СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10-11 класс ГОС 2004

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для страших классов, составлена в соответсвии с ГОС 2004.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10-11 класс ГОС 2004»














Рабочая программа учебного предмета

«ЛИТЕРАТУРА»

10-11 класс


Базовый уровень
























г. Каменск-Уральский

2016




Нормативные документы, на основании которых разработана Рабочая программа:
  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74)

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

  • Постановление от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САПИН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  • Постановление Правительства Свердловской области «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области» от 22.12.2005 № 1107-ПП

  • Устав Средней школы № 30;

  • Образовательная программа основного общего образования и среднего общего образования (ФК ГОС 2004 г.) Средней школы №30;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ N 576 от "08" июня 2015 г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ N 253 от "31" марта 2014 г.».

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (в редакции приказов Министерства образования и науки от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598).

Литература

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.



Содержание

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

ИЗУЧЕНИЯ

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного

образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

-названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

-названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных

-текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

-предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых

обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка

предоставляется автору программы или учителю).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

А.С. Пушкин

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану»

(IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я

посетил...», а также три стихотворения по выбору. Поэма «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою

окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.

Н.В. Гоголь

Одна из петербургских повестей по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

А.Н. Островский

Драма «Гроза» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

И.А. Гончаров

Роман «Обломов» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов). Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты) (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).

И.С. Тургенев

Роман «Отцы и дети» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения –обзорное изучение с анализом фрагментов).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.

А.К. Толстой

Три произведения по выбору.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).

Н.С. Лесков

Одно произведение по выбору.

М.Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города» (обзор).

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения –обзорное изучение с анализом фрагментов).

А.П. Чехов

Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору. Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (только для образовательных учреждений с русским

языком обучения). Пьеса «Вишневый сад» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

И.А. Бунин

Три стихотворения по выбору.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору.

Рассказ «Чистый понедельник» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

А.И. Куприн

Одно произведение по выбору.

М. Горький

Пьеса «На дне».

Одно произведение по выбору.

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов,

М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А.Клюев, И.Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.Хлебников, В.Ф. Ходасевич.

Стихотворения не менее двух авторов по выбору.

А.А. Блок

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору. Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Облако в штанах» (для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», а также три стихотворения по выбору.

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в

руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», а также два стихотворения по выбору.

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также два стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», а также два стихотворения по выбору. Поэма «Реквием».

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также два стихотворения по выбору.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

М.А. Булгаков

Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – один из романов в сокращении).

А.П. Платонов Одно произведение по выбору.

М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

А.Т. Твардовский

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», а также два стихотворения по выбору.

В.Т. Шаламов «Колымские рассказ» (два рассказа по выбору).

А.И. Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Рассказ «Матренин двор» (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).

Проза второй половины XX века

Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Не-красов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин. Произведения не менее трех авторов по выбору.

Поэзия второй половины XX века

Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов,

Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А.Тарковский. Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

Драматургия второй половины ХХ века

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М. Рощин.

Произведение одного автора по выбору.

Литература последнего десятилетия Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ4[2]

Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов. Произведение одного автора по выбору.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Проза: О.Бальзак, Г.Бёлль, О.Генри, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г., Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан, У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф. Стендаль, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко.

Произведения не менее трех авторов по выбору.

Поэзия Г.Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П.Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р.М. Рильке, Т.С.Элиот. Стихотворения не менее двух авторов по выбору.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА

Русская литература в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания

человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной

несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.

Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные

предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов

Росси]. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и

философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии.

Формирование национального театра. Становление литературного языка.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков. Новые литературные течения.

Модернизм.

Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые

репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России.

Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное

регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и

тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. «Лагерная» тема в литературе. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

- Художественная литература как искусство слова.

-Художественный образ.

- Содержание и форма.

- Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм,

романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества

выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ,

очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия:

экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Харак-тер. Тип. Лирический герой. Система образов.

