№ п/п | Дата | Тема урока Календарно-тематическое планирование по литературному чтению -136 ч ( 4 часа в неделю) | Кол-во часов | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Примечания |
понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) личностные результаты |
| | Первое сентября —первый день календаря (3 ч). |
1 | | Стихи и рассказы о школе. С. Я. Маршак «Сентябрь», «Первый день календаря». Отрывок; Я. Л. Аким «Где ты ходишь, осень?»; | 1ч | | Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение учителем раз-личныхтекстов). Письмо. Отработка навыков построения письменных текстов соответственно нормам письменной речи и с использованием выразительных средств языка. Чтение. Адекватное пони-мание содержания прочитанного текста; овла-дение различными видами чтения. Говорение (отработка комму- никативных УУД). Построение мо- нологического высказывания; диалогическое общение; адекватное использование речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач; умение пользоваться нормами речевого этикета. Работа с текстом. Работа над содержанием; обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; отработка навыков сравнения текстов и элементов текста. Анализ художественного произведения. Персонажи произведения в их поступках и речи; отношение автора к персонажам; рассказ от первого лица; этикет поведения и речевого общения (выработка коммуникативных УУД). Литературоведческая пропедев- тика. Формирование первоначальных представлений о теме произведения, о прямом и переносном значениях слова. Творческая работа. Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста;работа с многозначными словами, со словами, имеющими уменьшительно-ласкательные суффиксы | Адекватное понимание содержания звучащей речи. Создание письменных текстов разного типа, адекватных по содержанию и форме. Чтение вслух и просебя слов, предложений, текста. Выборочное чтение для получения определенной информации. Выразительное чтение небольших текстов, стихотворных и прозаических. Создание коротких монологических текстов с опорой на авторский текст или собственный опыт; участие в диалоге при обсуждении содержания произведения; использование этикетных формул приветствия. Формулировка выводов, основанных на содержании текста; создание собственных высказываний на основе содержания текста; сравнение текстов, близких по форме и содержанию. Характеристика поведения персонажей; определение авторской позиции; оценка речевого поведения персонажей. Формулировка темы произведения; обнаружение в тексте прямого и переносного значений слова. Обнаружение в тексте речевых примет рассказа от первого лица; определение конкретного значения слова в контексте; сравнение двух речевых вариантов для выражения одного и того же; образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Создание устного текста повествовательного характера (с опорой на прочитанное произведение) Формирование потребности в общении в коллективе Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса. | |
2 | | Е. Л.Шварц «Как Маруся начала учиться».Из повести «Первоклассница»; | 1ч | |
3 | | В. В. Голявкин «Как я под партой сидел» | 1ч | |
| | «Что такое хорошо и что такое плохо» (11 ч). |
4 | | В. А. Осеева «Навестила»; | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение. Применение норм речевого этикета; отработка навыков четкого и быстрого произно-шения (при произнесении скороговорки). Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; отличие произведений разных жанров; членение текста на части; работа с заглавием; передача содержания текста своими словами. Анализ художественного произведения: персонажи произведенияв их поступках и речи; отношение автора к персонажам; нравственное содержание произведений; хорошее и плохое в поступках людей, мотивы их поведения; этикет поведения и речевого общения (обсуждение понятия «вежливость»);комическое в художественном произведении; формирование уважительного отношения к школе и учителям посредством анализа литературного произведения; анализ жанровых особенностей произведений (басня). Литературоведческая пропедевтика: формирование представления о жанровом своеобразии произведений; басня как нравоучительное произведение, мораль басни и способы ее выражения; углубление представлений об основной мысли произведений; развитие представлений об иносказании; пословица как малый фольклорный жанр; скороговорка. Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с устойчивыми выражениями; словесное выражение основной мысли художественного произведения. Творческая работа. Работа с книгой | Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Применение этикетных формул вежливого общения с людьми; произнесение скороговорки.Создание собственных высказываний на основе содержания текста; объяснение смысла заглавия; сравнение текстов, близких по содержанию; озаглавливание частей текста; выборочный пересказ текста. Характеристика поведения персонажей; определение авторской позиции; анализ поступков героя с точки зрения норм морали; оценка речевого поведения персонажей; обнаружение нравственных ценностей,отраженных в поведении персона- жей; выявление отличий произведений разных жанров; определение поучительного смысла произведения. Обнаружение жанровой специфики басни, пословицы и скороговорки; формулировка основной мысли произведения. Выявление речевых особенностей скороговорки; определение значения фразеологизма; сравнение двух речевых вариантов выражения одного и того же; подбор слов для характеристики персонажа. Создание устного текста повествова- тельного характера (с опорой на про- читанное произведение). Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Формирование потребности в общении в коллективе Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса. | |
