Класс: 3А
Количество часов: всего – 68ч, в неделю – 2ч.
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО по технологии и составлена на основе программы Н.А.Цирулик «Технология» из сборника «Программы начального общего образования». Система Л.В.Занкова / Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г. и на основе программы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. «Информатика в играх и задачах».
Учебник «Технология. Твори, выдумывай, пробуй!» Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012г.
Учебник: Информатика : учебник для 3 класса : в 2 ч. / «Информатика в играх и задачах». Издательство Школьный дом, 2012г.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на принятие образа «хорошего ученика»:
ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
осознание своей ответственности за общее дело;
ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
уважение к чужому труду и результатам труда;
уважение к культурным традициям своего народа;
представление о себе как гражданине России;
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
ориентация на поведение на принятые моральные нормы;
понимание чувств окружающих людей;
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительно отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
сопереживания другим людям;
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознание себя как гражданина России;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;
готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного и здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровне;
адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях, в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
владеть общими приемами решения задач;
работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
умению смыслового восприятия познавательных текстов;
выделять часть признаков в изучаемых объектах на основе сравнения;
проводить сравнения и классификацию по самостоятельно выделенным критериям; обобщать на основе выделения сущностной связи;
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
делать выписки из используемых источниках информации;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
выделять ряд общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научится:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать особенности проектной деятельности;
осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Обучающийся получит возможность научиться:
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
изменять способ соединения деталей конструкции;
изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
размечать развертку заданной конструкции по чертежу, рисунку;
изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;
различать устройства компьютера;
наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);и
пользоваться калькулятором;
создавать, изменять и сохранять рисунки (Paint);
соблюдать правила безопасной работы на компьютере.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать по назначению основные устройства компьютера;
понимать информацию в различных формах;
переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;
создавать простейшие информационные объекты;
пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;
писать и отправлять электронной письмо;
соблюдать режим и правила работы на компьютере.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание
Традиционные народные промыслы и ремесла своего края, уважительное отношение к ним.
Профессии типа «Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – художественный образ».
Общие правила создания предмета рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность).
Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы.
Отбор и анализ информации из учебника, других печатных изданий и электронных источников информации.
Задания разных типов – от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до создания собственных образов. Исследовательская работа.
Использование полученных знаний и умений для творческой самореализации в домашних условиях.
Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Многообразие материалов.
Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма, сутаж, природный материал (песок, опилки, яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер.
Свойства материалов:
- бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги, сложенной в несколько слоёв, объёмное плетение из двух полосок;
- ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани;
- нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки.
Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием.
Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки, пластилина.
Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием.
Подбор материалов для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Виды художественной техники
Лепка. Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных художественных промыслах.
Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).
Аппликация.
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж).
Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).
Мозаика.
Мозаика из мелких природных материалов, например песка или опилок.
Коллаж.
Соединение в одной работе разных материалов и предметов.
Художественное вырезание.
Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура.
Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание.
Прорезная аппликация ( на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).
Художественное складывание.
Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами.
Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием.
Плетение.
Объемное плетение из бумаги.
Плетение на картоне с помощью иголки и нитки.
Шитье и вышивание.
Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный».
Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.
Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой, линейкой, циркулем).
Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развёртка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Конструкция изделия. Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения деталей.
Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу.
Простейшие задачи конструктивного характера на изменение свойств конструкции.
Плоскостное конструирование и моделирование.
Мозаика из элементов круга и овала.
Игрушки из картона с подвижными деталями.
Головоломки из картона и шнура.
Объемное конструирование и моделирование из бумаги.
Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого замка. Объемные изделия с клапанами.
Объемные изделия с разными способами соединения.
Технические модели, изготовленные по чертежу.
Конструирование и моделирование из ткани.
Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом.
Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем.
Практика работы на компьютере
Значение компьютера в жизни человека. Понятие информации. Восприятие, кодирование/декодирование разного рода информации. Возможности компьютера для хранения и передачи информации.
Основные устройства компьютера. Включение и выключение компьютера, перевод в режим ожидания. Компьютерные программы: калькулятор, тестовые редакторы. Их назначение и возможности.
Операции над файлами и папками: создание, перемещение, копирование, удаление. Открывание файлов и запуск программы. Сохранение вводимой информации.
Интернет: понятие, назначение, программы-обозреватели. Компьютер как средство поиска и воспроизведения информации, том числе в сети Интернет. Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение безопасных и рациональных приемов работы на компьютере.
