МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
«Утверждаю»
Директор школы № 7
Очирова С.Х. _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Класс - 2 «Г» Количество часов в год – 34
Учитель: Любушкина Оксана Александровна Категория – I Стаж работы – 26 лет
Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по технологии, учебной программы развивающего обучения Л.В. Занкова по технологии ,в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником
К.А. Цирулик «Технология. Уроки творчества.» и учебно-методической литературой.
Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство» «___» сентября 2016 года Рук.центра: Нечаева Л.В. | Одобрена МС «____» сентября 2016 года Зам.директора по НМР:Гармаева Л.А. Зам.директора по УВР: Мышляева Л.О. |
«Проверена» зам.директора по УВР:Касторнова Е.Ф. «____» сентября 2016____________
«____» ноября 2016 ____________
«____» января 2017 _________
«____» апреля 2017 ____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 2 класса МАОУ «СОШ № 7» г. Улан - Удэ составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Пр. МО РФ от 6 октября 2009 г. № 17785);
- Приказа МО и Н РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года№373».
-Приказа МО и Н РФ от от 18 мая 2015 года № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 № 373».
– Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В2 ч. 4–е изд., перераб.–М.: Просвещение, 2011.–400 с.
- Примерных учебных программ по технологии К.А.Цирулик «Технология.Уроки творчества»,Учебная литература, 2011г
- Учебного плана МАОУ «СОШ № 7» на 2015– 2016 учебный год.
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (.Пр. № 1067 от 19.12.2012)
Программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования потехнологии, содержит национально-региональный компонент (20%) и часы внеурочной деятельности (20%).
Цель предмета — оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий. В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология», предполагается решение следующих задач:
• духовно-нравственное развитие учеников в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
• формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности,. ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
• развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций:
зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
• развитие трудовых навыков в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
• развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
• формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
• развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
В учебном плане на 2014-2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учеников в различных формах досуговой деятельности семьи, внеклассной работы класса, школы (подготовка к праздникам, участие в конкурсах, фестивалях, технических выставках), проектная деятельность, общественно-полезная деятельность (подарки близким людям, друзьям, ветеранам, пенсионерам). В соответствии с Образовательной программой школы
Программа реализуется по следующим учебным пособиям:
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
2. Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: Рабочая тетрадь для 2 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2010.
3. Проснякова Т.Н., Мухина ЕЛ. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1, 2 классов. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программного материала | Количество часов |
Лепка | 4ч |
Аппликация | 3ч |
Мозаика | 3ч |
Художественное складывание | 3ч |
Плетение | 4ч |
Шитье и вышивание | 4ч |
Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм | 2ч |
Объемное конструирование и моделирование из готовых геометрических форм | 4ч |
Объемное конструирование и моделирование из бумаги | 4ч |
Работа с конструктором | 1ч |
Резерв | 2ч |
Итого | 34ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
Мир профессий. Профессии типа «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек — художественный образ».
Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, восприятия аудио- и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы.
Самоконтроль действий.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы
коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.
Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
2.1. Многообразие материалов.
Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал.
Новые свойства материалов:
— разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезарание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски;
— наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;
— рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
- Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием.
Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток, скотчем. Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.
Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом.
Виды художественной техники
Лепка
Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.
Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки — обрубовка).
Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).
Лепка из теста.
Аппликация
Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.
Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.
Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе.
Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).
Мозаика
Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания.
Объемная мозаика.
Выполнение мозаики из разных материалов.
Художественное складывание
Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.
Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.
Плетение
Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.
Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).
Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).
Шитье и вышивание
Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку».
Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой, стекой).
Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж).
Линии чертежа (контур, сгиб, размерная).
Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть.
Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам.
3. Конструирование и моделирование.
Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям.
Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм. Аппликация и мозаика из геометрических фигур.
Объемное конструирование и моделирование из готовых форм.
Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.
Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса).
Объемное конструирование и моделирование из бумаги.
Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.
Летающие модели.
Моделирование из деталей конструктора.
