Министерство образования Тульской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГПОУ ТО «ТГКСТ» |
___________________ Ю.И. Кашурин |
«20» ____04________ 2017 г. Приказ №__91-о___ от 20.04.2017 г. |
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Тула 2017
СОГЛАСОВАНО Зам. директора ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» | СОГЛАСОВАНО Начальник научно-методического центра ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» | Одобрена предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол № от « » __________ 2017 г. Председатель цикловой комиссии _________А.Г. Соломатина |
______________ В.Г. Цибикова «____»______________2017 г. | _______________ Л.В. Маслова «____»______________2017 г. |
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1547 от 26.12.2016 г.
Разработчик: Солодовникова М.В., руководитель физического воспитания ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
| |
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09 декабря 2016 № 1547, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 года, регистрационный № 44936, входящим в укрупнённую группу ТОП-50 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Физическая культура» принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 4 | Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 8 | Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) | Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 168 |
Самостоятельная работа | 8 |
Объем образовательной программы | 160 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | - |
практические занятия | 160 |
контрольные работы | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | Содержание учебного материала | | ОК.4, ОК 8 |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | 30 |
1 | Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование. |
2 | Техника спринтерского бега 100 м. |
3 | Ритмо-скоростная структура бега. (Высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование). |
4 | Специальные и общеподготовительные упражнения для развития физических качеств бегуна, прыгуна, метателя. |
5 | Челночный бег 5 х 10 м. |
6 | Тактика и техника эстафетного бега 4 х 100 м. |
7 | Техника бега по прямой с различной скоростью. |
8 | Тактика и техника равномерного бега 500 м, 2000 м (девушки) и 1000 м, 3000 м (юноши). |
9 | Тактика и техника прыжка в длину с места, тройного прыжка (разбег, отталкивание, приземление). |
10 | Тактика и техника метания гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши) (разбег, скрестные шаги, финальное усилие). |
11 | Бег с препятствиями. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение комплексов общеразвивающих и специально-беговых упражнений, для коррекции телосложения. Совершенствование технико-тактической подготовки в спринтерском беге. Развитие силы методом круговой тренировки. Совершенствование техники метания (разбег, скрестные шаги, финальное усилие). Развитие скоростно-силовых качеств, скоростной выносливости, интервальный бег. Выполнение упражнений взрывного характера (ускорения, прыжки, метания), упражнений с отягощениями, старты из различных исходных положений. Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья). Определение уровня здоровья. Творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой. | 1 |
2 Планирование самостоятельных занятий | 1 |
3 Подготовка рефератов | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.2. Волейбол | Содержание учебного материала | 40 | ОК.4, ОК 8 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
1 | Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении и защите (бег, ходьба, выпады, падения, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).. |
2 | Техника остановок скачком, шагом |
3 | Техника приема и передач мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками, кулаком. |
4 | Техника передачи двумя сверху над собой, назад. |
5 | Техника передачи в прыжке. |
6 | Техника нижней прямой подачи, верхней прямой подачи. |
7 | Техника верхней прямой силовой подачи, с планирующей траекторией полета мяча. |
8 | Техника приема, подачи и передачи мячей, летящих с большой скоростью. |
9 | Техника прямого нападающего удара и блокирования. |
10 | Выполнение скрытых передач для нападающего удара. |