5 | | О. Е. Григорьев «Яма»; С. Я.Маршак «Песенка о вежливости». | 1ч | |
6 7 | | Н. Н. Носов «Огурцы» | 2ч | |
8 | | К. Д. Ушинский «Играющие собаки» | 1ч | |
9 | | Л. Н. Толстой «Муравей и голубка», «Лев и мышь».Басни; | 1ч | |
10 11 | | И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Басни; | 2ч | |
12 13 14 | | Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывки из по- вести; скороговорки, пословицы | 3ч | |
| | «Уж небо осенью дышало...» (8 ч). |
15 | | Е. А. Баратынский «Осень». Отрывок; «Утренник». По М. М. Пришвину; | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*. Работа с текстом. Работа над содержанием; обнаружение и пони- мание информации, не выраженной в тексте явно; осуществление расши- ренного поиска информации; члене- ние текста на части; образ автора в произведении. Анализ художественного произ- ведения. Поэты о красоте родной природы — поэтические картины осени (экологическое и эстетическое воспитание); образ автора художественном произведении; настроение, выраженное в произ- ведениях; расширение представлений о природе на основе художественных произведений. Литературоведческая пропедев- тика. Развитие представлений об образе автора; формирование перво- начальных представлений о звуко- писи (без введения термина); скры-тое сравнение. Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с образными выраже- ниями; выявление признаков для наименования предметов; расшире- ние и активизация словарного запаса школьника. Творческая работа. Работа с книгой | Выборочное чтение. Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения, настроения. Декламация. Построение устного монолога в форме рассказа (описание). Формулировка выводов, основанных на содержании текста; создание собственных высказываний на основе содержания текста; поиск информации в сети Интернет; выделение частей художественного произведения в соответствии с выраженным в нем настроением. Определение эмоционального тона произведения; определение авторской позиции; характеристика автора произведения с опорой на содержание текста. Выявление образа автора в произведении; выявление в тексте скрытого сравнения и слов, передающих звуковые впечатления об объекте. Выявление речевых особенностей художественного произведения (средства создания выразительности); объяснение значения слова и выражения. Создание устного текста повествовательного характера; иллюстрирование текста; раскрашивание картинки в соответствии с содержанием текста. Написание краткого отзыва в «Днев- нике читателя» Формирование потребности в общении в коллективе Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса | |
16 17 | | Н.М. Рубцов «У сгнив- шей лесной избушки». Отрывок; «Недосмотренные грибы». По М. М. Пришвину; | 2ч | |
18 19 | | М. М. Пришвин «Грибы тоже ходят»; | 2ч | |
20 | | В. А. Жуковский «Птичка» В. А. Солоухин «Деревья». Отрывок | 1ч | |
21 | | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». Из романа «Евгений Онегин»;пословицы, загадки, приметы, народные названия месяцев | 1ч | |
22 | | Обобщение по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1ч | | |
| | Про хитрую лису, глупого волка и других зверей (14 ч). |
23 | | Русская народная сказка. «За лапоток —курочку, за курочку —гусочку» | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение. Отработка навыков четкого и быстрого произношения (при произнесении скороговорки). Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не вы- раженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; сравнение произ- ведений разных жанров; сравнение произведений одного жанра; чле- нение текста на части; передача содержания текста своими словами. Анализ художественного произ- ведения. Специфика персонажей сказок о животных, их отличитель- ные признаки; выработка умения оценивать персонаж сказки по его поступкам и мотивам поступков; нравственное содержание сказок о животных; развитие первоначаль- ных умений определять основную мысль произведения; выработка умения объяснять название текста. Литературоведческая пропедев- тика. Формирование представле- ний об основных особенностях фольклора (коллективный автор, устная форма существования, вари- антность); жанровое своеобразие сказок о животных; формирование первоначальных представлений о рассказе через сравнение его со сказкой; развитие представлений о созвучии (рифме) как средстве выразительности. Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей тек- ста; работа с устойчивыми выраже- ниями; словесное выражение основ- ной мысли художественного произ- ведения; работа с однокоренными словами и со словами, имеющими оценочные суффиксы; работа со словами-названиями. Знакомство с культурно-историческим наследием. Старинные русские обычаи (родины, крестины, ку- мовство). Творческая работа. Работа с книгой* | Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов,нужных для подтверждения своей мысли. Чтение по ролям (инсценирование). Выразительное чтение.Фонетическое упражнение (скороговорка). Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение частей текста; пересказ фрагментов текста; выделение общего и отличного в произведениях,сходных по сюжету или по жанру. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм человеческой морали; оценка речевого поведения персонажей; сравнение сказок по событиям и персонажам; обнаружение нравственных ценностей, отраженных в произведении. Выявление отличительных особенностей фольклорных текстов в произведениях раздела; выделение жанровых признаков сказок о животных в конкретных текстах; выявление отличий между сказкой о животныхи рассказом; определение роли со- звучий в тексте.Выявление речевых особенностей художественного произведения (созвучие, образные слова и выражения);объяснение значения слова и выражений; выделение морфем в словах (общий корень в ряде слов, суффиксы с оценочным значением). Инсценирование; создание сказки по предложенной модели; создание сказки или истории по пословице; иллюстрирование; написание крат- кого отзыва в «Дневнике читателя» Формирование потребности в общении в коллективе Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса. | |
24 25 26 | | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» «Сказки про теремок» | 2ч 1ч | |
27 | | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Пословица, Загадки | 1ч | |
28 29 | | Русская народная сказка «Лиса и журавль», | 2ч | |
30 | | «Сказки о животных» | 1ч | |
31 | | М. М. Пришвин «Журка» | 1ч | |
32 33 | | Русская народная сказка «Зимовье зверей» Загадка | 2ч | |
34 35 | | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 2ч | |
36 | | Обобщение по разделу « Про хитрую лису, глупого волка и других зверей » | 1ч | |
| | 2 четверть - 28 ч Делу время — потехе час (7 ч). |
37 38 | | «Долгоногий жура- вель», «Совушка-сова». Русские народные по- тешки; «Мышку по воду послали». Литовская потешка; «Косари». Молдавская потешка; «Сенокос», «Веселье». Чешские потешки; | 2ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение. Отработка навыков чет- кого и быстрого произношения (при произнесении скороговорки). Работа с текстом. Отработка навы- ков построения оценочного выска- зывания; сравнение разных произве- дений одного жанра; сравнение про- изведений разных жанров, сходных по содержанию; работа с учебным текстом. Анализ художественного произ- ведения. Выработка умения оце-нивать персонаж по его поступкам; анализ жанровых признаков текста; развитие представлений о жизне подобном и условном; нравственное содержание текстов; развитие пред- ставлений о комическом в литера- турном произведении. Литературоведческая пропедев- тика. Работа с понятием «жанр литературного произведения»; формиро- вание первоначальных представле- ний о жанре потешки, загадки, шуточной народной песни, пригово- ра; развитие представлений о созву- чии (рифме). Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста;расширение и активизация словарного запаса школьника. Знакомство с культурно-исто- рическим наследием. Пополнение представления детей о К. Д. Ушин- ском как писателе; знакомство с некоторыми приметами старинно-го русского быта и развлечений (медвежья потеха, хоровод). Творческая работа. Работа с книгой* | Просмотровое и выборочное чтение. Выразительное чтение. Произнесение скороговорки. Создание собственных высказываний на основе содержания текста;выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру. Выбор слов из предложенного ряда для характеристики персонажа; характеристика персонажа по его поступкам; оценка нравственных качеств персонажа.Придумывание загадок по модели,текста — по пословице; работа с ил- люстрацией и репродукцией лубочной картинки.Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Формирование потребности в общении в коллективе Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса. | |
39 40 | | К. Д. Ушинский «Ученый медведь»; | 2ч | | |
41 | | «Воробей пиво варил». Русская народная песня; «Андрей-воробей». | 1ч | |
42 | | «Я посею, я посею». Русская народная песня | 1ч | |
43 | | Обобщение по разделу «Делу время — потехе час» | 1ч | |
| | Сказки русских писателей (12 ч). |
44 | | В. В. Бианки «Лис и Мышонок»; | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение. Выработка умения переда- вать характер персонажа через его речь. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выра- женной в тексте явно; отработка на- выков построения оценочного вы- сказывания; построение аргументации; членение текста на части; передача содержания текста своими словами; установление последовательности событий в тексте; сравнение текстов; работа с учебным текстом. Анализ художественного произве- дения. Выработка умения оцени- вать персонаж сказки по его поступкам; характеристика персонажей по содержанием литературных сказок; формирование эстетического отношения к искусству слова; анализ авторского замысла. Литературоведческая пропедевтика. Закрепление представлений о народной сказке; формирование первоначальных представлений о литературной сказке; формирование первоначальных представлений о композиции; формирование первоначальных представлений о диалоге, о противопоставлении; знакомство с одним из признаков волшебной сказки — троекратным повтором (по «Сказке о золотой рыбке» А. С. Пушкина). Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текс- та; работа с устаревшими словами, со словами-синонимами; расшире- ние и активизация словаря школь- ника; словообразовательный анализ слова как средство определения зна- чения устаревших слов. Знакомство с культурно-истори- ческим наследием. Знакомство с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина; знакомство с предметами старинного русского быта (одежда, жилище, оружие, ут- варь и т. п.). Творческая работа. Работа с книгой* | Просмотровое и выборочное чтение для нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение по ролям (инсценирование). Выразительное чтение. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение частей текста; пересказ фрагментов текста; пересказ по составленному плану; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали;оценка речевого поведения персонажей; сравнение сказок по событиям и персонажам; обнаружение нравственных ценностей, отраженных в анализируемых произведениях; восприятие красоты художественного слова. Выделение специфических признаков народной и литературной сказок в конкретных текстах; наблюдение за последовательностью событий в произведениях; выделение отличительных признаков диалогической речи в текстах сказок; обнаружение примеров противопоставления и троекратного повтора в литературных сказках. Выявление речевых особенностей художественного произведения (образные слова и выражения, устаревшие слова, слова-синонимы); сравнение двух речевых способов выражения одного содержания; определение значений слов и выражений в тексте; определение способа образования слова. Анализ образа автора в произведени- ях А. С. Пушкина. Инсценирование; создание устного текста-рассуждения. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса | |
45 46 | | Н. Д. Телешов «Покро- витель мышей»; | 2ч | |
47 48 49 | | К. И. Чуковский «Федо- рино горе»; | 3ч | |
50 51 | | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеле- ный...». Из поэмы «Руслан и Людмила»; | 2ч | |
52 53 54 | | А. С. Пушкин «Сказка орыбаке и рыбке»; | 3ч | |
55 | | Обобщение по разделу «Сказки русских писателей» | 1ч | |
| | Родина любимая (5 ч). |
56 | | П. Н. Воронько «Лучше нет родного края»; | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выра- женной в тексте явно; использова-ние информации, взятой из допол- нительных источников; отработка навыков построения оценочного высказывания; сравнение произве- дений разных жанров; сравнение разных произведений одного жанра; работа с заглавием. Анализ художественного произ- ведения. Воспитание гражданст- венности, патриотического чувства через анализ произведений о Роди- не; развитие первоначальных умений определять основную мысль произведения. Литературоведческая пропе- девтика. Развитие представлений о словесном повторе; слова-сино- нимы. Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей поэтических текстов; работа с пословицами; словесное выражение основной мысли художественного произведения; работа с однокорен- ными словами | Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение наизусть. Выразительное чтение (выражение голосом эмоционального тона стихотворения;расстановка логических ударений в поэтическом тексте). Создание собственных высказываний на основе содержания текста;поиск информации в сети Интернет; выделение частей текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; озаглавливание частей произведения.Восприятие красоты родной природы, воспетой поэтами; восприятие красоты родного слова в патри- отической литературе; определение основной мысли произведения. Обнаружение в тексте и анализ примеров повтора; обнаружение в текстах слов-синонимов. Выявление речевых особенностей художественного произведения (образные слова и выражения); объяснение значения слова и выражения; выделение общего корня в ряде слов. Создание устного текста-рассуждения. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса | |
57 | | К. Д. Ушинский «Наше Отечество». В сокраще- нии | 1ч | |
58 | | С. А. Васильев «Россия»; | 1ч | |
59 | | «Русь». По С. Т. Романовскому; Вижу чудное приволье...». Песня. Из стихотворе- ния Ф. Савинова; | 1ч | |
60 | | Обобщение по разделу «Родина любимая» | 1ч | |
| | «Ой ты, зимушка-зима» (4 ч). |
61 62 | | П. А. Вяземский «...Здравствуй, русская молодка...». Из стихо- творения «Масленица на чужой стороне»; А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»; | 2ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не вы- раженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; работа с понятием «жанр»; сравнение произведений по разным признакам; сравнение разных произведений одного жанра; работа с заглавием. Анализ художественного произ- ведения. Восприятие содержания поэтического текста и настроения, в нем выраженного; картины зимы в представлении разных авторов; развитие эстетического чувства при анализе красот русской зимней природы. Литературоведческая пропедев- тика. Закрепление понятия «жанр»; формирование начальных представ- лений об олицетворении (без ис- пользования термина); развитие представлений о повторе как средст- ве выразительности; закрепление представлений о звукоподражании, о рифме (созвучии). Речевая работа. Формирование начальных представлений о стилис- тической окраске слов (без введения термина) — понятие о народно-поэ- тической и разговорной лексике; обнаружение и анализ речевых особенностей текстов; работа с си- нонимами; морфемный анализ слова с целью определения лексического значения слова; пополнение слова- ря школьника.Знакомство с культурно-историческим наследием. Расширение представлений об истоках новогод- него праздника; традиции праздно- вания Масленицы; знакомство со старинным новогодним обрядом («посевание»). Творческая работа. Работа с книгой* | Выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение наизусть. Выразительное чтение (тренировка вопросительной и восклицательной интонации; передача эмоционального тона стихотворения). Создание собственных высказываний на основе содержания текста;определение жанра произведения;выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; озаглавливание частей произведения. Восприятие красоты родной при- роды, воспетой поэтами; описание эмоционального тона произведения. Определение жанра произведения; обнаружение в тексте олицетворений, словесных повторов, звукоподражания, созвучий. Обнаружение в тексте народно-поэтических и разговорных слов; выявление речевых особенностей художе- ственного произведения (образные слова и выражения, народно-поэтическая, разговорная лексика); объяснение значения слов и выражений; подбор синонимов к слову; выделение морфем в слове. Создание устного текста-описания,текста-повествования. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса | |
63 | | И. З. Суриков «Детство». Отрывок; А. А. Фет «Чудная картина...»; | 1ч | |
64 | | С. А. Есенин «Бабушки- ны сказки». Отрывок; Празднование нового года | 1ч | |
| | 3 четверть- 44ч «Ой ты, зимушка-зима» (7 ч). |
65 | | С. А. Есенин «Бабушки- ны сказки». Отрывок; Празднование нового года | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выра- женной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; работа с понятием «жанр»; сравнение произведений по разным признакам; сравнение раз- ных произведений одного жанра; работа с заглавием. Анализ художественного про- изведения. Восприятие содержания поэтического текста и настроения, в нем выраженного; картины зимы представлении разных авторов; развитие эстетического чувства при анализе красот русской зимней при- роды. Литературоведческая пропедев- тика. Закрепление понятия «жанр»; формирование начальных представлений об олицетворении (без введения термина); закрепление представлений о звукоподражании. Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текстов; расширение словарного запаса. Творческая работа. Работа с книгой* | Выборочное чтение для нахождения фрагментов, нужных для подтверж- дения своей мысли.Чтение наизусть. Выразительное чтение. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; определение жанра произведения; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; озаглавливание частей произведения. Выявление средств художественного отображения красот родной природы; описание эмоционального тона произведения. Определение жанрапроизведения; выявление в тексте олицетворений, звукоподражания. Выявление речевых особенностей художественного произведения (образные слова и выражения, звукоподражание); объяснение значения слова и выражения. Создание загадок. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса |
66 | | И. С. Никитин «Елка». Отрывок; В. В. Бианки «Синичкин календарь» | 1ч | |
67 | | В. В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль»; «Ой ты, зимушка-зима». Русская народная песня; | 1ч | | |
68 | | Д. Б. Кедрин «Мороз на стеклах» М. М. Пришвин «Морозный день»; | 1ч | |
69 | | Ч. Янчарский «Мороз». Глава из повести «Мишка Ушастик». Перевод и пересказ В. Приходько; | 1ч | |
70 | | Русская масленица | 1ч | |
71 | | Обобщение по разделу «Ой ты, зимушка-зима» | 1ч | |
| | Словесные забавы (16 ч) |
72 73 | | Скороговорки; Н. П. Колпакова «Ненецкая скороговорка»; | 2ч | | Говорение. Отработка навыков четкого и быстрого произношения (при произнесении скороговорки). Работа с текстом. Обучение вос- приятию содержания текста при затрудненной форме его подачи; сравнение разных произведений одного жанра; сравнение произведе- ний разных жанров, сходных по со- держанию; работа с учебным текс- том. Анализ художественного произ- ведения. Развитие представлений о комическом в произведении; восприятие образности, вырази- тельности шуточных народных произведений как проявления наблюдательности народа; народные шуточные произведения разных жанров как отражение ментальности народа. Литературоведческая пропедев- тика. Работа с понятием «жанр литературного произведения»; расширение представлений о жанрах (скороговорки, загадки, шуточные народные песни); формирование представления о таких жанрах, как колыбельная песня, небылица, докучная сказка; развитие представ- лений о созвучии (рифме). Речевая работа. Определение рече- вых особенностей текста; расшире- ние и активизация словарного запаса школьника. Знакомство с культурно-исто- рическим наследием. Знакомство с некоторыми приметами старин- ного русского быта. Творческая работа. Работа с книгой* | Просмотровое и выборочное чтение. Выразительное чтение. Произнесение скороговорки Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру. Выделение средств выражения ко- мического в народных шуточных произведениях разных жанров; отгадывание загадок; выявление национальной специфики народных произведений. Выделение жанровых признаков в скороговорках, загадках, шуточных народных песнях, небылицах, докучных сказках; определение роли созвучий в тексте. Выявление в тексте звукописи, созвучий, образных слов, устаревших слов и определение их роли в произведении; объяснение значений слов и выражений. Придумывание скороговорок по модели; иллюстрирование.Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса | |
74 75 | | Загадки | 2ч | |
76 77 | | Колыбельные песни, присловья; «Женитьба комара». Русская народ- ная песня | 2ч | |
78 79 | | Пословицы, загадки. | 2ч | |
80 81 | | Небылицы; | 2ч | |
82 83 | | К. И. Чуковский «Путаница»; | 2ч | |
84 | | Молчанки | 1ч | |
85 86 | | Докучные сказки | 2ч | |
87 | | Обобщение по разделу « Словесные забавы » | 1ч | | |
| | Сказки разных народов (6 ч). |
