© 2016, ovsyannikovatv 672 16
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» за курс 5 - 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе авторской программы по информатике и информационным технологиям Л.Л.Босовой и рассчитана на 210 учебных часов (1 час в неделю в 5-8 классах, 2 часа в неделю в 9 классе).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68 города Челябинска
имени Родионова Е.Н.
Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 68 _______________И.В.Калита
«___» __________ 2015г. | Согласовано Зам. директора по УВР _____________________ «___» __________ 2015г. | Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО _____________________ Протокол № ____ от «___» _________ 2015г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 5 – 9 классов на 2015-2016 учебный год
Составитель: Овсянникова Т.В.
учитель информатики первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 68
Ленинского района г. Челябинска
Челябинск
2015
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во 2 – 11 классах.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» за курс 5 - 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе авторской программы по информатике и информационным технологиям Л.Л.Босовой и рассчитана на 210 учебных часов (1 час в неделю в 5-8 классах, 2 часа в неделю в 9 классе).
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МОиН России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесёнными приказами МОиН РФ от 3.06.2008 г. №164, от 31.08.2009 г. №320, от 19.10.2009 г. № 427, от 10.11.2011 г. №2643, от 24.01.2012 г. №39).
Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 1.06.2004 г. 02-678, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005 г. № 01-571, от 10.05.2006 г. № 02-510, 29.05.2007 г. № 02-567, от 05.05.2008 г. № 04-387, от 06.06.2009 № 01-269, от 16.06.2011 г. № 04-997, от 30.05.2014 г. №01/1839.
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / письмо МОиН РФ от 07.07.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404.
Авторская программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. Л.Л. Босова. - 6-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы Л.Л.Босовой //Программы г. для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год / Приказ МОиН РФ (Минобрнауки России) от 31.03.2014г. №253..
О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» / постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. №48;
Об особенностях преподавания учебного предмета «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в 2015/2016 учебном году / Приложение к письму МОиН Челябинской области от 16.06.2015 г. № 03-02/4938.
Учебный план МБОУ СОШ №68 г. Челябинска на 2015/2016 учебный год;
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-9 классах определены следующим образом:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих и способностей учащихся;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В основу представляемого курса информатики для 5-9 классов положены такие принципы как:
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо — если что-то слишком сложно для школьников — не учить этому вовсе.
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его по следующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.
Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Данный курс предназначен для изучения в 5 – 9 классах общеобразовательных учебных заведений, оснащенных кабинетами вычислительной техники. На его освоение предполагается 210 часов (5 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год; 6 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год; 7 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год; 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год; 9 класс - 2 часа в неделю, 70 часов в год).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 18 (3 – 5 класс, 3 – 6 класс, 3 – 7 класс, 3 – 8 класс, 6 – 9 класс)
проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам
практических работ (10-15 минут) – на определенном уроке.
Содержание курса информатики и ИКТ для 5 – 9 классов (210 часов)
5 класс
Общее число часов – 35 ч.
Компьютер для начинающих (8 часов)
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой.
Практическая работа № 2. Освоение мыши.
Практическая работа № 3. Запуск программ. Основные элементы окна программы
Практическая работа № 4. Знакомство с компьютерным меню.
Клавиатурный тренажер.
Информация вокруг нас (14 часов)
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действия и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью приложения.
Практическая работа №6. Ввод текста.
Практическая работа №7. Редактирование текста.
Практическая работа №8. Редактирование текста.
Практическая работа №9. Редактирование текста.
Клавиатурный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал (тренировка памяти, переливашки, переправа).
Информационные технологии (11 часов)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Устройства ввода графической информации.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 10. Форматирование текста.
Практическая работа № 11. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.
Практическая работа № 12. Раскраска.
Практическая работа № 13. Создание комбинированных документов.
Практическая работа № 14. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.
Практическая работа № 15. Работа с графическими фрагментами.
Практическая работа № 16. Анимация.
Повторение (2 часа)
6 класс
Общее число часов – 35 ч.
Компьютер и информация (12 часов)
Техника безопасности и организация рабочего места.Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум:
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1. Работа с файлами и папками.
Практическая работа № 2. Знакомимся с текстовым редактором Word.
Практическая работа № 3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.
Практическая работа № 4. Нумерованные списки.
Практическая работа № 5. Маркированные списки.
Практическая работа № 6. Создаем таблицы.