Планируемые результаты освоения предмета.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а так же достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в фгос ноо.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия |
У второклассника будут формироваться; — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью; — интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; — ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; — понимание причин успеха в учебе; — ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности; — умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; -этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников; — интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности. | Второклассник получит возможность для формирования: — первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности; — понимания значения предметно-практической деятельности в жизни; — ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи; — способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; — представления о себе как гражданине России; — уважения к культурным традициям своей страны, своего народа; — ориентации в поведении на принятые моральные нормы; — понимания чувств одноклассников и учителей. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Второклассник научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; — принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; — в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи; — под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; — принимать роль в учебном сотрудничестве; — умению проговаривать свои действия после завершения работы. | Второклассник получит возможность научиться: — контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; — преобразовывать практическую задачу в познавательную; — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце работы.
|
Познавательные универсальные учебные действия |
Второклассник научится: — пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; — строить небольшие сообщения в устной форме; — находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; — ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания; — осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; — сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; — подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; — устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Второклассник получит возможность научиться: — строить небольшие сообщения в устной форме; выделять информацию из сообщений разных видов (в т. ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; — проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям; — описывать по определенному алгоритму объект наблюдения; -под руководством учителя осуществлять синтез как составление целого из частей; — осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии; — под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; — проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Второклассник научится: — договариваться с партнерами, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; — строить понятные для партнера высказывания; — контролировать действия партнеров в совместной деятельности; — воспринимать другое мнение и позицию; — формулировать собственное мнение и позицию; — задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; — проявлять инициативу в коллективных работах. | Второклассник получит возможность научиться: — учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; — продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; — оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач. |
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда |
Второклассник научится: — воспринимать предметный мир как основную среду обитания современного человека; — называть и описывать наиболее распространенные в своем регионе профессии; — понимать правила создания рукотворных предметов; - использовать эти правила в своей деятельности; — организовывать свое рабочее место, отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. | Второклассник получит возможность научиться: — использовать полученные умения для работы в домашних условиях; — называть традиционныв народные промыслы или ремесла своего края.
|
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты |
Второклассник научится: — узнавать и называть освоенные материалы, их свойства; — называть новые свойства изученных ранее материалов; — подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей; — узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; — экономно расходовать используемые материалы; — применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла); — распознавать простейшие чертежи и эскизы; — изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам. | Второклассник получит возможность научиться: — изготавливать изделия по простейшим чертежам; — выстраивать последовательность реализации собственного замысла. |
Конструирование и моделирование
|
Второклассник научится: — выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения; — изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств; — анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу; — изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу | Второклассник получит возможность научиться: — решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения деталей; — создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале. |
Практика работы на компьютере |
Второклассник научится: — понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах; — наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.
| Второклассник получит возможность научиться: — понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни; — понимать и объяснять смысл слова «информация»; — с помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология»; — бережно относиться к тёхническим устройствам; — работать с мышью и клавиатурой, оформлять небольшие тексты с помощью текстового редактора; — соблюдать режим и правила работы на компьютере |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические и творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по технологии.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений по технологии служит портфель достижений ученика.
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов по технологии, целесообразно включать следующие материалы:
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).
Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями.
3. Материалы, характеризующие достижения обучаю щихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ТЕХНОЛОГИИ
Устный опрос
«5» ставится, если учащийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при
изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Графические задания и лабораторно-практических работ
«5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
«4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
«3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Практическая работа
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Тест
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7.Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Специфическое сопровождение (оборудование):Индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
Материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная,
калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».
Электронно-программное обеспечение:
Электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы с описанием технологии изготовления различных поделок, о природе, архитектуре, дизайне;
Записи классической и народной музыки;
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
Презентации по технологии.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плееры;
Компьютер с художественным программным обеспечением;
Музыкальный центр;
Мультимедийный проектор;
Демонстрационный экран;
Демонстрационная доска для работы маркерами;
Цифровой фотоаппарат;
Сканер, ксерокс и цветной принтер.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ 2 КЛАСС
Тема «Рыбка в аквариуме
Технология: аппликация из бумаги, детали которой заходят друг за друга. Выпуклая мозаика.
Задание. Дети получают лист с заданием (рис. 1).

Материалы
Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, карандаш, линейка, циркуль.
Ход работы
1. Сделай выкройку пп. 1-8 (рис. 1).
2. Выполни аппликацию по схеме.
З. Укрась свою композицию, используя любые известные тебе техники выпуклой аппликации и мозаики из бумаги.

