СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по духовно- нравственному воспитанию 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по духовно нравственному воспитанию 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по духовно- нравственному воспитанию 3 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

имени героя России Евгения Сизоненко



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы

_______ Г.В.Романенко _________Л.В.Симакина

от «__» _____ 2013г. «___»_________ 2013г. «___»__________ 2013 г.



Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию






Учебный год:______________

Класс____________________

Учитель__________________________














г.Лиски




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана для 3 класса и  направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у учащихся. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем:

  1. Изменилось отношение между государством и личностью. Принцип демократического государства «разрешено все, что не запрещено», основан на вере в правовую культуру и правовую грамотность населения. К сожалению, сознание большинства граждан России отторгает эти качества.

  2. Социологические исследования дают поразительные результаты: в правовом сознании молодежи преобладают правовой нигилизм и цинизм, сопровождающийся ростом правонарушений, разрушением материальных и духовных основ общества.

  3. Нравственно – правовой уровень граждан России,  как и народов других стран, должен способствовать, как никогда ранее, выживанию человечества на основе безусловного признания прав человека.

  4. Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.

  5. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие ит. д.).

Поэтому решение задач по формированию духовно-нравственной   культуры и правового образования детей следует начинать немедленно, учитывая опыт отечественных и зарубежных коллег, отвечающих за разработку научно – обоснованных программ, учебников нового поколения и новых методик.

Цели

Целью духовно - нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования является социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к русскому языку и его культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

В основу программы положены следующие воспитательные методы:

- вовлечение в общественную деятельность

- сотрудничество

- доверие

- открытый диалог

- свобода выбора

- увлечение

- коллективный анализ и оценка

- контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения

- личный пример

В рамках программы предполагается сотрудничество со следующими структурами:

- семья

- Лискинский «ЦРТДЮ»

- Районная Детская библиотека

- Собор Владимирской божьей матери

       

         Программа ориентирована на творческую и познавательную деятельность детей.  Помимо этого, в ней представлены все стороны человеческой культуры, воспитание личности ребёнка опирается на высшие достижения культуры. Содержание программы соответствует интересам, потребностям и возможностям возрастного и индивидуального развития воспитанников, ориентировано на региональные особенности. В целом, содержание программы обеспечивает воспитание порядочного человека, не способного к аморальному образу жизни, живущего достойно и счастливо.

Принципы.

 В основе программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

 Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

 Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

 Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

 Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

 Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.

 Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос,  превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.

Основные направления и содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся 3 класса

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся опирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

1.Дать элементарные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; дать начальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов

2.Прививать любовь к образовательному учреждению, городу, народу,  России.

Ценности:

Поликультурный мир, свобода личная и национальная.

Формы работы:

•        Беседы•        Экскурсии•        Чтение книг•        Праздники

•        Просмотр кинофильмов (в том числе учебных)•        Встречи

•        Создание  проектов Интеллектуальные сражения (игры, викторины).

•        Участие в детских исследовательских конкурсах.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:

1.Дать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, реклам.

2.Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержки.

Ценности:

Жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям.

Формы работы:

•        Беседы •        Экскурсии•        Праздники•        Игровые программы,

•        Просмотр учебных фильмов•        Встречи•        Создание проектов , Ролевые игры

•        Участие в благотворительности, в акциях милосердия

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:

1.Дать первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

2.Формировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

3.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников.

Ценности:

Творчество и созидание; уважение к труду, бережливость и трудолюбие.

Формы работы:

•        Беседы•        Экскурсии•        Ярмарки, выставки•        Конкурсы

•        Сюжетно-ролевые игры•        Предметные олимпиады, декады.

•        Конкурсы, викторины.•        Выпуск стенных газет.•        Создание проектов

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. 

Задачи:

1.Дать сведения о здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма

2.Прививать интерес к занятиям физической культуры, спортом, активным образом жизни.

Воспитывать навыки личной гигиены

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Формы работы:

  • Беседы

  • Конкурсы, игры

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Задачи:

1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

Ценности:

Заповедная природа

Формы работы:

•        Беседы•        Экскурсии, прогулки•        Просмотр фильмов

•        Участие в коллективных творческих семейных делах

•        Выпуск стенных экологических газет, информационных листков.

•        Заочное путешествие по родному краю.•        Создание проектов, презентаций

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задачи:

1.Дать представления о душевной и физической красоте человека;

2.Прививать интерес к концертам, выставкам, музыке;

3.Воспитывать любовь к прекрасному.

Ценности:

Духовный мир человека.

Формы работы:

•        Беседы•        Встречи•        Экскурсии•        Выставки, музей

•        Просмотр фильмов•        Участие в художественном оформлении помещений

•        Участие в творческих конкурсах.•        Участие в концертной деятельности

•        Создание проектов

Работа с родителями

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями: 

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;

  • лекторий для родителей;

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

  • индивидуальные консультации специалистов;

  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,  выставки детских работ.

  • экскурсии;

  • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

  • индивидуальная работа с детьми дома

  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Планируемые результаты:

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

        Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

        на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

        на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

        на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

        Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимыхэффектов

 духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.





















Календарно-тематическое планирование(34ч.,1раз внеделю)

№ п/п

Мероприятия

Дата

По факту

1

Беседа «Кто я и как выгляжу?»

4.09


2

Классный час «Символы России, города Кирова, семьи»

11.09


3

Что в нашем имени? Составление родословной своей семьи. Изготовление мини газеты «Моя родословная»

18.09


4

Беседа с работниками храма о том, как и в честь кого, дается человеку имя при крещении

25.09


5

Экскурсия в храм Владимирской Божьей матери

2.10


6

Заочная экскурсия по родному городу.

9.10


7

Круглый стол «Кто они, мои друзья? Как завоевывать друзей Бескорыстие в дружбе» Выставка рисунков «Мой лучший друг»

16.10


8

Диспут «Верность слову»

23.10


9

Беседа «Отношение к старшим»

30.10


10

Викторина «О вежливых словах и их применении» 2 четв.

13.11


11

Беседа «Православные зимние праздники их традиции»

20.11


12

 Классный час «Искусство делать подарки»

27.11


13

Праздник Рождество

4.12


14

Фильм. Просмотр сюжета о ближнем.

11.12


15

Беседа с представителем храма о послушании родителей

18.12


16

Викторина «Как вести себя в школе, на переменах»

25.12


17

Экскурсия в краеведческий музей. Поведение в музее



18

Как вести себя в общественных местах



19

Конкурс «Твоя малая Родина»



20

Встреча «Художники, поэты земли Лискинской»



21

Викторина «Сказка – ложь, да в ней намек»



22

Праздник Пасха. Что такое писанка. История праздника. Изготовление поделок



23

Беседа с с представителем храма. Пасха



24

Изготовление поделок к празднику Пасха



25

Акция. Знакомство с историей праздника ребят из 1-2 классов



26

Беседа «О сострадании и жестокосердии»



27

Встреча «Профессия моей мамы. Трудовые династии»



28

Экскурсия. Окрестности микрорайона Мелбугор(экологическое состояние)



29

Тренинг « Какой я?»



30

Мама, пап и я – читающая семья.



31

Классный час «Семья – это…»



32

Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»



33

Экскурсия по городу Памятные места г.Лиски



34

Обобщающий урок



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

имени героя России Евгения Сизоненко

Рассмотрено: Утверждаю:

на заседании методического советеа Директор школы:

школы от________ Л.В.Симакина_______

Зам директора по УВР К.М.Некрасова _________

Индивидуальная

рабочая программа

групповых занятий с одаренными детьми

в 3 «Б» классе





17