Человек и информация (12 часов)
Чувственное познание окружающего мира. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Структурирование и визуализация информации. Содержание и объем информации. Отношения между понятиями. Определения понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 6. Создаем таблицы
Практическая работа № 7. Размещаем текст и графику в таблице.
Практическая работа № 8. Строим диаграммы.
Практическая работа № 9. Изучаем графический редактор Paint.
Практическая работа № 10. Планируем работу в графическом редакторе.
Практическая работа № 11. Рисуем в редакторе Word.
Практическая работа № 12. Рисунок на свободную тему
Алгоритмы и исполнители (9 часов)
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Циклические алгоритмы. Алгоритмы с повторениями.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 13. PowerPoint. «Часы».
Практическая работа № 14. PowerPoint. «Времена года».
Практическая работа № 15. PowerPoint. «Скакалочка».
Практическая работа № 16. Работаем с файлами и папками.
Повторение (2 часа)
7 класс
Общее число часов – 35 ч.
Объекты и системы (7 часов)
Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения, разновидности и классификация объектов. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 1. Основные объекты ОС Windows.
Практическая работа № 2. Работаем с объектами файловой системы.
Практическая работа № 3. Создаем текстовые объекты.
Информационное моделирование (20 часов)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели.
Словесные информационные модели. Научные и художественные описания. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные и информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Работа с электронными таблицами. Графики и диаграммы. Наглядное
представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 4. Создаем словесные модели .
Практическая работа № 5. Многоуровневые списки.
Практическая работа № 6. Создаем табличные модели.
Практическая работа № 7. Создаем вычислительные таблицы в Word.
Практическая работа № 8. Знакомимся с электронными таблицами в Excel.
Практическая работа № 9. Создаем диаграммы и графики.
Практическая работа № 10. Схемы, графы и деревья
Практическая работа № 11. Графические модели
Практическая работа № 12. Итоговая работа.
Алгоритмика (7 часов)
Алгоритм. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл «Повторить n раз». Исполнитель Робот. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум:
Работа в среде «Алгоритмика»
Повторение (1 час)
8 класс
Общее число часов – 35 ч.
Информация и информационные процессы (9 ч)
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.
Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).
Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 1. Ввод символов.
Практическая работа № 2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.
Практическая работа № 3.Ввод символов (на основании №69 в РТ )
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч)
Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.
Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 4. Поиск информации о современных носителях в сети Интернет.
Практическая работа №5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Обработка графической информации (4 ч)
Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.
Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.
Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 6. Создание, редактирование, форматирование графических изображений.
Практическая работа № 7. Конструирование сложных объектов из графических примитивов. Создание надписей.
Практическая работа № 8. Работа с несколькими файлами. Получение копии экрана. Создание анимации и художественная обработка изображений. Масштабирование растровых и векторных изображений.
Обработка текстовой информации (9ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 9. Ввод, вставка, замена символов. Удаление и перемещение фрагментов.
Практическая работа № 10. Копирование фрагментов. Склеивание и разрезание строк. Изменение размера, шрифта, цвета символов. Индексы.
Практическая работа № 11. Варианты форматирования символов. Варианты подчеркивания.
Практическая работа № 12. Форматирование абзацев.
Практическая работа № 13. Вставка специальных символов и формул. Создание списков.
Практическая работа № 14. Создание таблиц, схем. Вставка рисунков.
Практическая работа № 15. Оформление реферата «История вычислительной техники».
Мультимедиа (4 ч)
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №16. Создание мультимедийной презентации.
Практическая работа №17. Создание мультимедийной презентации «История развития компьютерной техники».
Повторение(2 ч)
Компьютерный практикум:
Практическая работа №18. Итоговый проект.
9 класс
Общее число часов – 70 ч.
Математические основы информатики (13 ч)
Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №1. Число и его компьютерный код.
Практическая работа №2. Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции.
Практическая работа №3. Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке.
Практическая работа №4. Логические законы и правила преобразования логических выражений.
Практическая работа №5. Решение логических задач.
Моделирование и формализация (8 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №6. Построение графических моделей.
Практическая работа №7. Построение табличных моделей.
Практическая работа №8. Создание базы данных.
Основы алгоритмизации (12 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №9. Построение алгоритмической конструкции «следование».
Практическая работа №10. Построение алгоритмической конструкции «ветвление».
Практическая работа №11. Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы.
Практическая работа №12. Построение алгоритмической конструкции «повторение».
Практическая работа №13. Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы.
Практическая работа №14. Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений.
Практическая работа №15. Конструирование алгоритмов.