11 | Прием мяча одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе. |
12 | Тактика нападения, тактика защиты. |
13 | Упражнения для развития внимания, периферического зрения, ориентировки, переключения внимания. |
14 | Упражнения для развития быстроты перемещений и ловкости. |
15 | Упражнения для развития прыгучести, силы и специальной выносливости. |
16 | Техника безопасности игры. Контрольные игры и соревнования. Анализ проведенной игры. Судейская и инструкторская практика. Правила игры. |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся выполнение игрового приема в упрощенных условиях. Варианты передачи мяча сверху, снизу в парах, тройках, от стены, через сетку. Передачи мяча сверху над собой до 20 раз. Серийные передачи мяча снизу над собой до 20 раз. Специальные упражнения волейболиста с набивным мячом. Подводящие и специальные упражнения для нижней прямой подачи. Выполнение упражнений силовых, для развития специальной гибкости и выносливости, для развития быстроты перемещений и ловкости, для развития прыгучести. | 1 |
Тема 1.3. Баскетбол | Содержание учебного материала | 40 | ОК.4, ОК 8 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
1 | Совершенствование передвижений, остановок, поворотов на быстроту выполнения. |
2 | Ловля низких и катящихся мячей одной рукой. |
3 | Ловля мяча на максимальной скорости передвижения, на максимальной высоте прыжка |
4 | Передачи мяча: скрытые передачи (назад, вправо, влево), передачи в прыжке двумя руками от головы и одной от плеча. |
5 | Ведение мяча на максимальной скорости. |
6 | Броски мяча одной от плеча со средних и дальних дистанций. |
7 | Тактика нападения. Отбивание мяча. |
8 | Индивидуальные действия: применение изученных приемов в сочетании с финтами «без мяча» и «с мячом». Заслоны игроку с мячом и игроку без мяча. |
9 | Групповые действия: взаимодействие двух нападающих против трех защитников, «тройка», скрестный выход и малая восьмерка, наведение, пересечение. |
10 | Командные действия: разучивание комбинаций при вбрасывании из-за боковой. |
| 11 | Тактика и техника защиты. Индивидуальные действия: действия одного защитника против двух нападающих, отступание при заслонах. | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 12 | Групповые действия: проскальзывание, противодействие тройке, скрестному выходу и малой восьмерке | | |
13 | Командные действия: варианты зонной защиты. |
14 | Правила игры. Техника безопасности игры. Судейская и инструкторская практика. |
15 | Контрольные игры и соревнования. Анализ проведенной игры. |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся выполнение упражнений (быстрый старт, шаги, повороты, остановки). Упражнения для развития прыгучести. Базовые упражнения. Специальные упражнения баскетболиста с баскетбольным мячом. Выполнение упражнений силовых, для развития специальной гибкости и выносливости, для развития быстроты перемещений и ловкости, для развития прыгучести. | 1 |
Тема 1.4. Гимнастика и военно-прикладная физическая подготовка | Содержание учебного материала | 28 | ОК.4, ОК 8 |
1 | «На середину – равняйсь!», «Отставить!», «Вольно!», «Разойдись!». Расчёт. Команды: «По порядку – Рассчитайсь!», «На первый, второй – рассчитайсь!», «По три (четыре и т.д.) – рассчитайсь!» Строевые упражнения. Строевые приёмы. Выполнение команд: «Становись!», «Смирно!», «Равняйсь!», «Налево – равняйсь!» |
2 | Построение в одну шеренгу и в две, в колонну по одному (по два, по три и т.д.) |
3 | Перестроения из одной шеренги в две, в три, из шеренги уступом, колонны по одному в колонну по два в движении. |
4 | Передвижения: строевым, походным шагом, на месте, бегом, противоходом, змейкой. Прекращение движения. |
5 | Перемена направления фронта захождением плечом.. |
6 | Размыкания и смыкания. Повороты на месте и в движении. Ответ на приветствие и благодарность в движении в составе отделения |
7 | Одиночные строевые приёмы: выход из строя, повороты на месте, движение строевым шагом, повороты в движении, отдание воинского приветствия начальник слева или справа, подход к начальнику, возвращение в строй, рапорт. |
8 | Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, скакалками, гантелями), с использованием гимнастических снарядов и оборудования (перекладина, конь, козёл, скамейка, стенка, канат). |
