СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 8 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса автора А.В.Перышкин «Физика. 8 класс», издательство «дрофа». Москва. 2012 год

 

Учебно-методический комплект входит в федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует государственному стандарту основного общего образования (5-9 кл.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 8 класса»


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43




УТВЕРЖДАЮ


Директор школы Жарова Т.С.


Приказ № 74от 30.08.2012 г.


СОГЛАСОВАНО


Руководитель Методического совета Талютина О.А.

расшифровка подписи



Протокол № 1 от 29.08.2012 г.



Рабочая программа

по _____физике________

наименование предмета


в __8__ классе

_______________Журавлевой Светланы Викторовны______________

ФИО учителя




2012/2013 учебный год












г. Ярославль


Раздел № 1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Письмо департамента образования мэрии г.Ярославля от 21.08.2012 № 01-14/3640 « О годовом календарном графике на 2012-13 учебный год»

  • Методическое письмо департамента образования мэрии г. Ярославля «О преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012-13 учебном году»

  • Методические рекомендации департамента образования Ярославской области по предмету «физика».

  • Письмо Департамента области №1662/01.10 от 28.04.2009, №3515/01.10 от 04.09.2010 о региональном учебном плане.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.



В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса автора А.В.Перышкин «Физика. 8 класс», издательство «дрофа». Москва. 2012 год


Учебно-методический комплект входит в федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует государственному стандарту основного общего образования (5-9 кл.)

На изучение физики в 8 классе отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 часов. 2012-13 учебный год составляет 34 недели по решению Педагогического совета школы пр.№1 от 29.08.2012





Раздел № 2. Тематическое планирование


раздела (главы)

Наименование темы

Всего часов

Сроки

прохождения

Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ

1

2

3

4

5

1

Тепловые явления

25


К.р.-2

Л.р.-3

2

Электрические явления

27


К.р.-1

Л.р.-5

3

Электромагнитные явления

5


К.р.-0

Л.р.-1

4

Световые явления

9


К.р.-1

Л.р.-3

5

Резерв времени. Повторение

2




всего

68


К.р.4

Л.р12


Раздел № 3. Календарно-тематическое планирование учебного материала


урока

Что пройдено на уроке

Демонстрации

Содержание из государственного стандарта

Дата

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

I четверть

Тепловые явления (25 ч)

1.1

Тепловое движение атомов и молекул. Температура и ее измерение.

Лабораторный опыт «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

Принцип действия термометра

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.



§1

2.2

Внутренняя энергия

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.



§2,3

3.3

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

Теплопроводность различных веществ

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.



§4

4.4

Конвекция. Излучение.

Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.



§5,6

5.5

Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике


Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.



§1 (доп. Материал)

6.6

Количество теплоты.


Количество теплоты.



§7

7.7

Удельная теплоемкость вещества

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ

Удельная теплоемкость.



§8

8.8

Решение задач на расчет количества теплоты при теплообмене. Тепловое равновесие


Закон сохранения энергии в тепловых процессах.



§9

9.9

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Изучение явления теплообмена»






10.10

Решение задач на расчет количества теплоты.


Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни




11.11

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости вещества»






12.12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.


Удельная теплота сгорания.



§10, 11, 2(доп. Материал)

13.13

Решение задач на закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.







14.14

Контрольная работа 1 по теме «Тепловые явления».






15.15

Различные состояния вещества. Плавление и кристаллизация.

Явления плавления и кристаллизации.

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования



§12, 3(доп. Материал), §13, 14

16.16

Удельная теплота плавления.





§15

17.17

Испарение и конденсация

Явление испарения

Испарение и конденсация.



§16,17

18.18

Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Влажность воздуха.



§16,19



II четверть

19.19

Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха»






20.20

Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от давления.

Кипение воды. Постоянство температуры кипения жидкости.

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота плавления и парообразования



§18,20

21.21

Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах.






22.22

Работа пара и газа при расширении. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания.

Краеведение:Ярославский моторный завод

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.




§21,22

23.23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Принцип работы тепловых двигателей. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.Краеведение: Ляпинская ТЭС

Устройство паровой турбины.



§23,24

24.24

Повторение темы «Изменение агрегатных состояний вещества »






25.25

Контрольная работа 2 «Изменение агрегатных состояний вещества»






Электрические явления (27ч)

26.1

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов

Лабораторный опыт «Наблюдение электрического взаимодействия тел».

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.



§25,26

27.2

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Делимость электрического заряда. Проводники , диэлектрики и полупроводники..

Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники



§27,28,29

28.3

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора

Устройство конденсатора.. Энергия заряженного конденсатора.





29.4

Строение атома. Закон сохранения электрического заряда.





§30

30.5

Объяснение электризации тел.

Электризация через влияние.




§31

31.6

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.

Лабораторный опыт «Изготовление гальванического элемента».

Источники постоянного тока.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.



§32

32.7

Электрическая цепь.

Составление электрической цепи.




§33

III четверть

33.8

Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Направление электрического тока.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников. Электрический разряд в газах.

Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах.



§34, 35,

34.9

Действия электрического тока.
Лабораторный опыт «Изучение электрических свойств жидкостей».

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Практическое применение физических знаний для предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.



§36, доп. Материал

35.10

Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр

Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Сила тока.



§37,38

36.11

Напряжение. Вольтметр.

Измерение напряжения вольтметром

Напряжение.



§39,40,41

37.12

Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения»

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.





38.13

Электрическое сопротивление. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Лабораторный опыт «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление»

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление

Электрическое сопротивление.