- Деталь. Символ.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

· образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

· основные теоретико-литературные понятия;

уметь

· воспроизводить содержание литературного произведения;

· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и

теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности

композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать

эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-

историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять

«сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным

направлением эпохи;

· определять род и жанр произведения;

· сопоставлять литературные произведения;

· выявлять авторскую позицию;

· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного

произношения;

· аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.









п/п

Дата

Раздел, тема урока

Литература 10 класс

Изучаемые произведения


1.









2.






3.

4.



5.







6.





7.


8.

9.





10.


11.

12.


13.


14.

15.


16.





17.












18.




19.

20.


21.

22.



23.

24.




25.

26.





27.







28.

29.





30.





31.



32.

33.



34.


35.



36.



37




38.

39.


40

41.


42.


43.



44.



45.



46.







47.




48.




49.




50.






51.

52.





53.






54.





55.




56.




57.







58.




59.

60.

61.

62.


63.


64.


65.



66.

67.


68.





69.



70.

71.


72.

73.

74.

75.

76.

77.


78.

79.

80.


81.

82.

83.

84.


85.

86.


87.


88.



89.



90.

91.



92.


93.



94.





95.



96.



97.


98.


99.

100.





101.








102.










103.


Литература XIX века (90 час)

1.1.Введение

(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века

(15 час)

2.1.Обзор русской литературы первой половины

XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин (5 час)

3..1.Жизнь и творчество (обзор).

4.2.Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»

5..3.Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

6.4.Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

7.5. Р.р. Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М. Ю. Лермонтов (2 час)+ 2+1

8.1.Жизнь и творчество (обзор).

9.2.Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

10.3. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта..Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

11.4Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

12.5. Р.р.Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова.Н. В.


Гоголь (3 час)+1 час.

13.1.Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести).

14.2.Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности.

15.3. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.


16.4. Р.р. Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.


Литература второй половины

XIX века (79 час) +8 Р.р.


17.1.Обзор русской литературы второй половины

XIX века (1 час)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.


А. Н. Островский (7 час)

18.1.Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза»

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.

19.2.. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова.

20.3.Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.

21.4. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.

22.5.Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

23.6.Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”1.

24.7. Р.р.Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

Ф. И. Тютчев (3 час)

25.1. Жизнь и творчество (обзор).

26.2.Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

27.3.Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).


А.А.Фет ( 3 часа).

28.1.Жизнь и творчество (обзор).

29.2.Поэзия Фета , литературная традиция Фета и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

30.3.Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).


31.4.Р.р.Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

И. А. Гончаров (5 час)

32.1.Жизнь и творчество (обзор).

33.2.Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов.

34.3. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа.

35.4. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

36.5. Р.р.Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

И. С. Тургенев (8 час)

37.1.Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России.

38.2. Сюжет, композиция, система образов романа.

39.3. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова.

40.4. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия.

41.5.Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство).

42.6. Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра.

43.7.“Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

44.8.Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.


А. К. Толстой (2 час)

45.1.Жизнь и творчество (обзор).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения»,

46.2. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).


Н. С. Лесков (2 час)

47.1.Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).

48.2. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 час)

49.1.Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства.

50.2..Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.


Н. А. Некрасов (5 час) +1 р.р.

51.1.Жизнь и творчество (обзор).

52.2.Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

53.3.Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

54.4.Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков.

55.5. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

56.6. Р.р.Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

К. Хетагуров (1 час)

(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

57.1.Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.


Ф. М. Достоевский (10 час) +1рр.

58.1.Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра.

59.2. Проблематика, система образов романа.

60.3.Теория Раскольникова и ее развенчание.

61.4. Раскольников и его “двойники”.

62.5. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга.

63.6. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе.

64.7. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.

65.8.Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора.

66.9. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского.

67.10.Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

68.11. Р.р.Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.


Л. Н. Толстой (17 час) +3ч. Рр.

69.1.Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа.

70.2.Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием.

71.3.Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

72.4 Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского.

73.5.Путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова.

74.6. Анализ эпизодов романа «Война и мир».

75.7.Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”.

76.8. Изображение светского общества.

77.9.“Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.

78.10.Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.