9 | Эстафеты. Полосы препятствий. |
10 | Развитие основных мышечных групп и двигательных качеств методом круговой тренировки. |
11 | Упражнения для развития равновесия, вестибулярной устойчивости, в перелезании и переползании, в поднимании и переноске тяжестей. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики. |
12 | Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание). |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | |
1 Выполнение комплексов: общеразвивающих упражнений: элементарных, с весом собственного веса, с партнером, с предметами; упражнений вводной, производственной гимнастики и для профилактики профессиональных заболеваний. | 1 |
2 Разработка комплексов общеразвивающих упражнений и упражнений с профессиональной направленностью. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.5. Аэробика. Ритмическая гимнастика | Содержание учебного материала | 22 | ОК.4, ОК 8 |
1 | Основные виды перемещений. Базовые шаги, движения руками, базовые шаги с движениями руками.. |
2 | Техника выполнения движений в степ-аэробике: общая характеристика степ-аэробики, различные положения и виды платформ. Основные исходные положения. Движения ногами и руками в различных видах степ-аэробики |
3 | Техника выполнения движений в фитбол-аэробике: общая характеристика фитбол-аэробики, исходные положения, упражнения различной направленности. |
4 | Техника выполнения движений в шейпинге: общая характеристика шейпинга, основные средства, виды упражнений. |
5 | Техника выполнения движений в пилатесе: общая характеристика пилатеса, виды упражнений. |
6 | Техника выполнения движений в стретчинг-аэробике: общая характеристика стретчинга, положение тела, различные позы, сокращение мышц, дыхание. |
7 | Специальные комплексы развития гибкости и их использование в процессе физкультурных занятий. |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение изучаемых двигательных действий, связок, комбинаций, комплексов в процессе самостоятельных занятий. | 1 |
| Всего: | 168 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Спортивный зал, оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:
1 Специальное оборудование
Граната для метания спортивная 0,5 кг
Граната для метания спортивная 0,7 кг
Кольцо баскетбольное №7
Лыжный комплект (лыжи, палки, крепление, ботинки)
Мат гимнастический складной виниловый(2м, 1м, 0,1)
Мат гимнастический (1м, 2м)
Мяч баскетбольный
Мяч волейбольный
Мяч футбольный
Перекладина
Сетка баскетбольная
Сетка волейбольная
Скамейка гимнастическая
Стенка гимнастическая
Щит баскетбольный оргстекло
Канат для перетягивания, диаметр 12мм, длина 32 м
Наклонная доска для пресса
Козел гимнастический
Конь гимнастический
Брусья параллельные
Мост гимнастический приставной
Скакалки гимнастические
Табло судейское
Гантели 1,5 кг.
Гантели 2 кг.
Гантели 3 кг.
Гриф штанги
Турник настенный
2 Учебно-наглядные пособия
2.1 Стенды «Нормы физической подготовки», «Спортивная жизнь техникума»
2.2 Электронное пособие:
1. Большая олимпийская энциклопедия (полные архив. (Лицензия МПТР РФ серия ВАФ № 77-41 от 11.10.2002 г.);
2. Царица тела своего.(Лицензия МПТР России ВАФ № 77-35);
Фитнес 4 в 1;
Фитнес йога;
Хип-хоп фитнес;
Стань стройной;
Секреты фитнеса)
3.Энциклопедия фитнеса. Упражнения с мячами . (Лицензия МПТР России ВАФ № 77-226 ОТ 08.08.2005 г.)
4. Специальное издание «Путь к себе». (Лицензия № 1285012103 от 12.01.2006 г.);
Ваш здоровый позвоночник;
Пилатес с мячом;
Победим целлюлит;
Power bodi;
Power stretch;
Аэробика для будущих мам.
5. Ударная аэробика «Тайбо». (Лицензия МПТР России ВАФ № 77-41 (от 03.05.2003 г.)
6. Фитнес «Путь к себе» . (Лицензия МПТР России ВАФ № 77-109 от 23.02.2003 г.); Фитнес со скакалкой 1,2,3;
Фитнес со скакалкой экстрим;
Пилатес. Курс для начинающих;
Секреты идеальной фигуры от Сюзанны Кокс
7. Кросс тренинг - смешанная тренировка (Кикбоксинг, кардиотренировки, пилатес, йога по 10 минут каждая) «голливудский тренер». (Лицензия МПТР России ВАФ № 77-238 от 02.02.2006 г.)
8. Фитнес (программа для женщин) колледж бодибилдинга им. Б.Вейдера (Лицензия МПТР России ВАФ № 77-5 от 27.10.1999 г.)
9. Аэробика: интервальная тренировка. (Лицензия МПТР России ВАФ № 77-242,2002 г.)