Практическая работа №16. Построение алгоритмов управления.
Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №17. Организация вводы и вывода данных.
Практическая работа №18. Написание программ на языке Паскаль.
Практическая работа №19. Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль.
Практическая работа №20. Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль.
Практическая работа №21. Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль.
Практическая работа №22. Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений.
Практическая работа №23. Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы.
Практическая работа №24. Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов.
Практическая работа №25. Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива.
Практическая работа №26. Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве.
Практическая работа №27. Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве.
Практическая работа №28. Написание вспомогательных алгоритмов.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №29. Основы работы в электронных таблицах.
Практическая работа №30. Вычисления в электронных таблицах.
Практическая работа №31. Использование встроенных функций.
Практическая работа №32. Сортировка и поиск данных.
Практическая работа №33. Построение диаграмм и графиков.
Коммуникационные технологии (10 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №34: «Поиск информации в интернете».
Практическая работа №35: «Работа с электронной почтой».
Практическая работа №36. Разработка содержания и структуры сайта.
Практическая работа №37. Оформление сайта.
Практическая работа №38. Размещение сайта в интернете.
Повторение (5 ч)
Компьютерный практикум:
Практическая работа №39. Создание своего сайта.
Календарно-тематическое планирование (сетка)
5 класс
Месяц | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | |||||||||||||||||||
Неделя | 1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 29-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-2 | 10-16 | 17-23 | 24-30 | 1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 12-18 | 19-25 | 26-1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 | 23-1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 |
Тема(кол-во часов) | Компьютер для начинающих (8) | Информация вокруг нас (14)
| Информационные | |||||||||||||||||||||||
Практические работы |
|
| №1 |
|
| №2 | №3 | №4 |
|
|
|
|
|
|
|
| №5 | №6 | №7 | №8 | №9 |
| №10 | №11 | №11 | №12 |
Контрольные работы |
|
|
|
|
|
|
| КР№1 |
|
|
|
|
|
|
| КР№2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Месяц | Апрель | Май | |||||||
Неделя | 30-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-3 | 4-10 | 11-17 | 18-24 | 25-30 |
Тема(кол-во часов) | технологии (11) | Повторение (2) | |||||||
Практические работы | №13 | №14 | №15 |
|
| №16 | №16 | №17 | №17 |
Контрольные работы |
|
|
|
|
| КР№3 |
|
|
|
6 класс
Месяц | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | |||||||||||||||||||
Неделя | 1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 29-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-2 | 10-16 | 17-23 | 24-30 | 1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 12-18 | 19-25 | 26-1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 | 23-1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 |
Тема(кол-во часов) | Компьютер и информация (12)
| Человек и информация (12)
| Алгоритмы | |||||||||||||||||||||||
Практические работы |
| №1 | №2 | №2 |
| №3 | №3 |
|
| №4 | №5 | №6 | №6 | №7 | №8 |
| №8 | №9 | №9 | №10 | №10 | №11 | №11 | №12 |
|
|
Контрольные работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КР№1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КР№2 |
|
|
Месяц | Апрель | Май | |||||||
Неделя | 30-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-3 | 4-10 | 11-17 | 18-24 | 25-30 |
Тема(кол-во часов) | и исполнители (9) | Повторение (2) | |||||||
Практические работы | №13 | №13 | №14 | №14 | №15 | №15 | №16 | №17 | №17 |
Контрольные работы |
|
|
|
|
|
| КР№3 |
|
|
7 класс
Месяц | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | |||||||||||||||||||
Неделя | 1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 29-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-2 | 10-16 | 17-23 | 24-30 | 1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 12-18 | 19-25 | 26-1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 | 23-1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 |
Тема(кол-во часов) | Объекты и системы (7) | Информационное моделирование (20)
| ||||||||||||||||||||||||
Практические работы |
| №1 | №2 | №3 | №3 | №3 |
| №4 | №11 | №4 | №4 | №4 | №5 |
| №6 | №6 | №6 | №6 | №7 | №8 | №8 | №9 | №9 | №9 | №10 | №10 |
Контрольные работы |
|
|
|
|
|
| КР№1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Месяц | Апрель | Май | |||||||
Неделя | 30-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-3 | 4-10 | 11-17 | 18-24 | 25-30 |
Тема(кол-во часов) |
| Алгоритмика (7)
| Повторение (1) | ||||||
Практические работы | №10 | Работа в среде «Алгоритмика» | №12 | ||||||
Контрольные работы | КР№2 |
|
|
|
|
|
| КР№3 |
|
8 класс
Месяц | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | |||||||||||||||||||
Неделя | 1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 29-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-2 | 10-16 | 17-23 | 24-30 | 1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 12-18 | 19-25 | 26-1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 | 23-1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 |
Тема(кол-во часов) | Информация и информационные процессы (9) | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7) | Обработка графической информации (4) | Обработка текстовой | ||||||||||||||||||||||
Практические работы |
|
| №1 |
| №2 |
|
| №3 |
| №4 |
|
|
|
|
|
| №5 | №6 | №7 |
| №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | №13 |
Контрольные работы |
|
|
|
|
|
|
|
| КР№1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КР№2 |
|
|
|
|
|
|
Месяц | Апрель | Май | |||||||
Неделя | 30-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-3 | 4-10 | 11-17 | 18-24 | 25-30 |