88 | | Сказки о животных. «Хвост». Чукотская сказка; | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение. Выработка умения пере- давать характер персонажа через его речь. Говорение*. Работа с текстом. Отработка на- выков построения оценочного высказывания; передача содержания текста своими словами; сравнение текстов по разным признакам; работа с учебным текстом; исполь- зование информации, взятой из дополнительных источников. Анализ художественного произ- ведения. Знакомство со своеобра- зием сказок разных народов; выра- ботка умения оценивать персонаж сказки по его поступкам; работа над нравственным содержанием сказок; национальная специфика сказок — сравнение сюжета и пер- сонажей русских сказок и сказок других народов. Литературоведческая пропедев- тика. Закрепление понятия «сказка о животных»; формирование пер- воначальных представлений о сказке-объяснении; формирование понятия о противопоставлении как средстве создания выразительности. Речевая работа. Работа с речевы- ми средствами характеристики персонажа. Знакомство с культурно-истори- ческим наследием. Знакомство с некоторыми особенностями быта разных народов (чукчи, эвенки, африканские народы). Творческая работа. Работа с книгой* | Выборочное чтение. Создание собственных высказыва- ний на основе содержания текста; выделение частей текста; пересказ фрагментов текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру;поиск информации в энциклопедии или сети Интернет. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение сказок по событиям и персонажам; выявление нравст- венных ценностей и национальной специфики, отраженных в анализируемых произведениях. Выделение специфических признаков сказки о животных в конкретных текстах; обнаружение признаков сказки-объяснения в анализируемых текстах; обнаружение в тексте противопоставления. Выбор слов для описания персонажей. Создание сказки-объяснения. Написание краткого отзывав «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса | |
89 90 | | «Олешек и солнце». Эвенкийская сказка. Пересказ Н. П. Колпако-вой | 2ч | |
91 92 | | «Кто сильнее?». Африканская сказка. Перевод М. А. Смирновой | 2ч | |
93 | | Обобщение по разделу « Сказки разных народов » | 1ч | |
| | О братьях наших меньших (11 ч). |
94 | | Н. М. Рубцов «Воробей», «Коза», «Ласточка» | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение. Выработка умения пере- давать характер персонажа через его речь. Говорение*. Работа с текстом. Отработка навыков построения оценочного высказывания; чл части; передача содержания текстасвоими словами; установление последовательности событий в тексте; составление плана текста;сравнение текстов; работа с текстомописанием; работа с учебным текстом. Анализ художественного произве- дения. Эмоциональное и этическое развитие учащихся на материале произведений о животных, воспита- ние бережного отношения к приро- де, животным; определение главной мысли произведения, выявление ав- торского отношения к персонажу на основе анализа текста. Литературоведческая пропедевтика. Развитие представлений о реальном и условном изображении; развитие представлений о понятиях «персонаж», «сказка»,«рассказ»; развитие представлений об образе автора; формированиепредставлений об олицетворении (без использования термина Речевая работа. Определение рече- вых особенностей текста; расшире- ние и активизация словаря школь- ника; работа с многозначными сло- вами. Знакомство с культурно-истори- ческим наследием. Расширение представлений о предметах старин- ного быта. Творческая работа. Работа с книгой* | Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение наизусть. Выразительное чтение. Создание собственных высказываний на основе содержания текста;выделение частей текста;пересказ фрагментов текста; пересказ по составленному плану; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру. Определение эмоционального тона и настроения произведения; характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение произведений по событиям и персонажам; восприятие красоты художественного слова. Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа(условное и реальное); характеристика автора произведения на основе содержания и формы его произведений; обнаружение олицетворений в текстах. Анализ звукописи, олицетворения (без термина), разговорных слов как речевых особенностей произведений о животных; понимание и использование новых (незнакомых) слов; определение значений слов в тексте. Создание сказки-объяснения по модели. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса | |
95 96 | | К. Г. Паустовский «Барсучий нос»; | 2ч | |
97 98 | | Б. П. Корнилов «Как от меда у медведя зубы на - чали болеть»; | 2ч | |
99 100 | | О. Туманян «Кот-скорняк». Перевод С. Я. Маршака; | 2ч | |
101 | | М. М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой | 1ч | |
102 | | М. М. Пришвин «Собака-идеа- Лист» | 1ч | |
103 | | М. М. Пришвин «Жулька и бабочка»; Н. М. Рубцов «Про зайца» | 1ч | |
104 | | Обобщение по разделу « О братьях наших меньших » | 1ч | | |
| | Прилетел кулик из заморья — принес весну из неволья (12 ч). |
