Пояснительная записка
Программа по Всеобщей истории История Нового времени для основной школы предназначена для учащихся 7 классов. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по Всеобщей истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089, авторской программой Дмитриевой О.В. «Всеобщая история. История Нового времени»: Для 7 класса.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
Основным учебным пособием для обучающихся является учебник: «Всеобщая история. История Нового времени». 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений / О.В. Дмитриева, изд. «Русское слово», 2013 г. Выбранный учебник входит в логически завершенную линию Всеобщей истории и является логическим продолжением курса Всеобщей истории. История Нового времени в 7 классе.
Цели и задачи курса:
освоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории, в контексте отечественной истории, в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа рассчитана на 28 часов из расчёта 2 часа в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате изучения курса «История Нового времени» обучающиеся должны
знать/ понимать:
-основные этапы и ключевые события Всеобщей истории 15-18 веков;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-изученные виды исторических источников.
Уметь:
-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
-определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов;
-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
Структура курса
Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе | Примечания |
Введение. | 1 | 1 | |
Раннее Новое время | 15 | 15 | |
Новое время | 11 | 11 | |
Итоговое повторение. | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 28 | 28 | |
Содержание тем учебного курса:
Введение
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ЧАСТЬ 1. Раннее Новое время
Великие Географические открытия
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. АмеригоВеспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Меняющийся облик Европы
Развитие техники. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие.
Рождение капитализма. Повседневная жизнь европейцев. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Европейское Возрождение. От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Реформация и Контрреформация в Европе. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Государства Западной Европы в XVI- первой половине XVII вв. Королевская власть и Реформация в Англии.ГенрихVIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IVБурбон — * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Европейская культура в конце XVI- первой половине XVII вв.
Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
ЧАСТЬ 2. Новое время.
Государства Западной Европы в XVI-первой половине XVII века.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией.
«Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Промышленный переворот в Англии. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIIIв. Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Т.Д.Стецюра Рабочая тетрадь к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век» М.: ООО ТИД «Русское слово- РС», 201.
2.Атлас «История нового времени» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс.
3. Агафонов С.В. «Схемы по Новой истории. Конец XV-XVIII век.7 класс»
4.Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «Программа курса «Новая история. Конец XV-XVIII век. 7 класс»
Календарно-тематическое планирование.
Предмет: Новая история автор учебника: Дмитриева О.В. Всеобщая история.
Класс 7 История нового времени. Учебник для 7 класса. – М.: Русское слово, 2013
Кол-во часов: 2 всего: 28
№ п/п | Сроки | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | ЗУН (стандарт) | Форма контроля |
План | Факт |
1 | | | Раздел 1. Раннее Новое время. Конец XV–первая половина XVIвв. | Урок 1: Глава 1. Великие географические открытия Введение. Что такое Новое время | 1 | Знать основные понятия, хронологические рамки Нового времени | |
2 | | | Урок 2: Начало Великих Географических открытий | 1 | Значение Великих географических открытий. Начало складывания мирового рынка, европейская революция цен | Таблица |
3 | | | Урок 3: Новый и Старый свет: время перемен. | 1 | Географические представления людей Средневековья. Энрике Мореплаватель, Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию, АмеригоВеспуччи в Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие | Опрос |