Тема(кол-во часов) | информации (9) | Мультимедиа (4) | Повторение(2)
| ||||||
Практические работы |
| №14 |
|
| №15 | №16 |
| №17 | №17 |
Контрольные работы |
|
|
|
|
|
| КР№3 |
|
|
9 класс
Месяц | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | |||||||||||||||||||||||
Неделя | 1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 29-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-2 | 10-16 | 17-23 | 24-30 | 1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 12-18 | 19-25 | 26-1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 | 23-1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 | ||||
Тема(кол-во часов) | Математические основы информатики (13) | Моделирование и формализация (8) | Основы алгоритмизации (12)
| Начала программирования на языке Паскаль (16) | Обработка числовой информации | |||||||||||||||||||||||||
Практические работы |
|
| №1 | №2 | №3 4 | №5 |
|
| №6 | №7 | №8 |
|
|
| №910 | № 11 12 | №13 14 | № 1516 |
|
| №1718 | №1920 | № 20 21 | №2122 | №2324 | №2526 | №2728 |
| №29 | №3031 |
Контрольные работы |
|
|
|
|
|
| КР№1 |
|
|
|
| КР№2 |
|
|
|
|
|
| КР№3 |
|
|
|
|
|
|
|
| КР№4 |
|
|
Месяц | Апрель | Май | ||||||||||
Неделя | 30-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-3 | 4-10 | 11-17 | 18-24 | 25-30 | |||
Тема(кол-во часов) | в электронных таблицах (6) | Коммуникационные технологии (10) | Повторение (5 ) | |||||||||
Практические работы | №32 33 |
|
|
|
| №34 | №35 |
| №37 | №37 |
| |
Контрольные работы |
| КР№5 |
|
|
|
|
| КР№6 |
|
|
|
Тематический план по курсу «Информатика и ИКТ» 5-9 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов
|
| |||||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
|
|
|
| ||
| Компьютер для начинающих | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Компьютер и информация |
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
| Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией |
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
| Информация вокруг нас | 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Человек и информация |
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
| Информация и информационные процессы |
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
| Информационные технологии | 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обработка текстовой информации |
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
| Обработка графической информации |
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
| Обработка числовой информации в электронных таблицах |
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
| Коммуникационные технологии |
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
9. | Мультимедиа |
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
10. | Алгоритмы и исполнители |
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
11 | Алгоритмика |
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
12 | Основы алгоритмизации |
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
13 | Объекты и системы |
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
14 | Информационное моделирование |
|
| 20 |
|
|
|
|
|
|
15 | Моделирование и формализация |
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
16 | Математические основы информатики |
|
|
|
| 13 |
|
|
|
|
17 | Начала программирования |
|
|
|
| 16 |
|
|
|
|
18 | Резерв учебного времени | 2 | 2 | 1 | 2 | 5 |
|
|
|
|
| ИТОГО | 35 | 35 | 35 | 35 | 70 |
|
|
|
|
| Практические работы | 17 | 17 | 12 | 17 | 37 |
|
|
|
|
| Контрольные работы | 3 | 3 | 3 | 3 | 6 |
|
|
|
|
Учебно-методический комплекс по предмету "Информатика и ИКТ"
Кл | Программа (автор, название программы, в каком сборнике опубликована)
| Учебник (автор, название, издательство, год издания)
| Учебная дополнительная литература для учащихся
| Учебно-методическая литература для учителя
| Инструментарий для проверки знаний (автор, название, издательство, год издания) |
5 | Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов общеобразовательной средней школы /автор - Л.Л. Босова В сб.: Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. 5-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012г. | Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса/ Босова Л.Л. – 3-Е ИЗД. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2012 | Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова– 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 | Информатика и ИКТ. 5 — 7 классы: методическое пособие/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 | Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5 — 7 классов/Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 |
6 | Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса/ Босова Л.Л. – 3-Е ИЗД. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2012 | Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова– 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 | |||
7 | Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса/ Босова Л.Л. – 3-Е ИЗД. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2012
| Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса/ Л.Л. Босова– 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
| |||
8 | Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса | Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса/ Босова Л.Л. – 3-Е ИЗД. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2012 | Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса/ Л.Л. Босова– 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 | Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов/ Босова Л. Л., Босова А. Ю., - М.: Лаборатория знаний, 2012 | Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов/ Босова Л. Л., Босова А. Ю., - М.: Лаборатория знаний, 2012 |
9 | Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса в 2-х ч./ Босова Л.Л. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2012 | Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса/ Л.Л. Босова– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
ЭОР к методическому пособию Л.Л.Босовой «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 5-7 классы.