Алгоритмы (9 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
1 | Лепка сложных форм разными способами | 1 | | |
2 | Рельеф. Пластилиновый град | 1 | | |
3 | Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели | 1 | | |
4 | Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись | 1 | | |
5 | Аппликация. Выпуклая контурная аппликация | 1 | | |
6 | Выполнение алгоритма | 1 | | |
7 | Мозаика из мелких природных материалов | 1 | | |
8 | Составление алгоритма | 1 | | |
9 | Мозаика из мелких природных материалов «Алые паруса» | 1 | | |
10 | Цикл в алгоритме | 1 | | |
11 | Коллаж из различных материалов. Обработка материалов | 1 | | |
12 | Поиск ошибок в алгоритме | 1 | | |
13 | Коллаж из различных материалов. «Пейзаж» | 1 | | |
14 | Линейные алгоритмы | 1 | | |
15 | Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами | 1 | | |
16 | Контрольная работа по теме «Алгоритм» | 1 | | |
17 | Складываем и вырезаем | 1 | | |
18 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Алгоритм» | 1 | | |
19 | «Гармошка», склеенная из двух полосок. «Клоун» | 1 | | |
20 | Состав и действие объекта | 1 | | |
21 | «Гармошка», склеенная из двух полосок «Весёлая пчела» | 1 | | |
22 | Группа объектов. Общее название | 1 | | |
23 | Симметричное вырезание | 1 | | |
24 | Общие свойства объектов одного класса | 1 | | |
25 | Прорезы, создающие объёмность | 1 | | |
26 | Состав и действия объектов с одним общим названием | 1 | | |
27 | Прорезная аппликация «Открытка - приглашение» | 1 | | |
28 | Отличительные признаки объектов | 1 | | |
29 | Прорезная аппликация «Открытка – машина» | 1 | | |
30 | Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе | 1 | | |
31 | Витражи. Симметричные прорезы « Колокольчик» | 1 | | |
32 | Контрольная работа по теме «Общие и отличительные признаки объектов» | 1 | | |
33 | Витражи. Симметричные прорезы «Фонарик» | 1 | | |
34 | Работа над ошибками. Имена объектов | 1 | | |
35 | Рисунки из углов. Узоры в круге. | 1 | | |
36 | Множество. Число элементов множества. Подмножество. | 1 | | |
37 | Рисунки из углов. Узоры в треугольнике, в квадрате. Плетение - путанка | 1 | | |
38 | Отношения между множествами (объединение) | 1 | | |
39 | Объёмные изделия с щелевым замком | 1 | | |
40 | Отношения между множествами (пересечение) | 1 | | |
41 | Объёмные изделия с клапанами и разными способами соединения | 1 | | |
42 | Пересечение и объединение множеств. Логические операции. | 1 | | |
43 | Конструирование из объёмных форм «Строим дом» | 1 | | |
44 | Истинность высказывания. Отрицание | 1 | | |
45 | Конструирование из объёмных форм «Попрыгунчики» | 1 | | |
46 | Истинность составного высказывания со словами «и», «или» | 1 | | |
47 | Летающие модели, изготовленные по чертежам | 1 | | |
48 | Построение графов | 1 | | |
49 | Швы «через край» и «петельный». Шов «строчка». Пуговица «на ножке» | 1 | | |
50 | Ориентированный граф | 1 | | |
51 | Плоские игрушки из ткани ( детали соединяются швом) «Чудики» | 1 | | |
52 | Контрольная работа по теме «Множества» | 1 | | |
53 | Плоские игрушки из ткани ( детали соединяются швом) «Чудики» | 1 | | |
54 | Работа над ошибками. Пути в графах | 1 | | |
55 | Плоские игрушки из ткани ( детали соединяются клеем ) «Броши» | 1 | | |
56 | Аналогия | 1 | | |
57 | Плоские игрушки из ткани ( детали соединяются клеем ) «Броши» | 1 | | |
58 | Решение задач по аналогии | 1 | | |
59 | Плоскостное моделирование и конструирование. Мозаика из элементов круга и овала | 1 | | |
60 | Закономерность | 1 | | |
61 | Игрушки из картона с подвижными деталями «Петух» | 1 | | |
62 | Решение задач на закономерности | 1 | | |
63 | Игрушки из картона с подвижными деталями «Клоун» | 1 | | |
64 | Аналогичная закономерность | 1 | | |
65 | Головоломки из картона и шнура | 1 | | |
66 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
67 | Работа над ошибками | 1 | | |
68 | Игры. Подведение итогов | 1 | | |