105 | | Ф. И. Тютчев «Весна»; | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не вы- раженной в тексте явно; членение текста на части; работа с заглавием;выражение образа автора в произведении; сравнение текстов по разным признакам; работа с учебным текстом; передача содержания текста своими словами; построение аргументации. Анализ художественного произ- ведения. Поэты о красоте родной природы — поэтические картины весны; образ автора в художественном произведении; настроение, выраженное в произведениях; расширение представлений о весне и ее приметах; развитие наблюдательности по отношению к природе (основы экологической культуры — личностные УУД). Литературоведческая пропе- девтика. Закрепление представ- лений о противопоставлении; фор- мирование представлений об эпитетах; работа с понятием «жанр» (речевые приметы весенних песен- закличек). Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с образными выражениями; выявление признаков для наименования предметов; рас- ширение и активизация словарного запаса школьника; определение лексического значения слова через описание значения морфем, его составляющих. Знакомство с культурно-истори- ческим наследием. Знакомство со старинными народными весен- ними обычаями и обрядами; знакомство со старинным крестьянским бытом. Творческая работа. Работа с книгой* | Выборочное чтение. Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения, настроения. Декламация. Построение устного монолога в форме рассказа (описание). Создание собственных высказываний на основе содержания текста;выделение частей художественного произведения; озаглавливание частей текста; выделение сходстви отличий текстов; подробный пересказ текста. Определение эмоционального тона произведения; определение авторской позиции; характеристика автора произведения с опорой на содержание текста; анализ роли выразительных средств в произведении; наблюдение за природой и бережное отношение к ней. Обнаружение противопоставлений и эпитетов в тексте; выявление образа автора в произведении; выявление жанровых примет в конкретных текстах. Выявление речевых особенностей художественного произведения (средства создания выразитель- ности); объяснение значения слова и выражения; использование в речи новых (ранее не знакомых) слов; морфемный анализ производного слова. Создание письменного текста-описания; иллюстрирование текста. Написание краткого отзывав «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса | |
106 | | В. В. Бианки «Синичкин календарь. Март»; | 1ч | |
107 108 | | М. М. Пришвин «Грачи прилетели»; В. А. Солоухин «О скворцах» | 2ч | |
| | 4 четверть-28ч |
109 110 | | А. С. Пушкин «Птичка»; Ф. А. Туманский «Птичка»; | 2ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не вы- раженной в тексте явно; членение текста на части; работа с заглавием;выражение образа автора в произведении; сравнение текстов по разным признакам; работа с учебным текстом; передача содержания текста своими словами; построение аргументации. Анализ художественного произ- ведения. Поэты о красоте родной природы — поэтические картины весны; образ автора в художественном произведении; настроение, выраженное в произведениях; расширение представлений о весне и ее приметах; развитие наблюдательности по отношению к природе (основы экологической культуры — личностные УУД). Литературоведческая пропе- девтика. Закрепление представ- лений о противопоставлении; фор- мирование представлений об эпитетах; работа с понятием «жанр» (речевые приметы весенних песен- закличек). Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с образными выражениями; выявление признаков для наименования предметов; рас- ширение и активизация словарного запаса школьника; определение лексического значения слова через описание значения морфем, его составляющих. Знакомство с культурно-истори- ческим наследием. Знакомство со старинными народными весен- ними обычаями и обрядами; знакомство со старинным крестьянским бытом. Творческая работа. Работа с книгой* | Выборочное чтение. Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения, настроения. Декламация. Построение устного монолога в форме рассказа (описание). Создание собственных высказываний на основе содержания текста;выделение частей художественного произведения; озаглавливание частей текста; выделение сходстви отличий текстов; подробный пересказ текста. Определение эмоционального тона произведения; определение авторской позиции; характеристика автора произведения с опорой на содержание текста; анализ роли выразительных средств в произведении; наблюдение за природой и бережное отношение к ней. Обнаружение противопоставлений и эпитетов в тексте; выявление образа автора в произведении; выявление жанровых примет в конкретных текстах. Выявление речевых особенностей художественного произведения (средства создания выразитель- ности); объяснение значения слова и выражения; использование в речи новых (ранее не знакомых) слов; морфемный анализ производного слова. Создание письменного текста-описания; иллюстрирование текста. Написание краткого отзывав «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса |
111 112 | | А. Н. Майков «Весна! выставляется пер- вая рама...»; С. Я.Маршак «Апрель»; А. Н. Майков «Весна»; | 2ч | | |
113 | | Весенние братья-месяцы | 1ч | |
114 115 | | В. И. Белов «Весна». Отрывок из книги «Лад»; | 2ч | |
116 | | Обобщение по разделу « Прилетел кулик из заморья — принес весну из неволья » | 1ч | |
| | Сказки зарубежных писателей (9 ч). |
