Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староустинская основная школа
Принято: на заседании Педагогического совета Протокол №1 от 29.08.2017 г. | Утверждено: Приказ №65 от 01.09.2017 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 6 класса
Учитель: Куликова Н.В.
2017 г.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012. №273 – ФЗ»
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 5-7 классов / сост. Неменский. Просвещение,2013.
Цель:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Задачи:
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при-
знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Обучающийся будет знать и уметь:
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа
Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа.
Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)
Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.
Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры
Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве.
Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики
Знать основные характеристики и свойства цвета.
Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа.
Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.
Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.
Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников,
Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусств.
«Мир наших вещей. Натюрморт»
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве
Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта.
Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)
Иметь представление о многообразии и выразительности форм
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости.
Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры
Знать основы изобразительной грамоты: светотень.
Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта.
Знать выдающихся художников-графиков.
Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики
Знать выразительные возможности цвета.
Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра
Знать такой жанр искусства, как натюрморт; выдающихся художников, произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков).
Уметь анализировать образный язык произведений жанра
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»
Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр.
Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека.
Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов).
Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры.
Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пят-но) и уметь применять их в творческой работе с натуры.
Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.
Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами.
Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра.
Уметь применять полученные знания при работе с натуры.
Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель.
Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа.
Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.
Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт).
Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.
«Человек и пространство в изобразительном искусстве»
Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.
Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства.
Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.
Традиции изображения пейзажа в древнем Китае, Европе. Совершенствовать технику работы с красками, развитие творческого воображения.
Совершенствовать технику работы с красками, развитие творческого воображения. Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры.
Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике.
Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике.
Содержание учебного предмета
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)
Жанры и виды изобразительного искусства. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве художников. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). «Локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и еѐ выразительные возможности Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
«Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта. Художественное познание: реальность и фантазия. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность. Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты. Художники – наши земляки.
«Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж» (8 ч)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников Татарстана. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе
№ урока | № п/п | Название темы урока | Кол час. | Дата по | Дата по |
плану | факту |
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 часов) | | |
1 | 1 | Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 | 05.09 | |
2 | 2 | Рисунок - основа изобразительного искусства. | 1 | 12.09 | |
3 | 3 | Пятно как средство выражения. | 1 | 19.09 | |
4 | 4 | Композиция как ритм пятен. | 1 | 26.09 | |
5 | 5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | 03.10 | |
6 | 6 | Цвет в произведениях живописи. | 1 | 10.10 | |
7 | 7 | Объемные изображения в скульптуре. | 1 | 17.10 | |
8 | 8 | Объемные изображения в скульптуре. | 1 | 24.10 | |
9 | 9 | Основы языка изобразительного искусства. | 1 | 07.11 | |
Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов) | | |
1 | 10 | Художественное познание: реальность и фантазия. | 1 | 14.11 | |
2 | 11 | Изображение предметного мира- натюрморта. | 1 | 21.11 | |
3 | 12 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | 28.11 | |
4 | 13 | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. | 1 | 05.12 | |
5 | 14 | Освещение. Свет и тень. | 1 | 12.12 | |
6 | 15 | Натюрморт в графике. | 1 | 19.12 | |
7 | 16 | Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. | 1 | 26.12 | |
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов) | | |
1 | 17 | Образ человека - одна из главных тем искусства | 1 | 16.01 | |
2 | 18 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | 1 | 23.01 | |
3 | 19 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | 30.01 | |
4 | 20 | Изображение головы человека в пространстве. Автопортрет. | 1 | 06.02 | |
5 | 21 | Портрет в скульптуре. | 1 | 13.02 | |
6 | 22 | Портрет в скульптуре (продолжение). | 1 | 20.02 | |
7 | 23 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | 27.02 | |
8 | 24 | Портрет в живописи. | 1 | 06.03 | |
9 | 25 | Роль цвета в портрете. | 1 | 13.03 | |
10 | 26 | Роль цвета в портрете Объединение фантазии и реальности в образе человека. | 1 | 20.03 | |
Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов) | | |
1 | 27 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | 03.04 | |
2 | 28 | Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | 10.04 | |
3 | 29 | Правила линейной и воздушной перспективы (продолжение). | 1 | 17.04 | |
4 | 30 | Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 | 24.04 | |
5 | 31 | Пейзаж - настроение. Природа и художник. | 1 | 08.05 | |
6 | 32 | Городской пейзаж. | 1 | 15.05 | |
7 | 33 | Городской пейзаж (продолжение). | 1 | 22.05 | |
8 | 34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | 29.05 | |