Уровни выполнения паботы
1-й уровень. Ребенок выполняет пп. 1-8 и склеивает работу, повторяя образец (рис. 1). При этом показывает умения:
*самостоятельно понимать задание;
* читать схему, инструкционную карту;
* понимать условные обозначения;
* производить разметку по линейке и с помощью циркуля;
*производить разметку от руки;
* наклеивать детали, заходящие друг за друга.
2-й уровень. Ребенок выполняет схему и украшает рыбку деталями (чешуйки на теле, хвосте и плавниках), демонстрирует при этом владение техниками выпуклой аппликации, мозаики, умение подбирать самостоятельно приемы для оформления поверхности (рис. 2).
3-й уровень. Ребенок, выполнив схему, домысливает всю композицию в целом. Добавляет водоросли, камни и др. (рис. 3). Показывает владение различными техниками и приемами.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»
№ | Дата | Тема урока | Возможные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные | Метапредметные |
-
| | Мир природы АППЛИКАЦИЯ Из истории аппликации. Обрывная аппликация из различных видов бумаги на бумажной основе. | Освоить прием изготовления аппликации путем обрывания бумаги. | Умение наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый. | Формировать понимание причин успеха в учебе; ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Умение проговаривать свои действия после завершения работы; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенные в учебной литературе. |
-
| | Объемная аппликация скрученной бумаги. Жгутики из бумаги. | Освоить прием изготовления аппликации путем скручивании бумаги. | Умение понимать правила создания рукотворных предметов; использовать эти правила в своей деятельности. | Формирование интереса к различным видам конструкторско-технологической деятельности. | Умение договариваться с партнерами в т.ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания. |
-
| | Объемная аппликация из бумаги: «коровка», «петушок». | Выполнить объемную аппликацию из бумаги. | Умение применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла). | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Умение под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; принимать роль в учебном сотрудничестве. |
-
| | Аппликация из птичьих перьев. НРК.Аппликация из перьев «Птицы Бурятии» | Освоить прием изготовления аппликации с использованием природного материала- птичьих перьев. | Умение понимать правила создания рукотворных предметов; использовать эти правила в своей деятельности | Накопление и обогащение сенсорного опыта, изображение природных объектов на плоскости из птичьих перьев. | Умение под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; принимать роль в учебном сотрудничестве. |
-
| | Лепка. Рисунок на пластилине. | Познакомиться с историей возникновения лепки. Выполнить с помощью стеки узор или рисунок на тонком слое пластилина | Умение изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельности. | Умение принимать установленные правила в планировании контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи. |
-
| | Мозаика. Мозаика из обрывных кусочков. | Изготовить изделия из бумаги, фольги: правка и резка заготовок. Разметка заготовки, резание ножницами по контуру, складывание и огибание заготовок, соединение деталей склеиванием. | Умение подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей. | Формировать понимание причин успеха в учебе; ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи. |
-
| | Мозаика из газетных комочков. | Изготовить изделия из бумаги, фольги: правка и резка заготовок. Разметка заготовки, резание ножницами по контуру, складывание и огибание заготовок, соединение деталей склеиванием. | Умение подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей. | Формировать понимание причин успеха в учебе; ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи. |
-
| | Мозаика из яичной скорлупы. Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. Собачка . | Изготовить изделия из бумаги, фольги: правка и резка заготовок. Разметка заготовки, резание ножницами по контуру, складывание и огибание заготовок, соединение деталей склеиванием. | Умение узнавать и называть освоенные материалы, их свойства; называть новые свойства изученных ранее материалов. | Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей. | Умение принимать и сохранять учебную задачу; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
-
| | Объемная мозаика из кусочков гофрированной бумаги. Филин на ветке. Проектная работа «Мозайка» Художественное складывание . складывание «Гармошкой» ( тема выносится на внеурочное занятие). | Выполнить мозаику, используя различные материалы; пластиковые трубочки, карандашные стружки, фольгу, газетные комки, ватные шарики, яичную скорлупу, кусочки ткани, кусочки поролона. | Умение узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; экономно расходовать используемые материалы. | Формировать понимание причин успеха в учебе; ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Умение договариваться с партнерами, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания. |
-
| | Оригами. Из истории оригами. Складывание из квадрата бумаги. | Выполнить, используя технику оригами, изделия из бумажного квадрата по схеме. | Умение анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу. | Формирование интереса к различным видам конструкторско-технологической деятельности. | Умение под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; принимать роль в учебном сотрудничестве. |
-
| | Складываем из ткани. НРК.Бурятский орнамент на ткани. | Выполнить, используя технику оригами, изделия из накрахмаленной салфетки в форме квадрата по схеме. | Умение анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу. | Формирование интереса к различным видам конструкторско-технологической деятельности. | Умение под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; принимать роль в учебном сотрудничестве. |
-
| | Урок – фантазия (итоговый) Конкурс поделок из оригами. | Создать выбранный художественный образ из готовых форм.