79.11. Роль эпилога.

80.12.Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе.

81.13. Анализ сцен Шенграбенского и Аустерлицкого сражений .

82.14. Изображение Отечественной войны 1812 г.

83.15. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.

84.16. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого.

85.17. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина.

86.18. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе.

87.19. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”).

88.20. Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

89.21.Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

А. П. Чехов (9 час)

90.1.Жизнь и творчество.

91.2.Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Рассказы: «Студент», : «Палата № 6»,

92.3.Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. «Ионыч».

93.4. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

94.5.Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст Рассказы: «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» (возможен выбор двух других рассказов).

95.6. Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада.

96.7. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).

97.8. Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра.

98.9. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

99.10.Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

100.1.Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века (1 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.


101.1 .Г. де Мопассан (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.


102.1.Г. Ибсен (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.


103.1.А. Рембо (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.


Резервные часы – 2 урока.


















Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...».




Поэма «Медный всадник».








Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...»

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»


Повесть “Невский проспект"























Драма «Гроза»










Статья .Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве”





Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья.




Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»


Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»





Роман «Обломов».












Роман «Отцы и дети».


















«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения»,


«Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).





Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).






«История одного города» (обзор).










Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).












Стихотворения из сборника «Осетинская лира».






Роман «Преступление и наказание».























Роман-эпопея «Война и мир».



































Рассказы: «Студент», : «Палата № 6»,



«Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» (возможен выбор двух других рассказов).

Комедия «Вишневый сад».



















Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).







Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).








Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).



Итого 105 часов



п/п

Дата

Раздел, тема урока

Литература 11 класс

Изучаемые произведения


1.









2.










3.





4.





5.



6.



7.




8.




9.




10.



11.



12.


13.


14.


15.

16.






17.





18-19.



19.











20.






21.








22.






23.






24.






25.




26.







27.







28.






29.






30.









31-32.


33.





34.



35.





36.


37.

38.





39.


40.


41.





42.


43.


44.


45.




46.

47.



48.


49.





50.



51.



52.



53.






54.



55.


56.








57.




58.




59.




60.


61.




62.


63.



64.





65.










66.


67.



68.



69.



70.


71.


72.


73.



74.




75.




76.




77.

78.



79.



80.


81.




82.




83.





84.




85.








86.



87.








88.



89.


90.



91.



92.





93.





94.





95.







96.







97.







98.








99.





100-102.


103-105.



Литература XX века (90 час)

1.Введение (1 час)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.


Литература первой половины XX века (71 час)+8 Р.р. 2.Обзор русской литературы первой половины XX века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин (4 час)

3.1.Жизнь и творчество (обзор).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской . Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

4.2.Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

5.3.Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”.Рассказы: «Антоновские яблоки». Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали.

6.4. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

А. И. Куприн (2 час)

7.1.Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести.

8.2.Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (5 час)

9.1.Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы.

10.2. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

11.3.Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов.

12.4. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке.

13.5. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).

14.6. Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

15.7. Р.р.Сочинение по творчеству М. Горького.

16.1.Обзор зарубежной литературы первой половины XX века (1 час) Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.


17.1.Б. Шоу (2 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии.

18.2. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.


19.1.Г. Аполлинер (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

(8 час)+3 часа

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

20.1.Обзор (1 час)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.


21.2..Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).


22.3. В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

23.4.К. Д. Бальмонт (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

24.5. А. Белый (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

25.6. Акмеизм (1 час)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

26.7. Н. С. Гумилев (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

27.8.Футуризм (1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

28.9.И. Северянин (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

29. 10.В. В. Хлебников (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

30.11.Крестьянская поэзия (1 час)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений)

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

31-32.12-13.Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.

А. А. Блок (7 час) +1час.

33.1. Жизнь и творчество.

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Незнакомка».

34.2.Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане»

35.3. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом”«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» и стихотворении «Скифы» »



36.4.Тема Родины. «Россия», «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

37.5.Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

38.6.Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы.

39.7.Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

40.8.Сочинение по творчеству А. А. Блока.