117 118 | | Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Смоляное чучелко», Из «Сказок дядюшки Римуса». Перевод М. Гершензона; | 2ч | | Чтение*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; членение текста на части; передача содер- жания текста своими словами; сравнение текстов по разным признакам. Анализ художественного произ- ведения. Выработка умения харак- теризовать персонаж по его поступ- кам; раскрытие нравственного со- держания сказок. Литературоведческая пропедев- тика. Представление о понятии «персонаж-рассказчик»; развитие представлений о сказке-объяснении; формирование представлений об иносказании (без использования термина). Речевая работа. Работа с речевыми особенностями текста (иносказа- ние, повтор, рифма). Знакомство с мировыми культур- ными ценностями. Знакомство с творчеством Дж. Харриса и Р. Киплинга. Творческая работа. Создание соб- ственного текста заданного жанра и вида, работа с иллюстрациями. Работа с книгой | Создание собственных высказываний на основе содержания текста;подробный пересказ текста;выделение сходств и отличий сказок разных авторов. Характеристика персонажа; сравнение сказок Дж. Харриса с русскими народными сказками.Применение понятия «персонаж- рассказчик» при анализе художественного текста; выделение признаков сказки-объяснения; обнаружение в тексте иносказания.Анализ примеров иносказания, повтора и рифмовки.Сочинение сказки с персонажемрассказчиком. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» | |
119 120 | | Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса». Из «Сказок дядюшки Римуса». Перевод М. Гершензона; | 2ч | |
121 122 | | Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», Из «Сказок дядюшки Римуса». Перевод М. Гершензона; | 2ч | | |
123 124 | | Р. Киплинг «Слоненок». Перевод К. И. Чуковского | 2ч | |
125 | | Обобщение по разделу « Сказки зарубежных писателей» | 1ч | |
| | Лето красное (4 ч). |
126 | | С. Я.Маршак «Июнь»; В. Д. Берестов «Легкий вздох иль ветерок...». | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не вы- раженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; сравнение произве- дений по разным признакам. Анализ художественного про- изведения. Развитие умения вос- принимать поэтическое содержание лирического текста; восприятие эмоционального тона стихотворе- ния; картины лета в представлении разных авторов; развитие эстетического чувства при анализе красот русской природы; развитие умения воспринимать выразительность и точность поэтического слова. Литературоведческая пропедев- тика. Работа с понятием «жанр» (хороводная песня); развитие представлений об олицетворении (без термина). Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текс- тов; работа со словами-определения- ми; расширение словарного запаса учащихся. Творческая работа. Работа с книгой | Выборочное чтение с целью нахож- дения фрагментов, нужных для под- тверждения своей мысли. Чтение наизусть. Выразительное чтение (тренировка вопросительной и восклицательной интонации; пере- дача эмоционального тона стихотво- рения).Создание собственных высказыва- ний на основе содержания текста; определение жанра произведения; сравнение текстов по теме, пред- метам описания и речевым особен- ностям. Восприятие красоты родной при- роды, воспетой поэтами; описание эмоционального тона произведения; определение роли выразительных средств в анализируемых произведениях. Выделение в тексте жанровых признаков хороводной песни; обнаружение в художественном произведении олицетворений. Выявление в художественном про- изведении специальной поэтической лексики (олицетворения, звукописи, повтора); толкование значений слов и выражений. Иллюстрирование. Написание краткого отзывав «Дневнике читателя» | |
127 | | А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Жди ясного на завтра дня...». «Березонька». Русская народная песня; | 1ч | |
128 | | А. А. Прокофьев «Люб- лю березу русскую...» | 1ч | |
129 | | Обобщение по разделу « Лето красное» | 1ч | |
130 | | Итоговая административная работа за 2 класс | 1ч | |
| | Фантазеры (6 ч). |
131 | | Е. И. Чарушин «Томки- ны сны»; | 1ч | | Аудирование*. Письмо*. Чтение. Выработка умения передавать характер персонажа через его речь Говорение*. Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; членение текста на части; работа с заглавием. Анализ художественного произве- дения. Выявление реального и фантастического в содержании текста;выявление комического в стихотворении; выработка умения оценивать персонаж по его поступкам;противопоставление персонажей;определение главной мысли текста. Литературоведческая пропедев- тика. Формирование понятия «комическое» на примере прозаических и поэтических текстов.Речевая работа. Обнаружениеи анализ речевых особенностей текста; работа с речевыми средствами характеристики персонажа | Просмотровое и выборочное чте- ние с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Выразительное чтение. Инсценирование. Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов,нужных для подтверждения своей мысли. Выразительное чтение. Инсценирование. Создание собственных высказываний на основе содержания текста;деление текста на части пособытиям; озаглавливание. Характеристика поведения персо- нажей; анализ поступков персонажей; анализ средств выражения комического. Обнаружение в тексте средств выражения комического. Выявление речевых особенностей художественного произведения (раз- говорные слова, образные слова и выражения, слова-синонимы, многозначные слова); определение значений слов и выражений в тексте; выбор слова из заданного ряда. Создание устного текста («додумывание» сюжета). Создание устного текста-описания. Создание небылицы. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» | |
132 | | К. И. Чуковский «Радость», «Обжора»; | 1ч | |
133 | | В.Ю. Драгунский «Друг детства»; | 1ч | |
134 | | М. М. Пришвин «Золотой луг»; | 1ч | |
135 136 | | Н. Н. Носов «Фантазеры» | 2ч | |