10. Энциклопедия фитнеса 6 в 1. (Лицензия МПТР России ВАФ № 77-19 ОТ 08.03.2008 г.)
Аэробика – латиноамериканская страсть;
Арабские танцы;
Танец живота;
Синди Кроуфорд – секрет идеальной фигуры;
Синди Кроуфорд – как достичь совершенства;
Синди Кроуфорд – новое измерение.
11. Лучшие фитнес – программы. Шейпинг класс. (Лицензия МПТР России ВАФ № 77-35 )
12. Энциклопедия фитнеса. Упражнения с мячами (Лицензия МПТР России ВАФ № 21721602 от 27.09.2002 г.)
13. Аэробика плюс лечебная гимнастика (Лицензия МПТР России ВАФ № 77 – 103)
14. Йога Тайчи фитнесс.Секреты идеальной фигуры с Анной Курниковой и Синди Кроуфорд. (Лицензия МПТР России ВАФ № С-9-561.)
15. Динамическая аэробика: продвинутый уровень-скипинг. Скакалка: ХУДЕЕМ МОДНО И ВЕСЕЛО.(Лицензия МПТР России ВАФ №77-15 от 09.2007 г.)
3. Оборудование общего назначения
Стеллаж для мячей
Стол письменный
Тумбочка
Шкаф для документов
Стулья офисные
Сейф металлический
ПК
Принтер HP LaserJet P1102
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1 Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиевич Р.Л. Пагадаев Г.И. Физическая культура: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Пагадаев]. – 10-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 176 с.
3.3.2 Дополнительные источники:
1 Видякин М.В. Физкультура. 10 класс: поурочные планы (для занятий с юношами) / авт.-сост. М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2015. – 127 с.
2 Видякин М.В., Виненко В.И. Физкультура. 11 класс: поурочные планы (для занятий с юношами) / авт.-сост. М.В. Видякин, В.И. Виненко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 186 с.
3 Видякин М.В. Физкультура. 10 класс: поурочные планы (для занятий с девушками). 3-е изд., стереотип. / авт.-сост. М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2015. – 127 с.
4 Видякин М.В., Виненко В.И. Физкультура. 11 класс: поурочные планы (для занятий с девушками) / авт.-сост. М.В. Видякин, В.И. Виненко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 184 с.
Периодические издания (отечественные журналы):
«Спорт в школе»
3.2.3. Интернет-ресурсы
1 Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры учащихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие здорового образа жизни. Двигательная активность:
http://otherreferats.allbest.ru/sport/00011887_0.html;
http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2002n1/P19-23/HTM;
http://www.scoolpress.кu/metcab/show_razdel.php?SES_ID=3042&R_ID;
http://www.ruscenter.ru/258.html.
2 Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств:
http://med-lib.ru/referat/lfk/3.ph;
http://liftrabank.net/referat/234-priznaki-ustalosti-utomleniya-i-pereutomle-niya-ix.html;
http://revolution.allbest.ru/sport/00067264_0.html.
3 Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, нонограмм, функциональных проб, упражнений – тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности:
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: | Текущий контроль |
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей | - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - тестирование в контрольных точках. |
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; | оценка проведения разработанных комплексов упражнений в группе; |
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; | наблюдение за студентами в ходе проведения занятий |
проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; | оценка результатов проведения студентами пульсового контроля |
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; | наблюдение за студентами и оценка техники в ходе проведения занятий |
выполнять приемы страховки и самостраховки; | наблюдение за студентами в ходе проведения упражнений |
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; | оценка участия студентов в тактических действиях команды; наблюдение за студентами в ходе игры; оценка судейской и инструкторской практики студентов |
выполнять контрольные нормативы по легкой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма; | тестирование (по приросту к исходным показателям) уровня развития физических качеств в контрольных точках: на входе – начало учебного года, семестра; на выходе – в конце учебного года, семестра, изучения темы программы. |
Обучающийся должен знать: | |
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека - основы здорового образа жизни | практические задания по работе с информацией: - домашние задания проблемного характера - ведение дневника самоконтроля - оценка подготовленных студентом фрагментов занятий (занятий) с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха. |
5