В. В. Маяковский (5 час)

41.1.Жизнь и творчество.

Маяковский и футуризм. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха).. Дух бунтарства в ранней лирике. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте»,

42.2. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. «Юбилейное».

43.3.Сатирические образы в творчестве Маяковского.

«Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

44.4.Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии».

45.5. Особенности любовной лирики «Письмо Татьяне Яковлевой» «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», (возможен выбор трех других стихотворений).


С. А. Есенин (5 час)

46.1.Жизнь и творчество.

47.2.Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина .Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…».

48.3. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. «Мы теперь уходим понемногу…»,. «Не жалею, не зову, не плачу…» «Письмо матери».

49.4. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина.Стихотворения: «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». «Русь Советская»



50..5.Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…»

51.6. Р.р.Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.


М. И. Цветаева (3 час)

52.1.Жизнь и творчество (обзор).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…».

53.2. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).



54.3.Своеобразие поэтического стиля. Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

О. Э. Мандельштам (3 час)

55.1.Жизнь и творчество (обзор).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма..Стихотворения: «Notre Dame»

56.2. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).




57.3.Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).

А. А. Ахматова (5 час)

58.1.Жизнь и творчество.

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…».

59.2.Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

60.3.Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

61.4.Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”.

62.5. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

63.6.Р.р.Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.


Б. Л. Пастернак (4 час)

64.1.Жизнь и творчество (обзор).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии».

65.2.Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).




66.3. Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа.

67.4. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков (6 часов)

68.1.Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа.

69.2.Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики.

70.3. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа.

71.4. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе.

72.5. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

73.6.Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.


А. П. Платонов (2 час)

74.1.Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести.

75.2. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.


М. А. Шолохов (6 час)

76.1.Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции.

77.2. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.

78.3. Глубина постижения исторических процессов в романе.

Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов.

79.4.Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей.

80.5. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

81.6.Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.


Литература второй половины XX века (19 час)

Э. Хемингуэй (2 час)

82.1.Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго.

83.2. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Обзор русской литературы второй половины XX века (2 час)

84.1.Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.

85.2.«Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).


А. Т. Твардовский (2 час)

86.1.Жизнь и творчество (обзор).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…».

87.2. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. «Памяти матери».

«Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).


В. Т. Шаламов (2 час)

88.1.Жизнь и творчество (обзор).

История создания книги “Колымских рассказов”. Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

89.2.Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын (2 час)

90.1.Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести.

91.2. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

(Возможен выбор других поэтов и писателей )

В. М. Шукшин (1 час)

92.1.Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).


.В. В. Быков (1 час)

93.1.Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин (1 час)

94.1.Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов (1 час)

95.1.Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Р. Гамзатов (1 час)

(возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России)

96.1. Жизнь и творчество (обзор).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

И. А. Бродский (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

97.1.Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).

Б. Ш. Окуджава (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

98.1.Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

А. В. Вампилов (1 час)

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)

99.1.Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

.

100.1.Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

2-3.Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в. Резерв времени 3 часа.


























Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки».

«Темные аллеи»




Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).






Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).




Пьеса «На дне».



















Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).







Стихотворение «Мост Мирабо».
























Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).



Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).








Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).










Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).


Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).















Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Незнакомка».

«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане»


На поле Куликовом”«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» и стихотворении Скифы»

«Россия», «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Поэма «Двенадцать».










«А вы могли бы?», «Послушайте»,

«Юбилейное».






«Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Письмо Татьяне Яковлевой» «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», (возможен выбор трех других стихотворений).


Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…».

«Мы теперь уходим понемногу…»,. «Не жалею, не зову, не плачу…» «Письмо матери».

«Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». «Русь Советская».

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…»




Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…».

«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).



Стихотворения: «Notre Dame»


«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).




Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…».

«Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэма «Реквием».








«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии».


«Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Роман «Доктор Живаго» (обзор).





Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).














Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).







Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
















Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).




















Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…». . «Памяти матери». «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).



Повесть «Один день Ивана Денисовича».






Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).


Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).



Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).






Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).




Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).



Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).




Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).





Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).




Итого 105 часов

Всего 210 часов, из них резервных – 5 часов.

1