| Умение понимать правила создания рукотворных предметов; использо- вать эти правила в своей деятельности. | Формирование интереса к различным видам конструкторско- технологической деятельности. | Умение осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации |
-
| | Подарок своими руками Аппликация. Обрывная аппликация из журнальной бумаги и фантиков. | Выполнить аппликацию из различных видов бумаги: журнальной, оберточной (фантики от конфет), фольги. | Умение применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла). | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Умение под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; принимать роль в учебном сотрудничестве. |
-
| | Аппликация из ткани приклеенной на бумагу, на картонной основе. НРК.Аппликация из ткани «Бурятский костюм». | Выполнить аппликацию с использованием кружева, тюли. Создать открытки с аппликациями в этой технике. | Умение применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла). | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Умение под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; принимать роль в учебном сотрудничестве. |
-
| | Мозаика. Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек | Выполнить мозаику, используя различные материалы; пластиковые трубочки, карандашные стружки, фольгу, газетные комки, ватные шарики, яичную скорлупу, кусочки ткани, кусочки поролона. | Умение узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; экономно расходовать используемые материалы. | Формировать понимание причин успеха в учебе; ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Умение договариваться с партнерами, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания. |
-
| | Мозаика из кусочков клеенки. Мозаика из фольги. Мозаика из яичной скорлупы | Выполнить мозаику, используя различные материалы; пластиковые трубочки, карандашные стружки, фольгу, газетные комки, ватные шарики, яичную скорлупу, кусочки ткани, кусочки поролона. | Умение узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; экономно расходовать используемые материалы. | Формировать понимание причин успеха в учебе; ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Умение договариваться с партнерами, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания. |
-
| | Мозаика из ватных шариков, из кусочков поролона. Мозаика из кусочков ткани. | Выполнить мозаику, используя различные материалы: пластиковые трубочки, карандашные стружки, фольгу, газетные комки, ватные шарики, яичную скорлупу, кусочки ткани, кусочки поролона. | Умение понимать правила создания рукотворных предметов; использовать эти правила в своей деятельности. | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи. |
-
| | Плетение. Из истории плетения. Косое плетение в четыре пряди. | Овладеть приёмом объёмного косого плетения в четыре пряди. | Умение наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью. | Умение принимать сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
-
| | Прямое плетение из полосок бумаги. | Овладеть приёмом плоского прямого плетения из полосок бумаги и разметкой по линейке. | Умение понимать правила создания рукотворных предметов; использовать эти правила в своей деятельности. | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Умение задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. |
-
| | Узелковое плетение. Макраме. | Познакомиться с приёмом узелкового плетения ( беседочный , узел «счастья», узел «дерево жизни» , турецкий узел). | Умение понимать - правила создания рукотворных предметов; использовать эти правила в своей деятельности. | Формировать пони- мание причин успеха в учебе; ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Умение сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки. |
-
| | Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок. | Изготавливать объёмные изделия из бумаги. Разметка заготовки, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей склеиванием. | Умение узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; экономно расходовать используемые материалы. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно- практической деятельностью. | Умение подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
-
| | Мир сказочных героев Лепка. Из истории лепки. Лепка конструктивным способом. Обрубовка. | Изготавливать изделия из пластичных материалов: подготовка однородной массы, формирование деталей изделия, пластическое преобразование целой заготовки в изделие. | Умение выделять детали конструкций изделия, называть их форму, взаимное расположение , вид, способ соединения. | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Умение под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; принимать роль в учебном сотрудничестве. |
-
| | Налепные украшения. Лепка робота или принцессы. Проектная работа «Картина из пластилина» | Изготавливать изделия из пластичных материалов, подготовка однородной массы, формование деталей изделия, пластическое преобразование целой заготовки в изделие. | Умение наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый. | Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей. | Умение проговаривать свои действия после завершения работы; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе. |
-
| | Лепка из целого куска пластилина способом вытягивания. НРК.Выставка работ из пластилина «Символы Бурятии» | Изготавливать изделия из пластичных материалов, подготовка однородной массы, формование деталей изделия, пластическое преобразование целой заготовки в изделие. | Умение наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый. | Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей. | Умение проговаривать свои действия после завершения работы; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе |
-
| | Аппликация. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе. | Выполнить плоскую аппликацию путем приклеивания ткани на бумажную основу. | Умение применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла). | Формирование интереса к различным видам конструкторско- технологической деятельности. | Умение проговаривать свои действия после завершения работы; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе. |
-
| | Мозаика и аппликация из геометрических фигур. Панно «Мир геометрических фигур» | Изготовить изделия из бумаги, фольги: правка и резка заготовок. Разметка заготовки, резание ножницами по контуру, складывание и огибание заготовок, соединение деталей склеиванием.