ЭОР к методическому пособию Л.Л.Босовой «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8-9 классы.
Авторсая мастерская Л.Л.Босовой (http://metodist.lbz.ru).
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста» (http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19 ).
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.(http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm)
Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова (http://kpolyakov.narod.ru/).
Федеральный институт педагогических измерений (http://fipi.ru/).
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru).
Требования к уровню подготовки учащихся в области Информатики и ИКТ
В результате обучения информатике обучаемые должны:
5 класс
знать/понимать:
предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
виды информации и ее свойства;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
историю развития вычислительной техники;
назначение, состав и загрузка операционной системы;
операционную оболочку;
приводить примеры информационных носителей;
представление о способах кодирования информации;
устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запуск программы из меню Пуск;
назначение основных элементов окна графического редактора;
приемы создания и редактирования изображения;
основные элементы текста;
приемы редактирования и форматирования текста;
проверку орфографии;
технологию вставки различных объектов;
о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
правило создания анимации,
уметь:
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
классифицировать информацию по видам;
раскрывать свойства информации на примерах;
представлять принципы кодирования информации;
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
соблюдать правила ТБ;
различать устройства ввода и вывода;
записывать/считывать информацию с любых носителей;
работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);
изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
выделять элементы текста;
проверять орфографию в документе;
выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
создавать простейшие анимации.
Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
построения цепочки логических выводов на основе исходных фактов;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
6 класс
знать/понимать:
требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях, назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти;
основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;
виды систем счисления;
правила перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, как копировать и форматировать текст и его фрагменты, редактировать и форматировать текст, создавать надписи;
способы кодирования изображения и способы кодирования информации; текстовую форму представления информации;
как человек познает мир через органы чувств;
об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии;
как образуются понятия;
отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы;
различия общих и единичных понятий, примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации;
как определяется понятие; понятие классификации, признака классификации;
понятие суждений и их виды; понятие умозаключения и правила их получения;
определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;
представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;
способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков;
правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;
правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков;
понятие цикла, его разновидности.
уметь:
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
приводить примеры различных систем счисления, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD;
приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD;
переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора; копировать и форматировать текст и его фрагменты;
объяснять принципы двоичного кодирования графической информации;
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текст;
приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации;
приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему;
приводить примеры данных логических отношений;
составлять план преобразования информации различными способами;
приводить примеры классификаций по определенному признаку;
приводить примеры различные виды суждений;
приводить примеры умозаключений;
приводить примеры алгоритмов;
составлять алгоритмы и записывать их различными способами;
составлять циклические алгоритмы;
работать в программе PowerPoint.
7 класс
знать/понимать:
смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
смысл терминов «модель», «моделирование»;
представление о назначении и области применения моделей;
правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
уметь:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
«читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
применять текстовой процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
8 класс
знать/понимать:
• сущность понятия «информация», ее основные виды;
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
• особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации:
• программный принцип работы компьютера;
• основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окна-ми, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
9 класс
знать/понимать:
• сущность понятия «информация», её основные виды:
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации;
• программный принцип работы компьютера:
• основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
• назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь:
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических зада-чах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Формы контроля
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90%% | хорошо |
51-75%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
отказался отвечать на вопросы учителя.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация совре-менного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологиче-ский элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащими-ся или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого фор-мата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Программные средства
Операционная система Windows XP.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы Microsoft Office 2003, 2007.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Web-страниц.
Система оптического распознавания текста.