§43,45,46

39.14

Закон Ома для участка электрической цепи.

Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения при постоянном сопротивлении».

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Полупроводниковые приборы, Закон Ома для участка электрической цепи.



§42,44

40.15

Решение задач на закон Ома для участка электрической цепи.






41.16

Реостаты.

Лабораторная работа № 5

«Исследование зависимости силы тока в проводнике от сопротивления при постоянном напряжении».


Реостат и магазин сопротивлений.




§47

42.17

Лабораторная работа № 6

«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».






43.18

Последовательное соединение проводников.

Лабораторный опыт «Изучение последовательного соединения проводников».


Последовательное и параллельное соединения проводников.



§48

44.19

Параллельное соединение проводников.




§49

45.20

Лабораторная работа № 7

«Изучение параллельного соединения проводников».






46.21

Решение задач на электрические цепи






47.22

Работа и мощность электрического тока.


Работа и мощность электрического тока.



§50,51,52

48.23

Лабораторная работа № 8

«Измерение работы и мощности электрического тока ».






49.24

Закон Джоуля-Ленца.


Закон Джоуля-Ленца.



§53

50.25

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание.

Полупроводниковые приборы.



Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами



§54,55

51.26

Повторение темы «Электрические явления»






52.27

Контрольная работа 3 по теме «Электрические явления. Электрический ток»






IV четверть

Электромагнитные явления (5 ч)

53.1

Магнитное поле. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда.

Лабораторный опыт «Исследование магнитного поля прямого тока».

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.



§56,57

54.2

Магнитное поле катушки с током. Электромагнит.

Лабораторный опыт «Исследование магнитного поля катушки с током».


Электромагнит.



§58

55.3

Применение электромагнитов.

Электромагнитное реле.

Лабораторный опыт «Изучение принципа действия электромагнитного реле»





§58

56.4

Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Лабораторный опыт «Изучение взаимодействия постоянных магнитов»


Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли.



§59,60

57.5

Электродвигатель. Электромагнитное реле

Лабораторная работа № 9

«Изучение принципа действия электродвигателя»

Краеведение: Трамвайное ДЕПО, Яргорэлектротранс

Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя.

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.



§61

Световые явления (9 ч)

58.1

Кратковременная контрольная работа «Электромагнитные явления». Источники света. Прямолинейное распространение света

Лабораторный опыт «Изучение явления распространения света».

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Элементы геометрической оптики.



§62

59.2

Отражение света. Законы отражения. Лабораторная работа № 10

«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Закон отражения света.

Отражение и преломление света.



§63

60.3

Плоское зеркало.

Зеркальное и рассеянное отражение света

Лабораторный опыт «Изучение свойств изображения в плоском зеркале».

Изображение в плоском зеркале

Закон отражения света. Плоское зеркало.



§64

61.4

Преломление света.

Лабораторная работа № 11

«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Преломление света.

Отражение и преломление света.



§65

62.5

Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Лабораторный опыт «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы»

Ход лучей в собирающей линзе.

Линза. Фокусное расстояние линзы.



§66,67

63.6

Лабораторная работа №12. «Получение изображения при помощи собирающей линзы»

Получение изображений с помощью линз.





64.7

Оптическая сила линзы.

Оптические приборы.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Оптические приборы.



§66, 4(доп. Материал)

65.8

Глаз как оптическая система. Очки.

Модель глаза.

Глаз как оптическая система.



§5,6(доп. Материал)

66.9

Контрольная работа 4 по теме «Световые явления»






67

Обобщающее повторение. Резерв времени






68

Обобщающее повторение. Резерв времени





















Раздел № 5. Анализ выполнения Программы


Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

год


Кол-во часов

%

1

2

3

4

5

6

7

Кол-во часов по программе

17

15

22

14

68

--

Проведено фактически

17

15

21

13

66


Разница в часах



1

1

2


Причины































Выполнение программы

100%

100%

95%

93%

97%

Дата заполнения

--





Подпись учителя

--






Раздел № 6. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса ____физики__в ___8___ классе ученики должны

знать/понимать

  • смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

cмысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света

Уметь

  • испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки в квартире







Литература


  1. Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы. ,http://www.edu.ru

  2. О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана, «Вестник образования» №2, 2005г


  1. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Физика. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003

  2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2004

  3. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006

  4. Гутник Е.М. Физика 7-9 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7-9 кл.» / Под ред. Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2001

  5. Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики. 7-11 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002

  6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты 7-9 кл: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001

  7. Кореневская О.В. Физика. 7 класс: Доклады, рефераты, сообщения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006

  8. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2001

  9. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7-9 кл.: Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2001

  10. Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005

  11. Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания: Книга для учителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2002

  12. Милюкова Н.Ю. Я иду на урок физики: 7 класс. Части 1-3: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000

  13. Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Р.Д. Минькова. – М.: Экзамен, 2006

  14. Мокрова И.И. Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. ПЕрышкина «Физика. 9 класс», Части 1, 2 / Сост. И.И. Мокрова. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003

  15. Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 7-8 классы. – М.: Вербум-М, 2001

  16. Перышкин А.В. Физика. 7, 8, 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002

  17. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7, 8 класс. – М.: «ВАКО», 2003

  18. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. / Под ред. Ю.И. Дика, В.А. Коровина. – М.: Дрофа, 2001

  19. Справочник школьника. Физика. – М.: Филологическое общество «Слово», Компания «Ключ-С», 1995

  20. Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7, 8 класс. Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2001

  21. Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие / Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский, Н.В. Нурминская. – М.: Дрофа, 2001







3