| Умение выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения. | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
| Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи |
-
| | Итоговый урок- фантазия. Проектная работа «Мир геометрических фигур» НРК.Беседа о родном крае. | | Умение узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; экономно расходовать используемые материалы. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно- практической деятельностью. | Умение подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
-
| | Уютный дом Шитье и вышивание. Из истории шитья. Вышивание по криволинейному контуру. шов «вперед иголку». Беседа «Из истории шитья» | Освоить способы выполнения ручных швов. | Умение понимать правила создания рукотворных предметов; использовать эти правила своей деятельности | Формирование интереса к различным видам конструкторско-технологической деятельности. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не- существенных признаков. |
-
| | Двойной шов « вперед иголку». Пуговицы в поделках. Беседа «Из истории шитья» НРК.Выставка поделок из теста «Животные Бурятии» | Уметь ухаживать за своей одеждой, пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами; выполнить изделие. Использовать пуговицы для создания художественных образов. | Умение наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый, | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Умение под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; принимать роль в учебном сотрудничестве. |
-
| | Аппликация. Объемное моделирование и конструирование. Модели из крупных коробок. НРК.Беседа о Байкале. | Сконструировать модели мебели или животных из готовых форм (молочные коробки и коробочка от зубной пасты). | Умение наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый. | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи. |
-
| | Летающие модели. Выставка летающих аппаратов. | Выполнить летающую модель по готовым чертежам.
| Умение изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу. | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Умение проговаривать свои действия после завершения работы; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе. |
-
| | Создание моделей из деталей конструктора. НРК.Экскурсия в Этнографический музей. | Сконструировать модели из деталей конструктора. | Умение выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения. | Формировать понимание причин успеха в учебе; ориентацию на оценку результатов собственной предметно- практической деятельности. | Умение договариваться с партнерами, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания. |
-
| | Электробытовая техника. Другие виды электрической техники. | Освоить правила безопасной работы с бытовой техникой. | Умение наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно- практической деятельностью. | Умение договариваться с партнерами, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания. |
-
| | Проверочная работа. Выставка «Чему я научился» | Обобщение полученных знаний, умений, навыков. | Умение изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу. | Формирование умения оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Умение проговаривать свои действия после завершения работы; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе. |
Итого: 34 часа
Национально-региональный компонент по технологии (8 часов)
№ п/п | Дата проведения | Тема |
1-4 | | Аппликация из перьев «Птицы Бурятии» |
2-11 | | Бурятский орнамент на ткани. |
3-14 | | Аппликация из ткани «Бурятский костюм». |
4-24 | | Выставка работ из пластилина «Символы Бурятии» |
5-27 | | Беседа о родном крае. |
6-29 | | Выставка поделок из теста «Животные Бурятии» |
7-30 | | Беседа о Байкале. |
8-32 | | Экскурсия в Этнографический музей. |
Внеурочная деятельность
№ п/п | № урока | Дата проведения | Тема занятия |
1 | 9 | | Проектная работа «Мозаика» |
2 | 12 | | Конкурс поделок из оригами. |
3 | 23 | | Проектная работа «Картина из пластилина» |
4 | 26 | | Панно «Мир геометрических фигур» |
5 | 27 | | Проектная работа «Мир геометрических фигур» |
6 | 28 | | Беседа «Из истории шитья» |
7 | 29 | | Беседа «Из истории шитья» |
8 | 31 | | Выставка летающих аппаратов. |
9 | 34 | | Выставка «Чему я научился» |