и в первую очередь практическая направленность, курса «Технологии» активно способствует интеграции знаний, полученных при изучении других учебных предметов (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир, изобра- зительное искусство), что создает условия для развития исследовательских, изобретательных, инициативных способностей детей.
Основные формы и методы работы
Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми:
различные упражнения, вопросы, логические задания на развитие мышления, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа - диалог, полилог;
работа в малых группах;
работа в статистических парах;
индивидуальная работа
нетрадиционная форма урока:
Используемы методы обучения :
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемно-поисковый;
Метод стимулирования интереса к учению;
Метод самоконтроля;
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
3. Используемые технологии:
игровые технологии
технология создания ситуации успеха на уроке
личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)
Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах, коллективное.
Содержание программы:
1.Лепка
Печатание на плоской пластилиновой основе узоров, рисунков. «Рисование» жгутиками из пластилина. Лепка конструктивным способом несложных фигур.
2. Аппликация
Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезание.
Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов. Детали можно дорисовывать.
3. Мозаика
Мозаика из бумаги. Аппликация из пластилина. Панно.
4. Оригами
Складывание приемом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника.
Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.
5. Плетение
Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов.
Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).
Простейшее узелковое плетение.
6. Шитьё и вышивание
Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску и клетку. Изготовление салфетки. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.
7. Моделирование и конструирование
Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм.
Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм.
Объемное моделирование и конструирование из бумаги.
Художественное конструирование из природного материала.
8. Экскурсия
Наблюдения
Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (песок, глина, пластилин): пластичность, цвет, смешение цветов, происхождение, отношение к влаге.
Сравнение свойств различных материалов, используемых в качестве основы для работ из пластилина (бумага, картон, металлизированная бумага, пластиковые крышки, баночки).
Наблюдения за пластическими свойствами снега: при малом содержании влаги - рассыпчатый, при большой влажности - вязкий, липкий.
Наблюдения за свойствами природных материалов.
Сравнение свойств разных видов бумаги, используемых для одного и того же вида работы (например, гофрирования).
Наблюдения за строением тканей полотняного переплетения. Различие тканей по толщине.
Строение ниток. Соответствие ниток толщине ткани. Соответствие иглы толщине нити.
Общие свойства гибкости у разных материалов, используемых при плетении.
Беседы
Беседы о том, что означают термины "аппликация", "мозаика", "оригами" в переводе на русский язык. Разнообразие разных видов аппликации, мозаики, лепных и плетеных изделий (по материалам, технике выполнения).
Беседы о народных праздниках, обычаях: как встречают Новый год в разных странах, кто такой Дед Мороз, Сагаалган, кто такой Саган Убугун, что такое масленица, Пасха и т.д.
Тематическое планирование по технологии, 1 класс
Автор курса: Н.А.Цирулик (система Л.В.Занкова);
№ | Тема урока | Практ. часть | Обору-дование | Дата | (стр. уч). |
1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. | 1 четверть День знаний Виды художественной обработки Лепка (5ч.) Пластилин-волшебник «Рисунки» жгутиками из пластилина. Радуга «Рисунки» жгутиками из пластилина. Цветик-семицветик Лепка из отдельных частей. Игрушки Рисунки пластилином Аппликация (3ч. + 2ч.прир.мат.) Свойства бумаги. Аппликация Аппликация из бумаги. Пальмы Аппликация из бумаги. Тележка с яблоками Аппликация из листьев. Дары природы Аппликация из листьев. Мышка Мозаика (2ч.+2ч.прир.мат.) Мозаика из бумаги. Морская звезда Мозаика. Дерево Мозаика из гальки на пластилиновой основе Панно «Цветок» Оригами (4ч.) Оригами «Дед Мороз» (Беседа: кто такой Саган Убугун) Оригами из кругов Оригами. Заяц и лиса Объемная композиция Плетение (3ч.) Плетение в три пряди Аппликация с использованием «косичек». Обезьянка Плоское прямое плетение Шитье и вышивание (3ч.) Шитье и вышивание Изготовление салфетки Пришиваем пуговицы Фартук для куклы Моделирование и конструирование (8ч.) Моделирование на плоскости. Чебурашка Объемное моделирование. Грузовик Объемное моделирование. Черепаха Игрушка из бумаги. Божья коровка Модели самолетов. Планер Художественное конструирование из природного материала. Цветы Баба-Яга в ступе | | презент. техн.карта техн.карта техн.карта презент. техн.карта техн.карта техн.карта техн.карта техн.карта техн.карта техн.карта техн.карта техн.карта презент. техн.карта техн.карта техн.карта техн.карта презент. техн.карта техн.карта техн.карта техн.карта техн.карта техн.карта презент. техн.карта техн.карта | 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 27.10 03.11 17.11 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 29.12 19.01 26.01 02.02 09.02 16.02 09.03 16.03 23.03 06.04 13.04 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05 25.05 | 16 6-7 9 8 10 14-15 12 12 13 17-18 19 20-21 21 22 23 24-25 26-27 27-29 30-31 34-35 37-38 40-41 42-43 44-45 46-47 48-49 52-53 54-55 60-61 64-65 66-67 70-72 |
Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения
Учащиеся должны:
иметь представление:
–о возможности выполнения аппликации, мозаики, плетения из разных материалов;
–об одинаковых свойствах разных материалов;
–о различных свойствах каждого из встречающихся в программе материалов;
владеть общеучебными умениями:
–анализировать объекты труда, наблюдая, сравнивая, выделяя сходное и различное с целью определения существенных для выполнения работы характеристик;
–решать творческие задачи по заданным условиям;
–самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему;
–контролировать свою деятельность на всех этапах работы;
–сотрудничать при выполнении коллективных работ;
знать/понимать:
–термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;
–свойства материалов, из которых можно плести, лепить, сделать аппликацию, мозаику, оригами;
–названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними;
–разные приемы разметки деталей из бумаги;
–приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей;
–способы соединения материалов с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения;
–различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки;
уметь:
–лепить разными способами;
–вырезать из бумаги детали прямоугольные, в форме круга, овала, вырезать симметрично;
–складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования;
–плести в три пряди из различных материалов;
–выполнять швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» по прямой линии;
–пришивать пуговицу с двумя отверстиями;
–экономно размечать детали на бумаге;
–соединять детали разными способами;
–самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;
–самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение;
–самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий в работе по образцу;
–контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Критерии и нормы оценивания учащихся
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе осуществляется в процессе повторения и обобщения. Для контроля за усвоением знаний предполагается использование элемента проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. Детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее.
Безотметочное отслеживание и уровневая оценка предметных знаний и умений учащихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевают сравнения его с другими детьми.
Видами отслеживающими результаты обучения в 1-х классах являются диагностический; текущий; тематический; рубежный и итоговый
Список литературы
1. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Умные руки», авторы Т.Н. Проснякова, Е.Н. Мухина. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010
2. Рабочая тетрадь «Школа волшебников», автор Т.Н. Проснякова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014
3 .Учебник «Технология. Умные руки», авторы Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
Дополнительные пособия:
Энциклопедия технологий прикладного творчества –серия книг «Любимый образ» (Собачки», «Бабочки», «Кошки», «Цветы»), автор Т.Н. Проснякова.
Диагностическая работа по технологии
(1 класс, 4 четверть)
Тема: «Вертушка»
Пояснительная записка
Цель: проверить уровень сформированности УУД согласно ФГОС
Форма проведения: диагностическая работа
Время проведения: 5 мин инструктаж, 40 мин. на выполнение заданий.
Материалы и оборудование: бумага, кнопка, палочка, ножницы, шаблон
Варианты: - 1
Структура работы: все задания Базового уровня
№ | Задания | Планируемые результаты |
1 | Выполни изделие - вертушка | Проверить умение организовать собственную деятельность |
Инструкция для учащихся:
Для работы тебе нужно иметь ножницы, цветную бумагу, кнопку, палочку
Когда выполнишь все задания работы, проверь её.
Инструментарий для проверки:
№ | Задание / Параметр / Критерий и т.п. максимальный балл | 6 |
1 | Б | Умение работать по плану | 1 |
2 | Б | Умение аккуратно вырезать | 1 |
3 | Б | Умение собирать работу по образцу | 1 |
4 | Б | Умение работать самостоятельно | 1 |
5 | Б | Умение уложиться в положенное время | 1 |
6 | Б | Умение доводить начатое дело до конца | 1 |
Критерии оценки работы: 6 баллов – Повышенный (Расширенный) уровень
5 баллов – Повышенный (Оптимальный) уровень
3-4 баллов – Базовый уровень
0-2 баллов – Ниже базового уровня
Задания для учащихся: Изготовить вертушку, пользуясь планом, образцом