4 | | | Урок 4: Глава 2. Меняющийся облик Европы Развитие техники. Рождение капитализма | 1 | Европейское население. Основные черты повседневной жизни. Новые изобретения и усовершенствования. Зарождение капиталистических отношений .Мануфактура. Ранняя буржуазия, наемные работники | |
5 | | | Урок 5: Повседневная жизнь европейцев в XVI–первая половина XVIIвв. | 1 | Европейское население. Основные черты повседневной жизни. Новые изобретения и усовершенствования | Опрос |
6 | | | Урок 6: Глава 3. Европейское возрождение. Культура Высокого Возрождения в Италии. Гуманизм за Альпами | 1 | От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые Утопии. Томас Мор и его представление о совершенном государстве«Титаны Возрождения».искусство барокко | Таблица |
7 | | | | Урок 7: Глава 4. Реформация и Контреформация в Европе. Реформация и Крестьянская война в Германии | 1 | Причины Реформации и ее распространение в Европе. Крестьянская война в Германии: причины, ход, итоги | Конспект |
8 | | | Урок 8: Реформация и Контреформация в XVIвеке | 1 | Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола. Иезуиты. М/н отношения, причины м/н конфликтов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. | |
9 | | | Урок 9: Глава 5. Государства Западной Европы в XVI – первой половине XVIIвв. Могущество и упадок империи, в «которой никогда не заходило солнце». | 1 | Карл V. Абсолютная монархия в Испании | |
10 | | | Урок 10: Нидерланды против Испании | 1 | Особенности экономического и политического развития Нидерландов. Нидерландская буржуазная революция. Герцог Альба. Вильгельм Оранский. Гезы .Голландская республика | |
11 | | | Урок 11: Англия при Тюдорах | 1 | Королевская власть и Реформация. Англиканская церковь. Укрепление и могущество Англии | |
12 | | | Урок 12: Франция на пути к абсолютизму | 1 | Абсолютная монархия во Франции. Борьба католиков и гугенотов. Варфоломеевская ночь. Реформы Ришелье Расцвет французского абсолютизма | Тест |
13 | | | Урок 13: Международные отношения в XVI – первой половине XVIIвв | 1 | Особенности международных отношений в Европе | Таблица |
14 | | | Урок 14: Глава 6. Европейская культура в конце XVI – первой половине XVII вв. Начало революции в Естествознании | 1 | Развитие новой науки в XVI –XVIIв.в. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Создание новой картины мира | |
15 | | | Урок 15: Литература и искусство на рубеже XVI –XVIIвв | 1 | | Опрос |
16 | | | Урок 16: Повторительно – обобщающий по теме «Раннее новое время» | 1 | | Тест |
17 | | | Раздел 2. Новое время. Вторая половина XVII – XVIIIвв | Урок 17: Глава 7. Взлеты и падения монархий Французская монархия в зените: Людовик XVI – «король солнце». | 1 | | |
18 | | | Урок 18: Революция в Англии. Становление Английской парламентской монархии | 1 | Англия в первой половине XVII века. Причины революции, основные события, итоги. Оливер Кромвель. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 года | Опрос |
19 | | | Урок 19: Глава 8. Конец «старого порядка». Европа во второй половине XVIIIв. Идеи и общество эпохи Просвещения | 1 | Просветители XVIII века.- наследники гуманистов эпохи Возрождения. Энциклопедисты. Значение культурных ценностей эпохи | Конспект |
20 | | | Урок 20: Борьба за передел Европы и мира | 1 | Положение государств Европы после Тридцатилетней войны. Территориальные изменения | |
21 | | | Урок 21: Промышленный переворот в Англии | 1 | Промышленный переворот в Англии. Основные технические достижения. промышленная буржуазия и наемные рабочие | |
22 | | | Урок 22: Война за независимость и образование США | 1 | Первые колонии в северной Америке. Б. Франклин, Д Вашингтон. Конституция 1787 года. Билль о правах. | |
23 | | | Урок 23: Начало Французской революции. От диктатуры якобинцев к Директории | 1 | Франция середины XVIII века. Генеральные Штаты. Якобинцы. Диктатура.террор. Жирондисты. Термидорианцы. Н. Бонапарт. Государственный переворот XVIII брюмера Луи Бонапарта | Опрос |
24 | | | Урок 24: Глава 9. Восток и Запад: две стороны единого мира. Великие державы Азии XVI –XVIIIвв | 1 | Ослабление Османской империи. Держава Великих моголов в Индии. Начало европейского завоевания Индии | |
25-26 | | | Урок 25-26: «Запретные страны»: Китай и Япония в XVI –XVIIIвв | 2 | Покорение Китая Маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. Токугава. | |
27 | | | | Урок 27: Начало европейской колонизации | 1 | | |
28 | | | Урок 28: Повторительно – обобщающий урок по теме: Новое время. Вторая половина XVII – XVIIIвв | 1 | | Тест |